Ко дню пограничника...
фотографии
v_shkondin С самого начала воинская тема Каппадокии возникла интуитивно - очень уж аскетическое и суровое это место, само пространство там одухотворено совершенно особенным, чистым и невероятно красивым в своей сдержанности и строгости прошлым. И как-то совсем нечестно ученых всяких обвинять в расчлененке, а самой по деталькам всё разбирать… да и исследователи основные - Спиро Костов и Роберт Остерхут - неправославные, пацифистские и толерантные весьма. Мои «вопросы без ответов» - («что это было вообще», и «про еду»), если помните - общие вопросы. Пограничная тема отвечает сразу на два первых вопроса, которые были заданы. Оказалось, что проще найти - откуда и кем был отколот кусочек фрески, чем представить себе «картинку мира» в долине Ихлара. Мозаика эта собралась из очень далеких друг от друга смальточек… меленькие они очень на этот раз, всё византийское поколото основательно, ох… Большая часть найдены при планомерном поиске, а что и случайно на дороге, какие-то - подарили друзья, некоторые обнаружились как монетка в кармане старой любимой куртки, а часть вообще не помню - откуда, в швейной коробочке всегда лежали. На самом деле - обычный тихомирный, нудный и тщательный «психо(ой) анализ литературы». Если ставить ссылки - будет пестрить очень и невозможно читать, так что все материалы - внизу, атрибуция картинок - есть точная, и если нужно будет - приведу.
I. Природа и география
Выяснилось, что природа в Каппадокии всегда была очень сурова и климат не изменялся, как мы думали. Образ жизни коренного населения приближался к кочевому, города были чрезвычайно редки, вообще их было - два. Так же как и сегодня, и две тысячи, и тысячу, и пятьсот лет назад - выжженная сорокаградусной жарой летом и скованная стужей до тридцати градусов зимой степь, ливни падают бурными потоками, быстро и бесполезно, растрескивая раскаленные долгими летними месяцами равнины, оставляя после себя болота и малярию. А иногда дождей вообще нет. Например, сравнительно совсем недавно, при засухе 1873г., погибло 150 000 человек. А в современности - государство успевает помогать…
Эти суровые степные горизонты разнообразят только отдельные горы, парящие над огромными пустынными пространствами как миражи… а миражи на самом деле бывают часто.
Перечень народов, государств и цивилизаций, оставивших свой след на этой земле беспрецедентно велик. Достаточно упомянуть хеттов, лидийцев, фригийцев, персов, эллинистические государства наследников Александра Великого, Рим, Византию, сельджукидов и монголов, караманидов и османов. Ой, а еще готы, славяне, норманны… и землетрясения - обычное дело.
«Это - Азия, со всей её необъятностью, со всем её зверским игнорированием жизни и комфорта. Это - древний Восток, возвращенный, после многих тысячелетий пыток человеком, к его естественному опустошению,» - писал известный путешественник Гертруд Белл. Как любой угол Малой Азии, Каппадокия наблюдала смену разноплеменных жителей, тут не могло ничего родиться, но целые народы приходили, уходили, задерживались и исчезали, сменялись государства и цивилизации, и Каппадокия видела сияние их рассветов и последние лучи закатов. Это пространство вечного пограничья и вечной провинции не с чем сравнить менталитетно, это трудно представить, здесь нельзя сказать «как где-то». Можно попробовать представлять по карте) Это единственный путь из Сирии - в Малую Азию. Стратегическая дорога, за которую шла вечная война не отдельных племён, княжеств или стран, и даже не империй, а цивилизаций. Ну и всё-таки попробуйте себе представить… самоощущение местного жителя. Мне кажется, «невоенным» он просто быть не мог). Детям бы объясняла как непрестанные «звездные войны», в том смысле, что постоянно приходят «чужие» и не отдельными армиями, а неостановимыми волнами всё сметают...да и фильм этот американский местным ландшафтом вдохновлен.
II. Христианство
Первое послание апостола Петра уже упоминает христианскую общину Каппадокии. (1-е Петр 1:1). Во втором столетии здесь в Мелитене размещался XII Легион римской армии. Уроженец Мелитены и Св.Георгий Победоносец, почитание которого в Каппадокии не имеет себе равных... В четвертом столетии тут появились три великих отца церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
Здесь нужно остановиться немного на взаимоотношениях христианства и воинского дела. Василий Великий говорит (в своих 8 и 13 правилах) «Совершенно такожде вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее есть то, что делается … в неприятельских нашествиях … находящиеся на войне идут на поражение сопротивных с явным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных; убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения токмо Святых тайн» Токмо! Очень выразительное здесь слово. То есть убийство, совершенное на войне - необходимость, но остается грехом и требует духовного очищения. Понятно: чтобы воин мог исполнять свой долг, ему необходимо знать, что он имеет право убивать. Стоит отметить, что первые христиане совсем отрицали войну и не брали в руки оружия, и несколько веков понадобилось, чтобы понять, что никто не знает «времена и сроки», и война будет ещё существовать, иногда как единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых святынь - от захвата, от грубого вторжения и насилия. И только такие войны - во имя справедливости и восстановления порядка и правды были взяты христианским учением под свою защиту. Границы государства и его пространства и их защитники всегда были наделены совершенно особым символизмом, и призваны исполнять важнейшую миссию, намного превосходящую чисто утилитарную, административную, военно-стратегическую функции. Возможно, именно поэтому (нигде не нашла - как-то негласно что ли %) именно пограничные монастыри были под особым покровительством святых воинов. Широко известно и закреплено документами, что священство и монашество не может брать в руки оружие. Но… невозможно представить (и история об этом молчит), чтобы слаженная братия крепких и здоровых мужчин на тихом и удаленном от центра рубеже не встала на защиту своей обители при иноземном вторжении. Кроме того, посещая любой из наших древних монастырей, нетрудно убедиться - что ВСЕ они и изначально построены с военной целью, притом в стратегически важных местах. Этой "смальточки" я не нашла - только многочисленные примеры, как монахи брали в руки оружие. И в одной из проповедей уже современного батюшки слышала многозначительное такое и осторожное уточнение: «заповедь «не убий!» - не первая…» Как тут не вспомнить Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского и также - на сражение, на бой, монахов... Пересвет тут в новейшем изображении, но тем не менее, легенда - жива...
Продолжу дальше военную историю Каппадокии. В шестых-седьмых столетиях сюда вторглись персы, и затем арабы - в восьмом и девятом. Арабы разрушили или захватили большинство главных центров. В некоторые периоды здесь вообще была изолированная (!) застава Византийской империи. Тут еще темный период такой - эпидемии, войны и стихийные бедствия, да еще иконоборчество (726-843) В десятых и одиннадцатых столетиях Каппадокия расцветает, поддерживает сильные военные и бюрократические связи с Константинополем. К этому периоду относится большинство фресок, в том числе и геометрических. Ближе к 11 в. - изменяется художественное оформление церквей и появляется почти столичный вариант росписи. Токали Килиз в Гёреме.
Есть также многочисленные примеры архитектуры не пещерной вырубки, а каменной кладки этого периода, такие как большая Karagedik Kilise,
которая была разрушена скалами (от землятрясения), падающими от утесов выше около Belisirma тут в долине Ихлара.
В 1071 византийская армия была уничтожена турками -сельджуками в роковом сражении при Манцикерте.
К концу десятилетия сельджуки управляли большей частью Малой Азии, включая Каппадокию; они установили свою столицу в Конье, но не притесняли христиан. Удивительно, они признали Св.Георгия Победоносца и сражались вместе с христианами против очень активных и фанатичных арабов, первый набег которых был уже в 642 году, и на несколько столетий (!) превратил это место в поле боя. И Константинополь сдавался постепенно, отражая осаду за осадой, и тут, на далекой границе империи, все еще продолжали отстаивать веру. Процветание закончилось в 12-ом столетии… Символично, что один из самых поздних храмов долины Ихлара - церковь Св. Георгия, (1283-1295 гг). Она была вырезана и нарисована уже по воле эмира (амирардзеса) Василия Гиагуписа и его жены Тамар во время господства сельджукского султана Масуда II и византийского императора Андроника II. Люди в восточной одежде на православной фреске заставляют протереть глаза.
Но всё нормально, Тамар - христианская принцесса)
III. Эпос
Вспомнила, что я - филолог))) В древнерусской литературе есть произведение XII в. «Девгениево деяние» - переложение византийского эпоса о Дигенисе. Сама по себе эта знаменитая поэма «Дигенис Акрит» 10-11 в, мне кажется, в нашем пограничном контексте очень интересна. Основной герой, Дигенис, такой богатырь, сын гречанки и принявшего из любви к ней крещение сирийского эмира. О как!))) Как и полагается богатырю, Дигенис уже в детстве творит всякие великие подвиги: голыми руками душит медведицу, ломает хребет медведю, ударом меча разрубает голову льва. Подрастая, он дерется с известными в народе разбойниками греческих гор «апелатами». Невесту он тоже добывает себе мечом; после свадьбы, дорожа своей независимостью, он удаляется в пограничные области державы и становится акритом (вот тут самое интересное, акриты - вольные землевладельцы-воины, селившиеся на границе и обязывавшиеся ее оборонять). Поэма достаточно весёлая. Например, когда Дигениса вызывает к себе император, богатырь учтиво, но решительно отклоняет приглашение, сославшись на то, что кто-нибудь из монарших слуг может по неопытности заговорить с ним неподобающим образом, и тогда ему, увы, придется, к собственному прискорбию, уменьшить число государевых людей))). Император принимает резоны Дигениса и является к нему сам, чтобы выслушать наставления о том, как следует править государством. Затем чередуются описания богатырских подвигов и эротические эпизоды довольно грубого свойства (ой, не в Пост), в которых, впрочем, Дигенис наделен чертами, заставляющими вспомнить его языческого предшественника - Геракла; но в отличие от Геракла Дигенис - христианин, и поэтому после каждого грехопадения он неизменно чувствует себя сильно виноватым, искренне и очень проникновенно так кается, что разрушает цельность его эпико-богатырского облика, но в то же время придает ему человечность.
Ну так и наш Илья Муромец - тоже пограничник, и с дорогой душой «стоял заутреню во Муроме, а к обеденке хотел поспеть в стольный Киев-град», и святой ведь, и калики к нему захаживали.. «сорок калик с каликою» опять же) ой, это уже другая история. И всё это было отступление ликбезное про эпос.
А с интересующей нас военной точки зрения в эпосе «Дигенис Акрит» очевидно, что акритские дружины византийского пограничья организованы по кровнородственному клановому принципу: 1) стержнем является семья или, чаще, группа родственных семей из пограничной землевладельческой аристократии; 2) зависимые военнообязанные люди (рабы, клиенты). Внутри и между собой такие образования были связаны сложной системой горизонтальных (дружба, побратимство) и вертикальных (личная зависимость, «вассалитет»). Отношения, подобные вассальным в Византии имели свою специфику: принцип «вассал моего вассала - не мой вассал» официально считался неприемлемым; вообще, византийский термин, обозначавший военно-зависимого человека буквально переводится как «раб-друг». В «Дигенисе Акрите», события которого происходят именно на границе империи, действует именно такой пограничный феодальный «клан» (в стране не являющейся феодальной), состоящий в общей сложности из 24 пограничных землевладельцев-аристократов с их зависимыми людьми, военными слугами. Интересно так же, что отряды в среднем, как и римские - по 40 человек. Те же 40 мучеников севастийских. Еще важно, что герои византийского эпоса всегда уверены, что в битве им помогают святые воины: Св. Георгий Победоносец, Св. Димитрий Солунский, Св. Феодор Стратилат, Св. Феодор Тирон.
Таким образом, в Византии существовало два основных образа «идеальных воинов»: Св. Георгий Победоносец как символ высшего совершенства, и Дигенис Акрит - обычный человек, хоть и герой, он грешит, но всегда искренне кается.
IV. Пограничная экономика
В армии Византии была проведена реформа, приведшая к созданию фемного строя и изменению этно-социальной структуры армии. До реформы армия была конгломератом наемных контингентов, а стала национальной. Если во времена Вегеция место для Христа находилось лишь в воинской присяге, где императору уделялось больше места и внимания , то уже в трактате Псевдо-Маврикия, который начинается с обращения к Богу и Святой Троице, содержатся подробные описания религиозной жизни армии: день начинался с обязательных молитв и Трехсвятия и заканчивался ими же; накануне сражения в лагере служились молебны, освящались знамена и оружие, перед выходом из лагеря стратиг, священники и командиры провозглашали: «Господи помилуй!», на что войско отвечало троекратно: «С нами Бог!»; перед боем стратиг обходил войско с иконой, после чего обращался с речью к воинам..
Что же такое фемное устройство? Оригинальная черта византинизма, которая не может быть объяснена ни заимствованием из греко-римской системы учреждений, ни из западноевропейского быта. Существенный признак фемного устройства заключается в том, что оно преследовало главнейшие военные цели, вызвано исключительно военными потребностями и представляло для правительства наилучший способ использовать живые силы населения для государственных целей. Вот тут попытка с гуглом карту фем совместить)
Для единства и усиления власти в феме во главе её стоял военный чин со званием стратига, которому подчинены были все учреждения и все классы населения фемы - и военные и гражданские.
Деревня Ихлара скорей всего была именно таким фемным поселением.
Но так как оседлого населения в провинции, которое участвовало бы в несении военной службы, было мало, (например - "ибо армяне отличались бродяжничеством и непостоянством"), то состав военных частей усиливался, вот, например, опять же - «четырьмя полками, вызванными из Анатолики». Фемное устройство обозначает особенную организацию гражданского населения провинции, приспособленную специально для отбывания военной повинности. Фема спасла империю от неминуемой гибели и дала ей возможность выдержать сильный натиск со стороны внешних врагов; с другой стороны, в смысле эволюции военных учреждений, она заменяет систему наёмных отрядов и национализирует имперское войско.
Ну и для полноты картинки: случайно, опять же, открыла словарь византийский военный, оказывается, вот еще такое было -
Клисура - укрепленное ущелье; под клисурой могла также подразумеваться небольшая область с клисурой-укреплением в качестве центра. Клисурарх - комендант клисуры.
V. Общая картинка получилась такая
Легко представить эту самую клисуру в ущелье Ихлары… отряды по 40 человек, из разных мест, у каждого свой храм (ой, многостильность и одновременность хорошо объясняется, у каждого отряда свой стиль, возможно родной, да и размеры храмов - как классы в школе - по 40 человек вмещают, и залы эти огромные - несколько отрядов собрать, там и маршировать можно, и отсутствие трапезных в самой долине - рядом две деревни, с очень древними фундаментами))), а кормить - привозили чем, собирали с местных и не очень, фема ведь. Поскольку у всех практически были «грязные руки» - молитвенное уединение и тишина способствовали очистительному покаянию. Наверное, солдаты эти были как иноки на послушании.
И еще очень интересное прислал Ю.Ю.Шевченко, замечательный православный учёный из Питера, специалист по пещерным христианским древностям, статьи которого я тут неоднократно цитировала. Так вот, тоже в Турции, некрополе Киз-Келисе крепости Корикос в Мерсии есть одни из самых ранних христианских погребений легионеров. И такая стелла там, никаких сомнений "в военности" не оставляющая
И склепы… аркасолии - очень похожие.. с такой же стереометрией как «наши» ихларские.
Святые воины
Как же всё-таки много в Каппадокии воинов на фресках...
Они до сих пор не остановили коней
в вечной битве добра и зла
летящие во весь опор христианские всадники.
ах, надо бы было еще до поездки туда знать всё это - и их всех заснять… а так вот - случайные, просто попавшие в кадр…(моих мыльных немного фоток)
Забытые на своих почти совсем разбитых заставах.
Превращенные в лучшем случае в музейные экспонаты
Воины Духа, даже не утруждающие себя крепко держать копья - ведь удар наносится не ими... а Свыше.
Стражи вечной и живой идеи.
Хранители надмирной территории.
Часовые самых далеких постов, лишившиеся ликов, но так и не снявшие лат, и не выпустившие оружия из рук .
в совсем разрушенных храмах война продолжается... и Георгий Победоносец все равно остаётся победным
Последние пограничники когда-то великой Империи
несут свою службу на покинутых уже всеми рубежах.
а русское Православие, получается, это последняя граница…линия обороны.
И Архангел Михаил здесь везде...
И вспоминается особенно, как Патриарх Каллист обращался к воинам-пограничникам: «Ныне ангелы записывают вас в свое воинство и имена умерших заносят в свои списки, не равную цену им предоставляя, но многократно превосходящую величиной дара.» Наверное, очень часто приходилось сражаться без надежды на победу… Все эти орды арабов, ох… против одиноких в раскаленных степях пограничных застав. И в ангелы можно было записывать ещё до сражения.
Зы. Sailing по Интернет в поблескивающем хромом браузере - удивительная вещь: перестаешь замечать и отличать родной язык сайта - переводится всё подряд))). Вот так, совершенно случайно обнаружился трогательный до слёз, и военный (но совершенно в другом смысле) сайт американского лётчика Peterа Kennettа. 4 странички всего. Вот что написано во вступлении «Живя в Турции (по любезности ВВС США), я наткнулся в отдаленном её районе на так называемую долину Ихлара. Расположенная в самом центре Каппадокии, долина и несколько деревень, составляют одно из самых прекрасных мест на Земле, место, о котором я мечтаю каждый день. Это не дает мне покоя до сих пор, и я написал этот веб-сайт, чтобы другие могли разделить мою мечту. Ниже приводится выдержка из более чем 6 месяцев исследования в этом узком ущелье. Во время моего дежурства в центральной Турции ВВС США (Murted Air Station) я ездил и изучил регион, известный как Каппадокия.» Ах, молодой мужичок с хорошей физической подготовкой, он там залезал с турками в такие переходы и щели… ай-ай-ай…страшно, чуть шею не сломал, играя в Индиану Джонс))) и видел, кстати, захоронения еще с костями, и удивлялся - почему они без черепов… И это самый трогательный сайт о Каппадокии, который я встретила. Чего стоит одна заставка с лучиком…пусть его там никогда не может быть - фреска эта со Св.Георгием освещаться могла только с другой стороны, но идея дизайнерская интуитивно правильная) Ох, и как непосредственно-органично одна из страничек сайта "по сотрудничеству" предлагает купить книжки(((
http://www.petesastrophotography.com/ihlara/main.html а теперь - PS
Мы так много говорим об общей культуре, убеждая самих себя, что каменная, словесная, живописная молитва и славословие - она дитя благодарности Богу. А вот уходят в землю, рушатся километры великих развалин, затягивается песком и пылью наша история, и некому не то, что прочитать, даже смахнуть пыль с этой «книги» и до времени поставить ее на полку. И человечество побуждает юную еще, в общем-то, Турцию - к созданию военных баз, к погоне за тяжелым вооружением и ухватистым рынком, а не к возвращению сокровищ цивилизаций которые ей перепали в бою, и с которыми она не знает что делать. Культура умирает от невнимания к ней больше, чем от прямого уничтожения. Археология в союзе с паломничеством еще могла бы освободить всю эту красоту духа от поглощающего ее забвения…
материалы
Спиро Костов и Роберт Остерхут - основные в этой теме.
Robert G. Ousterhou A Byzantine settlement in Cappadocia, 2005
Kostof, Spiro, Caves of God: Cappadocia and its Churches Publisher: Oxford University Press , 1989
Лазарев В. Н. История византийской живописи
Ю.Ю. Шевченко.Нищенство как индикатор лидерства в первохристианстве
http://vkontakte.ru/note3479143_10295986ttp://www.rusarch.ru/shevchenko4.htmhttp://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Istoria/42748.doc.htmhttp://www.historichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1181151314http://feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-3512.htmhttp://esrbb.ru/content/view/116/39/http://www.imperativ.net/imp3/2.htmlКурбатов В. Записки русского путешественника