Белокаменный иконостас...

Nov 18, 2008 18:06

Вот такой святой - самый правый в аркатуре западного фасада Дмитриевского собора во Владимире.


Считать любой храм образом Небесного Иерусалима - традиция. Происхождение "высокого иконостаса" проще выводить от романских храмов, где, по крайней мере, присутствует Вседержитель. Аркатурный пояс Дмитриевского собора мне представляется как бы внутренним рядом икон по периметру, например, Софийского собора в Киеве, "вывернутым наизнанку", обращенным вовне.Но при этом сам чин (т.е. порядок) икон, их выбор на Дмитриевском соборе непонятен.


Ясно, что сидящие святые на западном фасаде чином выше всех остальных, изображенных стоящими на южном и северном фасадах.


Если представить западный фасад высокой алтарной преградой, то в центре ее - Святой дух, а ВЫШЕ его - царь Давид (при всем своем царственном, пророческом и певческом даре, даже как основатель рода Христа, которого на этом иконостасе - нет) непонятно почему занимающий такое "высокое" положение, как и на других соборах... Справа от Святого Духа - человек с шаром в руке, причем держащий его странным образом, как мяч... Я уверена, что из-за большой высоты расположения фигур многие не то что туристы, а и исследователи просто не смогли заглянуть в лица "пророков". А вы - посмотрите - они все индивидуализированы, они все разные и портретные...
Святой, с изображения которого я начала этот пост - странен и похож на юродивого, т.н. Богородица - находится слишком далеко от центра... Если это и иконостас - то его чин (порядок) совершенно особенный.
Вот на картинке центр "иконостаса".

Для размещения тут пришлось разрезать фотографию и святых аркатуры центрального прясла расположить в два ряда. Мне кажется - совершенно определенно, в этом есть какая-то система, и можно определить, кто эти святые. Только вот как…

Дмитриевский собор, иконостас, иконография, белокаменная архитектура

Previous post Next post
Up