Можайск. Забытое пограничье

Feb 11, 2011 20:47



Можайск сегодня - совсем не туристский город, обычно по дороге на Бородино в него и не заезжают, хотя 12 всего километров. Да и ничего особого тут и не осталось. Неярко. Да и погода - да уж, всё та же... Но - интересно, никогда не была.





Смоленская дорога, минское шоссе,  трасса М1 -  для меня - дорога на родину, в Беларусь, ну и, логично, во вражескую Речь Посполитую, в Великое Княжество Литовское). Всем известно, что смоленский тракт, ведущий к «первопрестольной», из века в век оставался самой военной дорогой государства. Кого только не тянуло к стенам Москвы, причем с одной и той же целью!
Эти места - вечное пограничье. Можайск - в сотне километров от Москвы - один самых древних (1231) пограничных городов Московской Руси. Отсюда пошла поговорка «загнать за Можай» - изгнать врага из московских пределов: граница всегда была совсем рядом.


Великий московский князь Дмитрий Донской создал здесь цепочку из пяти городов-крепостей: Волоколамска, Рузы, Можайска, Вереи и Боровска. Этот Можайский рубеж был создан тогда для защиты Москвы от нападений Литвы (в 1341,1368,1370,1372 г. г). Тут вот карта ВКЛ того времени - чтобы оценить размер бедствия.

Подлость «литовщины» заключалась в том, что Русь в то время не находилась под пресловутым монголо-татарским игом (ой), а ей приходилось платить дани Золотой орде и часто отбиваться от грабительских набегов татар с юга и востока; а Литва тут как раз - одновременно била в спину с запада.

Святой Николай Можайский

В 1408 году на Можайск напал залетный в эти края отряд хана Едигея. И тут случилось чудо. После горячей молитвы жителей осаждённого Можайска в соборе Святителя Николая последовало чудесное явление Святителя над храмом - с мечом в одной руке и храмом в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. Этот образ - стал одной из самых почитаемых святынь страны.
Он отреставрирован и хранится сегодня в Третьяковской галерее - но вот даже фоток приличных нет - едва одну эту нашла. Что-то нерсесяны прячут его, что ли)


Николай Чудотворец - вообще самый прославленный в христианском мире святой, родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, всё полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии (Мирликийский))), святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.
Святой Николай издавна почитался как покровитель путешественников и мореплавателей, защитник городов и крепостей. Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу святого Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой.

Но в небольшом пограничном Можайске образ вдруг обрел новую символику: меч и град.
Не премину тут сравнить - на Западе образ Николая Мирликийского превратился в Санта-Клауса, а у нас вот - в Николу Можайского.

Чудо видения Святителя изменило судьбу небольшого пограничного городка.
С начала ХV века весь рубеж был освящен этим особым Образом (в буквальном смысле). Сын Дмитрия Донского можайский князь Андрей Дмитриевич вместо сожженного деревянного возвел белокаменный городской собор во имя св. Николая Чудотворца. А над новыми деревянными воротами Можайской крепости он велел создать в 1409 году чудесный оберег - резную икону св. Николы чудотворца с мечом и градом в руках. Образ был освящен приглашенным в 1408 году в Можайск преподобным старцем Ферапонтом. Святой старец как бы вдохнул «воинский дух» в крепость, призвав на ее защиту мирного до того Николу Чудотворца. 
Военная культура и христианство - интереснейшая тема, только подумайте - ведь невозможно, и запрещено  монахам и священникам - воевать… у них  - другие бои. Но вот же, например, однако, Никола Можайский…

Ферапонтов Лужецкий монастырь
Уже почти шесть веков стоит на высоком берегу реки Москвы, на окраине Можайска Ферапонтов Лужецкий монастырь. 


История основания монастыря тесно связана с тем самым преподобным Ферапонтом, который освятил резной образ Николы Можайского. И пусть сегодня монастырь очень скромен


в кельях пока городские коммуналки, а где и просто квартиры


но пространство обустраивается... Вот - новые купола на храме Рождества Богородицы, и с колокольни уже частично леса сняли



В храме этом, несмотря на голые стены - удивительно хорошо и на самом деле - благодатно.


И по-домашнему тепло и спокойно


Преподобный Ферапонт, в миру - волоколамский дворянин Федор Поскочин, принял постриг в 1370 г в возрасте 40 лет в Московском Симоновом монастыре, где часто вел беседы с другом своим Кириллом (впоследствии Белозерским) и наставником еСергием Радонежским.  Ферапонт с Кириллом основали Кирилло-Белозерский монастырь, и знаменитый сейчас фресками Дионисия - Ферапонтов на Белоозере. В пограничный и неспокойный Можайск из тишины и умиротворения северных земель умолил приехать старца князь Андрей Дмитриевич. Прп.Ферапонт выбрал для нового монастыря место на горе, на высоком берегу Москвы-реки и в том же чудесном 1408 году  заложил деревянный Храм Рождества Богородицы.
Москва-река здесь - тихомирная...



а монастырь не раз служил боевой крепостью. Его разоряли литовцы, поляки, а в 1812г. разграбили и осквернили французы. То, что не удалось разрушить врагам внешним - удалось разрушить в советские времена, после закрытия монастыря. В довоенный период в нем размещалась фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Во время фашистской оккупации монастырь использовался как лагерь для военно-пленных, а после освобождения Можайска от фашистов - для подобных же целей его использовали органы НКВД.
Сейчас монастырь восстанавливается, а старец Ферапонт, по-прежнему, духовно со своей обителью, его мощи - главная святыня собора Рождества Богородицы.



А освященный им образ Николы Можайского с мечом и градом в руках  с начала 15 века стал постепенно символом борьбы русских за независимость.
Образ так всем понравился, что появился в 1468 году сначала в Москве над Никольскими воротами Кремля (как оберег столицы). Вот, совсем недавно - восстановили.


а затем - и в других городах, особенно на этом рубеже. К Николе Можайскому справа присоединились с мечами Никола Волоколамский, Никола Рузский, а слева Никола Верейский и Никола Боровский. (Эх, не найти их теперь - вот из музеев фотки в коллажик собрала, многие уже и без мечей, и без "домиков", и много - за границу вывезено).


И пал Можайск только через 200 лет, когда икона была увезена из города (Смутное время).
В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи. В 1547 г. Иван Грозный ездил «в Можайск к Николе». В 1559 г. он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении (предполагали, что она отравлена). В 1603 г. на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством; в 1648 г. царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску»; в 1680 г. царь Феодор Алексеевич был здесь «на праздник святого Чудотворца Николая... Божественныя литургии слушал...» Неоднократно у святителя бывали святейшие патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.
Массовое паломничество к святителю Николе, великому чудотворцу, преобразило небольшой пограничный город. В нём в начале XVII в. существовало аж 75 храмов: приходских, монастырских, придельных; появились 16 (!)  монастырей, подворья царей, цариц, патриархов. Вслед за тем развились вспомогательные службы - нужды государева двора удовлетворяли дворы (конюшенный, соколиный, воловий), псарня, зверинец... Возле двора царицы существовала Царицына слобода, возле двора патриарха -  Патриаршая. Ещё в середине XVI в. максимально расширился посад (пригород). В нём было около 2000 посадских и слободских дворов, не считая крупных царских, боярских, монастырских, церковных... Население составляло до 12 тысяч человек, а в летние периоды, с наплывом паломников-богомольцев, раза в полтора больше.
Расцвету Можайска способствовали также воинская ставка, сборы войск.
Интересны свидетельства иностранцев. Летом 1593 года на пути в Москву посол германского императора Николай Варкоч не был допущен сопровождавшими его русскими боярами-приставами в Можайск под теми предлогами, что для такого допуска не имелось указания Государя, да к тому же это у русских - священный город. Несмотря на болезненное состояние посла и его желание остановиться на городском посаде, его разместили в загородной Ямской слободе.
Когда спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, он ответил, что у них тут в крепостной церкви деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и для жертвований; да и сам Великий князь каждый год жалует туда вклад Святому. У кого заболит рука, нога или другой какой член тела, тот человек, как бы ни жил оттуда далеко, приходит в Можайск, прикасается к святителю Николаю и оттого выздоравливает.  Стефан Гейс, записавший этот рассказ, заметил под конец о русских: «Они говорили много такого и подобного о святителе Николае, однако ж, это - невозможное дело!»

Новоникольский собор
Кремль в Можайске стоял в красивейшем и очень удобном для обороны месте - на горе. Там же был построен и собор в 1541 для хранения городской святыни - образа Николы Можайского. В начале XIX в. он был расширен и капитально перестроен. Вот так...


«Зародышем» собора оказались крепостные ворота, те самые, на которых был укреплен поначалу образ Николая Чудотворца, затем над воротами появился каменный храм, наконец, ворота и храм были поглощены огромным собором XIX века. 
История его - таинственная. С воцарением в 1801 г. Александра I начался «серебряный век русских масонов». В ложи вновь хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников и др. Кстати, именно в масонских ложах начали интересоваться политикой будущие декабристы.
Ни заказчик, ни спонсор, ни даже архитектор собора неизвестены (ну, кто-то из школы Казакова).


Это - с востока, с ориентацией - всё отлично, но вот - "апсиды" как бы, что ли %) ,ой, и их тут - дайте две), причем внутри пространство поделено на два нефа, примерно в соотношении по ширине - один к трем %)
Архитектуру этого храма называют «псевдо-готической» за ее дробный, эклектичный наряд, чем-то напоминающий мавританский (стрельчатые наличники окон, тонкие спаренные колонны на фасаде, ротонды вместо боковых глав и прочее). На стенах - шестиконечные масонские звезды Давида.. и башенки такие характерные пирамидками - с шариками.



Поскольку о соборе ничего не известно - тут простор для гипотез и предположений) Вот, местный краевед В. Куковенко, хорошенько промерив храм,  написал книжку - «Масонская архитектура и масоны Можайска», где говорит о сплаве математики, архитектуры и мистики в этом соборе, о невероятной изобретательности архитектора, задействовавшего все важные и нужные сакральные числа (в основном они связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле, который был сожжён в 1314 году) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: определённое количество ступеней - тридцать - символизируют путь масона до высшей ступени посвящения, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, др.тайные знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам здесь активно проходили службы на латинском языке.
Раньше еще ротондочка сверху была. Вот будет здесь хоть одна красивая фотка, на ней видна ротондочка - Прокудин-Горский запечатлел Новоникольский собор пафосно и во всей красе.


А мне что-то всё посторонние таблички в кадр лезли


Ну, на самом деле - впечатление от собора сильные. Он виден в городе - отовсюду:


и с берега давшей имя городу сильно обмелевшей речушки Можайки



и ни поесть без него нельзя, ни выпить



и даже снеговика не слепить


стоит точненько на "том самом месте"...
Куковенко во время своих изысканий обнаруживает странные линейные величины, присутствующие в размерах храма: 66.6 аршин, 66.6 саженей, 666 четвертей. Даже отметка, на которой стоит храм, равна 666 английским футам. Сразу вспоминается (у-ууу!) «Трижды шесть означает цифру трёх Владык. Если додекаэдрон принадлежит Матери Мира, то шестиконечная звезда принадлежит Владыке. Так означается в цифрах время трёх Владык. Явление цикла Майтрейи означает явление трех Владык» Знаки Агни Йоги. 1996г.
Или что-нибудь такое - «Наимудрейший.- Который час?.- Первый час дня, время, когда завеса в храме была сорвана, когда тьма и ужас распространились по земле - когда свет померк - когда орудия масонства были поломаны - когда исчезла пламенеющая звезда - когда кубический камень был разбит - когда «слово» было утрачено». Magna est Veritas et Praevalebit. (Разоблачённая Изида, Е.П. Блаватская)
Ох, в таком контексте не обошёл своим вниманием образ Николы Можайского и Николай Рерих (Рёрих)



Какой бы не была буйной фантазия краеведа Куковенко, неясности остаются - слишком непривычной поначалу была такая боевая иконография Николая Чудотворца. Некоторые эзотерики-искусствоведы пытаются высказывать предположения, что фигура с мечом и градом может быть католическим епископом, а возможно и крестоносцем. В качестве доказательств они отмечают характерный меч (рыцарский атрибут) и восьмиугольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая.
Святой Николай почитается и Православной и Католической церквами. Это важно для масонов, стремящихся к единству в духовной сфере и покровительствующих паломникам.
Внутри Новоникольский собор - действующий православный храм.


И вот образ Николы такой есть...



И реставрация идёт, и жарко натоплена печь... Отмолится всё потихоньку...



В этом соборе никогда не молились русские императоры - Александр I и его брат Николай I, когда они останавливались в Можайске. Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск, напомню, всего в 12км от Бородино!)

Интересно, что в «Войне и мире» Пьер проходит как раз рядом с этим собором. И Толстой некоторое время жил в Можайске, собирал материалы для военных глав. А в фильме Бондарчука как раз вот здесь стояла камера.


И еще удивительно, как сейчас при всеобщей деградации образования в сознании многих Бородинская битва почему-то воспринимается и  упорно относится по хронологии ко времени после (!) пожара Москвы. Точно-точно, сама много таких людей видела, с высшим образованием, считают что сразу после Бородино была победа и изгнание французов.
Видимо, из-за того что во всех учебниках больше внимания уделяется несчастиям отступающих французов и описанию их бегства. А здесь, в Можайске, происходила другая трагедия.  Опасение принять навязанный бой после Бородинского сражения заставило русскую армию быстро (!)  продолжить марш к Москве. Но не было подвод, и тяжелораненых, в особенности тех, что с ампутированными ногами, пришлось оставить в Можайске. Француз-офицер Цезарь Ложье отмечал, что «город был буквально запружен ранеными, их было до 10 000». И.П. Липранди, отмечал: «Они почти все погибли, не только от неимения помощи, но и с голоду, которому подвергались и французы». Жуткая картина предстала перед французом - врачом Де ла Флизом. Он записал, что в поле, примыкавшем в городским садам Можайска, возвышалась пирамида трупов - до 800 тел, - собранных по распоряжению коменданта города для сожжения. И вот тут на Бородинской улице  подскакавший французский авангард расстрелял из орудий «пробку» обозов с русскими ранеными.



А сегодня - Можайск обычный провинциальный городок...


зоопарк приехал


и вот даже всадников на городских улицах можно увидеть, ага - "наши в городе")


Город, вспоминает, конечно… есть вот памятная часовенка в центре - Николая Можайского


но специфические порой воспоминания у города, он как после наркоза отходит.
Вот кафе «Бородино»...



Вот - надо же! - ледовый дворец - «Багратион»… Интересно, умел ли грузинский князь кататься на коньках…



Еще есть улица Каракозова (ой)  (нет, ул.Чикатилы - не видела)



А вообще в наше время Можайск вспоминают обычно почти исключительно по молоку. В стеклянные пол-литровые бутылки и сейчас тут разливают молочные реки. «Можайское» - молочный бренд ещё советского счастливого детства. Тоже вроде - история.
Но всё-таки «реанимация»  -  необходимость картинки современного мира… соединить разорванные - историю светскую, из учебников и церковную, духовную; согреть теплом памяти старинные камушки, накрошенные кусочками пространство и время, склеить, замесить на старинной закваске живым тестом - да хоть на можайском молоке) . Тогда и у каждого человека, и у поколения будет не состоящая из отдельных фактиков и картинок «биография», а живая и настоящая «судьба».

http://www.voskres.ru/history/mojaisk.htm

http://www.voskres.ru/architecture/mokeev12.htm

http://www.vidania.ru/saints/zitie_feraponta_mozaiskogo.html

http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/izida_2/iz2_gl8.htm

монастырь, впечатления, православие, путешествие, пространство, история, икона, дороги, архитектура

Previous post Next post
Up