Божедомье - так называли жители древнего Переславля-Залесского братские могилы на южной окраине города. Это было глухое место: рвы, куда складывали, а по весне хоронили и отпевали безвестных бродяг и нищих, погибших на дорогах, оставленных без попечения своими родными и близкими, - словом, всех тех, кого по обстоятельствам жизни не отпевали в храмах и не погребали на городских кладбищах. Преподобный Даниил наблюдал это место из окна своей кельи в Горицком монастыре - и видел свет, стоящий над этими захоронениями сирых и убогих.
Монастырь очень воздушный и на самом деле напоминает Дом Бога. Еще прямо при входе, в монументальных, но легких Святых воротах чувствуется иной мир, и полетность, и дистанция от всей нашей суеты. А сверху - маленькая надвратная церквушечка - Тихвинской Иконы Божией Матери.
Еще всё не до конца реставрировано, и эти принявшие вызов времени орнаменты из последних сил дышат прошлым, пустые киоты терпеливо ждут наполнения,
а незатейливые украшения иногда отваливаются.
Аллея, ведущая от Святых ворот нежно и властно уводит в Божедомье. Конечно, кладбища не сохранилось, но могильные плиты встречаются везде. Свято-Троицкий Данилов монастырь и был основан на Божедомье, на месте скудельницы (братского кладбища) в начале ХVI века. Она располагается в тихом живописном месте - на холме близ Сокольской слободы, где некогда сокольи помытчики добывали соколов для царской охоты. Основатель и игумен этого монастыря Даниил Переславский, монах Горицкого монастыря, первоначально отпевал и хоронил здесь бедных людей, а впоследствии стал "великокняжеским кумом" - одним из крестных отцов Ивана Грозного.
Долгое время от ограды оставались только фрагменты с башенками, сейчас она полностью восстановлена.
В миру инок Даниил носил имя Димитрия Константинова, рано ушел в монастырь и принял постриг в Боровском Пафнутьевом монастыре. В 1495г. он был рукоположен в иеромонахи в Горицком монастыре здесь, в своем родном городе. Преподобный избрал непростой путь - розыск погибших странников: Даниил находил тела умерших, убитых или замерзших по дороге, которых не забирали родные, и сам относил их сюда, в скудельницу.
Монастырь некоторое время был беден, пока на него не обратил внимание Великий князь Московский Василий III. Преподобный Даниил пользовался большой любовью и уважением князя, который жертвовал в пользу его обители деньги и ценные вещи. В 1525 году Даниил по совету князя окончательно ушел из Горицкого монастыря в основанный им Троицкий.
Бездетный Василий III несколько раз посещал Переславль, и после женитьбы на Елене Глинской у него родился сын Иван (будущий Иван IV Грозный). По случаю рождения наследника в 1530 году, на средства, пожертвованные Василием III, началось строительство каменного Троицкого собора. Преподобный Даниил стал крестным отцом великокняжеского ребенка.
Скорее всего, строителем собора был ростовский мастер Григорий Борисов, возводивший до этого соборы в
Борисоглебском монастыре (надо же!) недалеко от Ростова Великого. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным.
Собор четырехстолпный, с одной массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. Высокие апсиды не просто круглые, а граненые.
Изначально храм имел позакомарное покрытие (как у Спасо-Преображенского собора), позднее его заменили на более дешевое и практичное четырехскатное. Поначалу у собора было три перспективных портала с севера, юга и запада; их украшают килевидные завершения. Закомары собора тоже были килевидными, но сейчас это скрыто под четырехскатной кровлей.
Собор много раз перестраивался, но не сильно. Еще чувствуется борисоглебский декор.
В храме - потрясающие фрески Гурия Никитина и Силы Савина(?). Фрески дошли до наших дней, некоторые даже в первоначальном виде.. К сожалению, на службе я была - вообще одна, еще вот почему сожалею - даже тайком фотографировать (ох, каюсь, грешница) не получалось. Это фото из сети, преподобный Даниил, на столбе в храме изображен.
Но вот - удалось всё же пару фоток сделать - атмосфера там удивительная, и акустика - молитвенная, каждое слово слышно, и живые, излучающие тепло и аромат - мощи святого. Молитва получается со слезами радости и умиления...
А ещё сохранился Спас в куполе собора, архангелы в стенках барабана, история Лота и его дочерей; и Страшный Суд - в этом соборе он занимает не только западную стену, но распространяется на северную и южную. И вот такое - не могла не сфотографировать - Богородица с Младенцем и адские чудовища... Нигде такого не видела.
В XVI столетии Данилов монастырь был почитаемой обителью. Здесь жил ученик преподобного Даниила - будущий митрополит Всея Руси Афанасий, написавший после смерти своего наставника его Житие. Отсюда происходит другой известный русский святой - друг и постриженик Даниила Герасим Болдинский. Но все строения обители, кроме Троицкого собора и Похвальской церкви, возведенной еще при жизни Даниила на средства великокняжеской семьи, так и оставались деревянными. А в начале XVII века во время Смуты монастырь был разграблен и почти полностью сожжен.
Расцвет обители начался в 50-е годы XVII века и продолжался до начала следующего столетия. Начало расцвета монастыря в XVII веке было связано и с деятельностью замечательного ростовского митрополита Ионы Сысоевича, знакомого нам по Ростовскому кремлю. В 1653 г Ионой были освидетельствованы открытые на территории монастыря мощей его первого игумена Даниила. В том же году игумен Тихон при поддержке Ионы добился признания мощей "истинными", после чего Даниил был канонизирован. Грамотой патриарха Никона 1654 года были установлены праздновании преподобному Даниилу 30 декабря (обретение мощей) и 7 апреля (преставление). Годом раньше монастырю была дана грамота на строительство церкви во имя преподобного Даниила.
Троицкий Данилов монастырь в это время не только возвратил себе былую славу, но и стал одни из самых богатых в округе. Единственный из переславских монастырей, он был полностью отстроен в камне. Помимо храмов, были сооружены новые жилые и хозяйственные помещения, каменные стены и ворота. В 1660 году начинается новый этап в истории собора: с северной стороны к нему был пристроен придел, в сущности - отдельный маленький храм над местом погребения преподобного Даниила. Видите - маленькая такая главка на фоне большой главы собора?
В 1689 году к собору со стороны Даниловского придела была пристроена шатровая колокольня. Возводили ее костромские мастера. Колокольня поставлена на массивное, широкое основание, и нижний ее ярус служил братии для хозяйственных нужд; во втором ярусе была устроена ризница. И на ней были часы! Ярус звона обведен красивыми резными арками, в широком шатре прорезаны небольшие отверстия слухи.
Интересно и то, что В 1667 г. настоятелем Троицкого Данилова монастыря был назначен архимандрит Григорий (Иоанн Неронов, 1591-1670) известный противник патриарха Никона, долгое время - единомышленник и помощник расколоучителя протопопа Аввакума. Вот небольшая статейка переславского священника, историка Свирелина А.И.
http://pki.botik.ru/articles/p-neronov1904svir.pdf Не удержусь и из неё кусочек процитирую "Как ни оказывались ложными и не заслуживающими внимания все изветы Неронова, но донос и о попе Сисое надобно было обсуждать. Неронов, вероятно, был вызван в это время в Москву к митрополиту Питириму. Дело, как и прежде, оказалось не имеющим того значения, как казалось Неронову. Беспокойный чернец собором 1 июля 1666 года сослан был в Иосифов Волоколамский монастырь, с наставлением, чтобы вёл себя смиренно и в послушании. Здесь он, не признававший никакой над ним православной церковной власти, без разрешения архиерейского, и литургии служил, и поучения читал, и благословлял, но с братиею вёл себя грубо и бранился, так что на Светлое воскресенье не слышно было чтения Деяний Апостольских, а за обедом в Светлое воскресенье бранился с келарем и до того вывел его из терпения, что тот сказал ему, «не сатана ли прислал к нам этого Григория»! Такое поведение Неронова, не дававшее покоя братии, снова было обсуждено собором русских иерархов. И на первом соборе 1 июля 1666 года было замечено о Неронове, что он неоднократно каялся и опять уклонялся в раскол: пребысть во истине непостоянен, яко трость."
Восточнее Троицкого собора находится небольшая, очень уютная церковь Всех Святых. Она была построена в 1687 году, также костромскими мастерами. Венчает храм одна глава на высоком барабане, окруженном рядом кокошников. Сильно выдается на восток трехчастная апсида.
Обращают на себя внимание наличники маленьких окон храма - все они немного различаются между собой. Церковь была больничной, но больничной палаты не сохранилось - видны только следы ее примыкания к храму на северном фасаде. В 1753-1788 гг. в этом здании находилась Переславская Духовная семинария, а после, до 1882г. духовное училище.
Большое, массивное здание к юго-востоку от собора - трапезная палата с церковью Похвалы Божией Матери. Здание отличается сложной внутренней структурой и очень красивой внешней отделкой - окна обнесены богатыми резными наличниками, под кровлей проведен ряд декоративных "раковин", стены разделены колонками с резными капителями, входы украшают крыльца с арками и висячими "гирьками". Внутри здание тоже непростое: во втором этаже находится большая трапезная палата, самая большая из старинных палат Переславля. Здесь же размещались настоятельские покои, другие жилые и хозяйственные помещения; внутри трапезная неоднократно перепланировалась.
Большая трапезная Похвалынская церковь замечательна длинными узкими гранеными апсидами, высотой в два этажа.
Крупнейшими вкладчиками Даниловой обители во второй половине XVII века стали представители рода князей Барятинских, на средства которых и велось столь впечатляющее по масштабам строительство. Принадлежность рода, возводившего свое происхождение к Рюрику, к старой аристократии и исключительные интеллектуальные способности давали возможность его представителям занимать важные военные и дипломатические должности и поддерживать высокий уровень материального благосостояния.
Вот князь Барятинский, Иван Петрович (1615-1701) - В 1661 г. подписал мирный договор со Швецией в Кардисе. Позднее был воеводой в Якутске и Енисейске, подписал уложение об уничтожении местничества. В 1697 постригся в монахи с именем Ефрем.
Иван Петрович может назваться возобновителем всего Данилова монастыря после разорения его поляками, все почти здания, которые существуют в монастыре, построены на его собственные деньги:
"В 1689 году августа 15, построена им, по своей душе и сродниках своих в вечный помин, колокольня. Денег дано было на построение её 670 рублей. В том же году слит был колокол в 575 пудов. Денег изошло 2510 рублей.
В 1695 году декабря 25, построена церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезою и нынешними настоятельскими покоями. Денег изошло 11237 р., 38 коп.
В 1696 году было построено 12 палат каменных (ныне братские кельи), с двумя ледниками и двумя поварнями. Денег вышло на построение 2564 р., 33 к.
В 1700 году построена монастырская ограда со святыми в ней воротами. Денег вышло на построение 1261 р., 50 к.
Итого, на построение монастырских зданий, вышло денег всего 17243 р., 21 к.
Всего, по монастырской вкладной книге, пожертвовано князем Иваном Петровичем Барятинским в Данилов монастырь на 20 399 рублей.
Почему-то считается, что Иван Петрович постригся в монастырь после скоропостижной смерти своих близких в результате какой-то болезни, хотя никаких сведений на этот счет нет, говорят так же, что он попал под влияние архимандрита Варфоломея, и отдал все деньги на монастырь. Но в уходе бывшего воеводы и дипломата от мира не было ничего необычного. Старший брат Ивана Петровича - Григорий Петрович (в иноках Герасим) также постригся в свое время в Троице-Сергиев монастырь, где и скончался в 1652 г. Думается, что пострижение И.П. Барятинского было все же закономерным итогом его последовательного реализуемого благочестия, а не результатом спонтанного "движения души".
А сейчас здесь расцветают необыкновенные розовые молоденькие яблоньки...
Очень нежные и трогательные цветочки.
"Если Богу угодно будет, эти постройки не окажутся напрасными. Хотя я и грешен, и телом буду отдален от вас, но духом никогда не разлучусь с вами, и благодать Божия будет на этом месте"
Из Жития преподобного Даниила
материалы
http://pki.botik.ru/articles/p-efrem1859svi.pdf http://www.vidania.ru/temple/temple_yaroslavskaya/index.html