София - совершенно уникальный образ в мировой культуре - второго такого нет. Более глубокого и более яркого образа невозможно себе и представить.
Имя София означает "премудрость" или "мастерство". Она является олицетворением божественной славы, то есть София - это женственный творческий образ, в котором отражается величие Бога и идеальные образцы, согласно которым осуществляется созидание мира.
В древнегреческой фило-софии))) слово "софия" было эпитетом Афины, то есть данное слово означало мудрость и божественное превосходство Афины по сравнению с остальными олимпийскими богами.
Про Афину все всё знают - родилась из головы Зевса (ну как мысль), девственница, птичка у неё была особенная, ночная и мудрая - сова, богиня со змеями постоянно общалась, по Парфенону они ползали))). Священное дерево - олива, тоже подарок Афины. Военные ее функции - стратегические, С Никой (Победная которая) сильно она дружила, на руке вот так держала -
а как покровительница ремесел, рукоделия и творчества она помогает мастерам и подмастерьям. Ещё любимцем Афины был Одиссей, помните, у Гомера - Афина - везде, прям спасу нет), ни одно мало-мальски важное событие в «Одиссее» не обходится без вмешательства Афины, и ахейцам она помогала постоянно.
Место ее в пантеоне богов и иерархии - определенное)
в честь ее названа столица Греции, и главный храм
так что всё вполне понятно, центральное место. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума, и символом всеобъемлющей мировой мудрости - Софии Премудрости.
В ветхозаветной традиции Премудрость - Хокма (hkmn - ветхозаветное начало бытия, первопринцип Божественного Слова). Она приобретает личностный облик - то есть свойство, эпитет как бы отделяется и персонифицируется. Книга «Премудрость Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Премудрость Иисуса сына Сирахова» дают образ «Премудрости Божией», описанной как личное, вполне отдельное и самостоятельное, олицетворённое существо. Она выступает как девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя», вышедшее «из уст Всевышнего». Почти тот же образ Афины - тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса; по устойчивой схеме мифа - мудрость принадлежит деве. В образе всегда присутствуют, подразумеваются или угадываются женские черты. Интересно еще - в притчах она описывается как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир (что снова сближает её с Афиной); в природу этой вселенской Премудрости-«художницы» входит «веселие», ну, то есть весёлая такая художница, создающая Космос и Мир. По отношению к миру Премудрость - строительница, она как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса. Дом - один из главных символов библейской Премудрости. В раввинистической и поздней гностической мысли есть образ «падшей Софии» - Ахамот.
ну а дальше - уже будет про Софию на самом деле...
.