Фото из Стамбульского археологического музея
maximus101 ПалимпсЕст - это текст на пергамене или папирусе поверх смытого или соскобленного текста. И нам, прежде чем перейти к собственно камушкам, придется немного повозиться со словами, причем с текстом, который уже хорошо соскоблен.
Определение романской архитектуры, с логической точки зрения, определением назвать трудно, это скорее традиция. С XIX века принято относить к романской архитектуре "культовые" строения Западной Европы с 1000 по 1300 год. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века, где-то сразу после термидора и Наполеона, трудолюбивый и скрупулезный антиквар и археолог из дворянского рода Комонов, основатель Французского археологического общества, Арсисс де Комон. Его открытие поражало воображение - он установил связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой! С тех пор так и повелось называть... и до сих так принято.
До этого уже была наука романистика, она вообще-то, как наука изучает романские языки - латынь, адаптированную местным населением, заселявшим удалённые от столицы - г. Рима - регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название "романизация", но это ж было в период 3 в. до н. э. - 5 в. н. э! От тех времен и постройки сохранились - по-всамделишному "романские" - римские дороги, виадуки, храмы.
Народы, говорящие на романских языках, также называются романскими. Вдруг кто забыл - это очень много народу: итальянцы, испанцы, молдаване, португальцы, румыны, французы, и еще более полусотни народов - кастильцы, лангедокцы, гасконцы и прочие кантабрийцы и экстремадурцы...
Не стоит думать, что у них всех есть "романская архитектура", и не о бразильцах и канадцах речь, а о немцах и англичанах, например, совсем не романских народах - а у них пышным цветом цветет "романика", однако.
Терминологическая путаница возникает еще и с романтизмом, ох, романская архитектура считается очень романтичной, хотя готика её в этом обгоняет легко. А обыватели, вернувшись из Италии, часто показывают фотки романтичных храмов) Но, в общем, все дороги ведут в Рим. Что казается филологии - тут система безупречна, здесь легко услышать латынь и проверить - она до сих пор звучит и и по-французки, и по-испански, а уж тем более - по-итальянски. Уже в начале 14 в. "тот самый" Данте Алигьери написал трактат «О народном красноречии» («De vulgari eloquentia»), в котором устанавливается общность происхождения итальянского, провансальского и французского языков. И хорошо бы, если бы романика совпадала с романистикой - тогда, вообще, нет проблем. А поскольку не совпадает - есть над чем задуматься. Говоря языком логики - ошибка "поспешного обощения" вышла у уважаемого де Комона, с архитектурой де Комон дал явную промашку.
Дело в том, что "романский" период в архитектуре подозрительно совпадает со временем крестовых походов (в узком смысле) 1095-1290 гг. в Палестину, походы эти были направлены на захват в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним...
Не буду здесь говорить о том потрясающем впечатлении, которое произвели блеск и мощь Византии, через которую вела дорога к Иерусалиму, на тогда еще совсем варварские народы - существует вполне доступная литература на эту тему. Но и важнейший этап реставрации храма Гроба Господня этого времени связан с императорами Византии: его восстановление было отмечено в мирном договоре 1035-1038 гг. между византийскими императорами и Фатимидами. Согласно историку крестовых походов архиеп. Вильгельму Тирскому (30-е гг. XII в.- ок. 1186), главные средства поступили от императора Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы были окончены к 1048 г. Завершение реконструкции к этому времени подтверждает Насир Хосров, персидский поэт и шпион, который видел храм Гроба Господня весной 1047 г.
Следующий этап реконструкции и украшения храма Гроба Господня связан с эпохой латинского владычества в Палестине. С сер. XIX в., начиная с работ Венсана и Абеля, до выхода в свет книги В. К. Корбо (Corbo V. La Basilica del S. Sepolcro. Jerusalem, 1969) и словаря «Grove Dictionary of Art» (N. Y., 1996) считалось, что крестоносцы изменили облик Кувуклии, возведя к 1119 г. купол, облицевав стены мрамором и украсив мозаичными композициями. Однако эти сведения подвергнули сомнению: известно, крестоносцы, взяв Иерусалим, вошли в ротонду вечером 15 июля 1099 г. и увидели храм, богато украшенный византийскими мастерами чуть более полувека назад, в котором можно было служить еще долгие годы. Поэтому крестоносцы сосредоточили усилия в зоне Мартирия и его атриума, где возвели комплекс зданий августинского приората храма Гроба Господня. Но доподлинно о внешнем виде, конструкции и интерьере известно мало, но ясно одно - это была красивая каменная постройка округлой формы с решеткой, защищающей саму пещеру, с арками и резными камнями над ней. Кстати, отмечу на всякий случай, что тот храм Гроба Господня, который воспроизводил патриарх Никон в Новом Иерусалиме - это уже копия с совершенно другой постройки.
Вообще, сам по себе храм Гроба Господня - совершенный архетип, и не побоюсь этого слова, геополитический объект. Каждый храм во всем христианском мире априори должен быть по мере сил копией Гроба Господня. Например, в православном храме апсида прообразно обозначает ту самую пещеру, а алтарь - лавицу. Кроме того, каждый храм - обязательно - реликварий, там хранятся мощи святых. Монархи и князья спали и видели прекрасные и точные копии Гроба Господня у себя в вотчинах. А поскольку в это время оформлен храм был византийскими императорами - то оформление стало образцом для подражания и на Западе, и у нас... Судя по всему, "белокаменная" резьба на храме была и восточной, и зооморфной...
Такая вот "романика"... Интересно, что византийцы себя называли "ромеями", то есть римлянами, для них Рим продолжал существовать, они просто в нем жили, подумаешь, столицу перенесли. Переименовать что ли "романскую архитектуру" в "ромейскую"...
Тут встает вопрос: а были ли еще "белокаменные"храмы с резьбой в самой Византии?
Продолжение следует. Так потихоньку и до нашей дойдем)
материалы
http://www.pravenc.ru/text/168157.html