Тут вот, с Галатской башни, видно... самая левая - София, а остальные - мечети...
Вот Голубая мечеть на рассвете
и в фонтанах
вот она внутри...
Это на закате внутрений дворик Новой мечети - солнце сквозь решеточку пробилось.
Вот она внутри - глаз всё равно видит абсиду и ищет иконостас...
Конечно, не везде так развит тысячелетний комлекс неполноценности... Например, в Аксарае - как-то удалось его избежать, очень красивая там мечеть
Вот такая внутри...
В Стамбуле мечети видны отовсюду
Их много, везде минареты
И даже кафе у Софии называется - минарет...
А София - хотя и музей - совсем уже мечеть, как не договаривались хранить ее «музейный нейтралитет». Еще в мае она выглядела так -
фото
v_shkondin а сейчас на Ураза-Байрам тут был праздник, и понавешали вот низеньких люстрочек…
Да и щиты с сурами - на фотках все обычно как-то стараются не показывать их и маскировать,
поэтому неожиданностью для меня было - какие они громадно-подавляющие.
Своими жизнями заплатили защитники этих Золотых ворот (самых знаменитых в мире, после Иерусалимских), за то, чтобы вон там - видите - везде, за ними, город не иглился минаретами, чтобы тут звучали колокола...
И что бы остались без минарета Хоры
и не стала мечетью очень полюбившаяся мне Фетхие
Она, бедная, совсем задерганная: два нефа - мечеть, а один - музей с сохранившимися православными мозаиками.
Кочевая логика ислама видна в стилизованных шкурках, закрывающих вход в мечети... Напоминанием о кочевой жизни служат вот такие пологи...
Странно смотрятся эти покрывала из кожи в геометрически выверенных, кристаллизованных интерьерах
Некоторые очень выразительны
И конечно, зеленый цвет знамени Пророка преобладает.
Вот такие еще есть кочевые украшения...
И стоит только чуть выйти из туристической резервации Султанахмета, как стразу очень отчужденно воспринимается здешняя нынешняя жизнь с замусоренными улочками, разномастными и неухоженными домиками, вечными табуреточками у каждой двери и постоянно играющими и пьющими чай мужчинами.
И в голову не приходит даже соотнести их весёлую и непосредственную болтовню с той горечью, которая возникает, например, при виде тщательно вырезанных или ковырянных глаз на древних фресках.
Люди так и не поняли, так и не привились, не сжились со всеми этими древними камнями, они попросту в упор не видят прошлого этой земли, оно не включено в их порядок жизни и вообще как бы и не существует вовсе. Но история - жива и тверда в своих законах, её можно не замечать, но она всё видит и помнит. Наверное, поэтому тут складывается впечатление - что нынешнее не выдерживает соседства с прошлым, становится случайным и неуместным, занявшим чужой исторический дом, которым не умеет распорядиться.
И еще под звуки азана вспоминаются колокола. Ведь уже никто не звонит у нас каждый день - к утрене, обедне или вечерне. Почти во всех воспоминаниях иностранцев о Москве прошлых веков - колокольный звон - одно из самых сильных впечатлений. Ох, искала в инете объяснялки - ничего не нашла вразумительного; колокольня должна быть обязательно, а вот когда звонить - ничего определенного, что-то туманное на тему «у всех есть часы, прихожане знают расписание служб». В Турции - тоже светское государство и так сказать - «церковь отделена», да и в часах недостатка нет, а вот однако же - в пять тридцать, и еще четыре раза в день… в мощные усилители, с каждого минарета, на весь город… В православном «Уставе церковного звона» «любая электронная эмитация, усиление звонов техническими средствами, замена звонаря автоматикой недопустимы», ага, отлично, но ведь пусть бы тихонько себе звонили.. Сколько в истории случаев, когда звон останавливал злодеев всяких и самоубийц.
Брала с собой в Турцию небольшую иконку, ставила ее на прикроватной тумбочке в отеле. Вечером, возвращаясь в аккуратно прибранный номер, находила иконку опрокинутой ликом вниз.
Да-да, это всё у меня - ксенофобия, но ведь это - нормально?