всё, 2 страницы и картинка - под кат, ваша френд-лента пострадала всего на 5 строчек.
В лучших сказочных традициях скажу, что «мир иной» - очень гармоничный и целостный. Это домик такой, или замок - запредельный. Избушка на курьих ножках. Дорога туда для нормального человека - за семью печатями, и не зря, и не случайно простым смертным - противопоказана категорически…
Герои всех мифологий мира бывали там исключительно «по жизненным показаниям». Но для негероического человека - это недопустимое и противоестественное место, и проникнувшим туда без приглашения всегда определяется наказание. Сунувшиеся вообще просто из любопытства или в поисках острых ощущений (ни одного такого случая у мудрых древних не описано) - при выплевывании-выставлении обратно в реал потом долго задыхаются в непобедимой экзистенциальной лени, красят всё вокруг в растаманские цвета и (или) при любой возможности воротят нос от наших живых, но неярких и скромных реалий жизни.
А. Блок над могилой художника говорил: "Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать" Напомню - Блок знал толк в иных мирах… и именно алкоголик Блок провозгласил: «Искусство есть ад», - и узрел в реальности этого ада «лиловые миры революции»
В ином мире - там свои законы, свои времена и пространства. Но часто бывает, что люди попадают туда по болезни, вот для Врубеля проводником и отмычкой к домику иного мира стала бледная спирохета . И это было страшное время, которое на крыльях демона принесло в Россию «лиловые миры».
На мой взгляд - это самый демонический из врубелевских демонов.
Сопоставляя картины и рисунки художника разных лет, можно отметить настойчивость к изображению всё большей громадности, всеобъёмлемости, фантастической космичности образа. В то же время в рисунках всё чаще выступают динамичные линии, передающие те ощущения фантастического полёта, которые, как известно, характерны для онейроидных* переживаний. Всё ярче передаётся художником не только ощущение сверхъестественной скорости движения, но и ощущение фантастического, неземного мира.
Нечеловеческие, не дружные с естеством земным образы манили и терзали Врубеля, и язык красок, которым он воплощал эти образы, - сверкание волшебных минералов, переливы огненной стихии, затвердевшей в драгоценном камне. Это такая наука магов, которая суеверно чтит природу камней, считая их обиталищем гениев. Заклинательными формулами, обращенными к ним, наполнены фолианты герметистов и алхимиков. Чтобы рассказать о падшем Духе, которым он всю жизнь бредил, Врубель принёс из того самого домика магического мира пригоршни небывалых кристаллов и с недосягаемых гор лучи довременного, нечеловеческого, солнца. И говорила уже - каких и насколько мучительных усилий стоило ему возвращение «оттуда».
Но про страдания и цену, заплаченную за такую «полётность», быстро забыли. В то время рождался нью-эйдж и современное общество, смысл жизни которого - получение удовольствий; и тусовка стремящихся штурмовать иной мир - стала огромна. Нью-эйжд до сих пор зарабатывает деньги на таких аттракционах, пытается загнать туда кого попало, снабжает отмычками и ломиками, травками, грибочками «на дорожку» и таблеточками для надежности, созданы тысячи учебных пособий и практик, кастрированная йога, всякие тибетские заморочки нидра, «гигиенические» медитации. Жуть сколько денег на курсах по прониканию через форточку в этот домик заработали Ошо, Кастанеда и много кто ещё, осознанные сновидения стали общим местом современной психоделики - дёшево и сердито. Там неповторимая новизна-яркость, эротизм-оргазмика, красота- свежесть и неограниченная свобода…Если в традиции - просветленные там живут в свете, пустоте и спокойствии, то ньюэйджевские онейроиды - как правило, наблюдают свои убогие сюжеты со сказочными героями-драконами-принцессами-единорогами и вообще - стремяться к делирию*, они не просто хотят красивое кино, они хотят там действовать, и воздействовать на реальность. Опыт психоделики по эффекту совершенно равнозначен - что наркотики, что осознанные сновидения, что медитации - эффект один - зависимость от повышенного качества жизни без труда и ответственности. К нему в последующем стремятся, его ненасытно желают. Ведь так хочется вырваться из плена повседневной, однообразной и серой рутины поднадоевшего быта!. Жуть сколько форумов есть в сети по описанию этих лиловых видений. То, что стало для Врубеля трагедией жизни, сегодня - желанный способ существования. И набирает обороты не прекращающийся полуколлективный полуперсональный делирий снов, переходящих в явь, и снова возвращающихся в онейрическую степь...
Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны».
*Онейроидное состояние - сновидное помрачение сознания с наплывом непроизвольно возникающих фантастических представлений, грез. Проявляется отрешенностью от окружающего с погружением в мир ярких образных представлений и фантастических псевдогаллюцинаций, напоминающих сновидения. Больной может быть как зрителем, так и непосредственным участником фантастических событий. Как правило, он заторможен, малоподвижен, с застывшим выражением лица и взглядом, устремленным в одном направлении. Больные «видят» себя участниками событий, происходящих в космосе, на других планетах, в экзотических странах, на кораблях, совершающих кругосветные путешествия, «общаются» со сказочными персонажами, инопланетянами, «наблюдают» за кровавыми битвами, «видят» толпы людей в необычных одеждах, «слышат» необычную музыку, пение и т. п. Воспоминания о болезненных фантастических переживаниях в большинстве случаев сохраняются.
Развитие онейроидных состояний возможно при инфекционных, интоксикационных психозах, шизофрении, реже при маниакально-депрессивном психозе.