С 9 сентября по 9 октября в Перми на территории у музея-диорамы восстания 1905 года в Мотовилихе проходит выставка старинных автомобилей Ретро-гараж. На моей памяти это первое мероприятие подобного уровня в Перми. На выставке представлено около тридцати старинных и старых автомобилей. Также на втором этаже музея расположилась обширная и интересная выставка мототехники. Тем, кто не видел всё это вживую, предлагаю свой фоторепортаж. Заранее извиняюсь за качество фотографий - несколько лет ничего не фотографировал.
Открывает экспозицию легендарная Полуторка ГАЗ-АА. Первая модель Горьковского автозавода, главный советский грузовик Великой Отечественной войны. Машина 1936 года выпуска, это значит, что она наиболее близка к исходному Ford AA, в отличие от более поздних ГАЗ-ММ. Как следует из народного названия, грузоподъёмность машины - полторы тонны, как у нынешних Газелей.
Рядом легковой родственник ГАЗ-А. Соответственно копия Ford A. Даже эмблема ГАЗ на радиаторе очень похожа на фордовскую тех лет, шрифт надписи тот же.
Просто красивый старинный автомобиль и одновременно частичка отечественной истории.
Далее - пара «Эмок» ГАЗ-М1 разной степени заколхоженности:
Всем больше нравится бело-красная. Например, самодельный хромированный молдинг по низу крыльев и подножек добавляет ей блеска.
Однако её беда в том, что она принадлежит конторе, сдающей её в прокат. Преимущественно для свадеб, поэтому салон обшит чем попало, а родные агрегаты, похоже, заменены на что-то свежее, более подходящее для ежедневной эксплуатации. Под решёткой радиатора проглядывается современный алюминиевый радиатор с современным же пластиковым электровентилятором. И ещё я не уверен, но толстая трубка под ним похожа на осушитель кондиционера.
Глядя на неродные колёса хочется плакать. Можно было подобрать что-то более подходящее по стилю, например, китайцы сейчас научились делать хромированные спицованные колёса (с тонкими отдельными спицами наподобие велосипедных колёс). Цена будет меньше десяти тысяч рублей за штуку. Но этому автомобилю достались пластиковые колпаки ценой 400 рублей за комплект. Прокатный автомобиль должен приносить деньги, а не тратить. Хорошо что большинство людей, заказывающих этот авто себе на свадьбу, не осознают всю его ущербность. Жаль было бы их огорчать.
Рядом расположилась ещё одна парочка - ГАЗ-67, выпуск которых был начат во время Великой Отечественной войны.
Первый отреставрирован до идеального состояния. Сопровождавшая меня жена заметила новенькие шины (ещё с усиками на протекторе) и спросила, откуда вообще они могли сейчас взяться? Не врубившись сначала, что это за асфальтовый у них рисунок, я начал зачёсывать рассуждать, что шины военного автомобиля могут совпадать по размерности с шинами другой военной техники вроде лёгких артиллерийской орудий или полевой кухни. Причём, ещё не снятых с вооружения, либо снятых не очень давно. Значит и некоторый запас подобных шин должен храниться на военных складах, и по истечению срока хранения распродаваться. Кроме того, многие зарубежные производители мелкими сериями или под заказ выпускают ретро-шины, в том числе и с белой полосой на боковине. Однако пока я всё это говорил, заметил пару цветных полосок на протекторе. Так маркируют шины их производители в наше время.
В общем, это оказались китайские шины Linglong.
Второй ГАЗ-67 в состоянии «до реставрации». Наглядно демонстрирует разницу.
Следующий экспонат тоже великолепен - лёгкий бронеавтомобиль БА-64, созданный в начале Великой Отечественной на базе ГАЗ-64.
К сожалению, про историю и степень оригинальности конкретно этого экземпляра мне ничего не известно. Информация на табличке крайне скудна, наверное, стоило посетить открытие выставки.
Рядом более поздний «командирский» ГАЗ-69А. Хотя судя по надписи на капоте, это УАЗ-69.
Продолжает тему послевоенных вездеходов полноприводный ГАЗ-М72 на базе Победы.
Состояние её скверное. Не хватает щитков, прикрывавших задние колеса, на кузове есть дыры, в которые можно запросто просунуть кулак, но даже это исправимо. Зато этот стенд с двумя Победами - единственный по-настоящему оформлен. Машины, стоящие за приоткрытой гаражной дверью, окружены запчастями для себе подобных, инструментом и просто старыми вещами, коих раньше было полно почти в любом гараже. Извиняйте, хорошего фото я не сделал.
Автомобили, кстати, огорожены верёвочкой, вечно лезущей в кадр. Заходить за неё нельзя, работники музея бдят и отгоняют позирующих у автомобилей детей, однако кое-кому проникнуть за ограждение всё-таки удалось:
Следующие два автомобиля окрашены мерзким металликом. Это довольно редкая, особенно у нас на Урале, ГАЗ-М20Б Победа-кабриолет.
В салоне вместо родных диванов бросаются в глаза обтянутые кожей задние диваны каких-то других автомобилей.
Другую машину не так жалко - это более распространенная Волга ГАЗ-21 поздних лет выпуска. Литьё, металлик, неродной салон… Зато не ржавчина.
Рядом ещё пара 21-х Волг. И видны их отличия спереди. Слева третьего выпуска, справа - второго. Первого (со звездой), к сожалению, не было.
Эта мне понравилась состоянием и аутентичностью. Заглянув в салон, видим близкие к кузову цвета обивки и полупрозрачного колпака щитка приборов. Выполненная из пластика, под ярким солнцем эта деталь плавилась, если её не прикрывать.
Поэтому на белой Волге она заменена чем-то непрозрачным (или покрашена?). Обивка, как обычно у «свадебных» машин, произвольная. Рулю в столь печальном состоянии нынче можно найти замену, купив новодельный пластик. Вопрос денег опять-таки.
Далее прекрасный ЗИМ (ГАЗ-12) свадебно-белого цвета. На нём тоже немного сэкономили (настоящее перехромирование бамперов обойдётся в несколько десятков тысяч рублей и это не единственная недоработка в машине). Однако даже с белыми бамперами автомобиль выглядит потрясающе!
По американской терминологии тех лет - шестиоконный седан. Хотя американцев к пятидесятым годам советские автозаводы уже давно не копировали. Лишь следовали общим тенденциям в стиле и подсматривали отдельные элементы конструкции. Но и своя инженерная мысль уже работала на полную катушку.
Так как этот автомобиль тоже сдаётся в прокат, по пятницам и субботам его можно было не застать на выставке. По понедельникам и вторникам музей-диорама не работает, касается ли это открытой автомобильной выставки, я не знаю. Но даже в оставшиеся дни музей работает до 18.00, что очень удобно тем, кто сам работает до 18.00 или до 17.00. Так что днём в будний день посетители на выставке есть, но не так много, чтобы это мешало фотографированию. А вот количество людей в выходной меня даже удивило. Не думал, что это интересно столь широкому кругу людей в Перми!
Чтобы наглядно сравнить масштабы, рядом поставлена «инвалидка» 1968 года. На моём фото разница размеров не очень понятна, так как мотоколяска находится ближе, но глядя на мотоколяску после ЗИМа задаёшься вопросом, как вообще туда можно залезть, а потом ещё и ездить?
В народе машина получила название «Моргуновка», потому что в фильме «Операция Ы» на такой ездил «инвалид» Бывалый, в миру актер Евгений Моргунов. Официальное наименование мотоколяски СМЗ-С3А. Хотя на информационной табличке почему-то было написано СМЗ-С1Д.
В целом машинка выглядит неплохо, но ей остро не хватает бампера.
Следующему автомобилю родного бампера тоже не хватило. Бампера мнутся гораздо чаще, чем двери-крылья, а хромированный бампер восстановить не так просто, как например, крашенную дверь. Поэтому и достался горбатому Запорожцу блестящий, но слишком широкий бампер от какого-то другого автомобиля. Плюс стандартный набор: салон в сутенёрском стиле и блестящие пластиковые колпаки на колёсах.
Далее выставляется Москвич-401
Был разработан немцами как Opel Kadett ещё до Второй Мировой, а после войны выпускался у нас с использованием захваченного оборудования. Правда одни источники утверждают, что из Германии было вывезено всё необходимое для его производства оборудование, за исключением якобы потерянных штампов дверей. Другие говорят, что к моменту прихода Советских войск в Рюссельхайм часть оборудования уже была демонтирована немцами, а часть цехов разрушена бомбёжками, поэтому машину русским и пленным немецким инженерам пришлось разрабатывать почти заново, включая восстановление конструкторской документации. И даже поиск живого четырёхдверного Kadett для образца, якобы, был проблемой. Казалось бы, не так давно это происходило, тысячи людей там работали, куча документов должна была остаться на эту тему. Однако, обе взаимоисключающие версии до сих пор в ходу.
Далее пара 407-х Москвичей. Один из них тоже прокатный, так что деталям не удивляемся.
Надеюсь, букву «о» ему оторвали не здесь.
Есть и такая прикольная вещь. Прицеп-палатка СКИФ-2М. Выпускался он в конце восьмидесятых-начале девяностых, поэтому сейчас в продаже можно найти такой в отличном состоянии.
Буксировать его доверили ещё одному горбатому Запорожцу.
Хотя особого смысла в присутствии на выставке двух предыдущих Запорожцев не было ввиду наличия этого сияющего новизной и чистотой краски голубого чуда:
Мне кажется, такими чистыми Запорожцы не были даже при выезде с завода.
Все три 965-х, кстати, являются поздними модификациями, что в первую очередь заметно по этим прорезям в панели передка и эмблеме ЗАЗ с изображением ДнепроГЭС.
Интересным автомобилем, безусловно, является реплика машины ГАИ.
Сигнально-говорящее устройство правда вряд ли точно соответствует моделям, устанавливавшимся конкретно на этот автомобиль, а его крепление сильно напоминает багажник для автомобиля вроде Жигулей.
Хромированные колесные колпаки покрашены в цвета украинского флага. Та же цветовая комбинация царит в салоне.
Изображение герба (почему-то на белом фоне) и надписи то ли приклеены наспех, то ли сделаны легкосъёмными… Но не смотря на все недочёты, если свадебный ретро-кортеж будет сопровождаться ретро-автомобилем ГАИ, это будет очень круто!
Стиль, заложенный в пятидесятых себя изжил и в семидесятых на смену этим автомобилям пришли новые. 21-е Волги сменились 24-ми. Мы видим белую и зелёную.
И практически тех же цветов, зелёная и белая, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. И если Тройка демонстрирует свою исключительность обилием хрома, более массивными нежели у других Жигулей бамперами и буквами номера красным «кожаным» салоном.
То к присутствию Шестёрки на выставке ретро-автомобилей обсмеивает каждый второй. Хотя Шестёрка правда старенькая и в отличном состоянии. Год выпуска 1989, значит машину пора причислять к янгтаймерам.
Была на выставке и такая самоделка на базе ГАЗ-66.
А этот Москвич-401 на жёлтых номерах. Такие номера появились в 1946 году, почти одновременно с началом выпуска самого Москвича. Были заменены чёрными в конце пятидесятых - середине шестидесятых в зависимости от региона. Интересно, конкретно эти номера из Москвы?
Ещё один Москвич с такой вот аэрографией.
Номера белые, в девяностые их сменили те, которые выдаются по сей день.
Москвич 403Э 1964 г. в. В экспортном варианте отличалась декором боковин кузова.
И широкой решёткой радиатора. Звезды не было, это тюнинг. Удивительно удачный.
Ранний Москвич 408 Elite, тоже, как я понимаю, задуман для экспорта. Зачем тут эти ходовые огни? Хотя бы для выставки то можно было снять.
Я один вижу, что надпись Elite как бы перечёркнута?
Ещё один горбатый Запорожец.
Вид на горб.
Этот, кстати, чуть более старый, с эмблемой-звездой и более плоской панелью передка. Но и это ещё не самый первый вариант.
Ещё одна белая 21-я Волга второй серии.
Ещё один Москвич 401 покрашенный металликом, на литье и так далее. Девушка на фото даже за голову взялась…
Копейка, куда же без неё. На чёрных номерах.
Отремонтировали как умеют.
Далее нас ожидали целых две реплики гоночных Москвичей. Наклейка SU обозначает такую страну - Soviet Union.
Один из Удмуртии, родины ИЖа.
Один даже пермский.
Не всегда советским раллистам были доступны фары Cibie. Но иногда могли доставать их по каналам того же Автоэкспорта.
Что здесь делает Шнива, реально непонятно. Видимо шла комплектом. Но раз уж она тут, фиксирую сей факт.
Также присутствовал ЗАЗ-968М.
Жена глядя на него вспоминала свой первый опыт вождения на подобном аппарате. Чехол телефона с эмблемой Ferrari тут кстати как никогда раньше.
Штрих-код.
А провожала посетителей выставки мотоколяска СМЗ-С3Д 1995 года выпуска.
Каждый ребёнок на выставке считал необходимым попытаться поднять крышку багажника, думая что она не закрыта.
Ручное управление.
Вывод. Посмотреть есть на что. Не знаю, кто организаторы, но они молодцы. Большое спасибо. А то что большинство экспонатов не дотягивают по качеству до уровня серьёзного специализированного мероприятия - так это неудивительно для первой выставки в не самом большом городе. Начало положено, интерес народный, оказывается, есть. Дальше будет лучше, я уверен.