София. Предыстория

Dec 26, 2009 13:14

 София - совершенно уникальный образ в мировой культуре - второго такого нет. Более глубокого и более яркого образа невозможно себе и представить.

Имя София означает "премудрость" или "мастерство". Она является олицетворением божественной славы, то есть София - это женственный творческий образ, в котором отражается величие Бога и идеальные образцы, согласно которым осуществляется созидание мира.

В древнегреческой фило-софии))) слово "софия" было эпитетом Афины, то есть данное слово означало мудрость и божественное превосходство Афины по сравнению с остальными олимпийскими богами.

Про Афину все всё знают  - родилась из головы Зевса (ну как мысль), девственница, птичка у неё была особенная, ночная и мудрая - сова, богиня со змеями постоянно общалась, по Парфенону они ползали))). Священное дерево - олива, тоже подарок Афины. Военные ее функции - стратегические, С Никой (Победная которая) сильно она дружила, на руке вот так держала -



а как покровительница ремесел, рукоделия и творчества она помогает мастерам и подмастерьям. Ещё любимцем Афины был Одиссей, помните, у Гомера -  Афина - везде, прям спасу нет), ни одно мало-мальски важное событие в «Одиссее» не обходится без вмешательства Афины, и ахейцам она помогала постоянно.

Место ее в пантеоне богов и иерархии - определенное)

в честь ее названа столица Греции, и главный храм



так что всё вполне понятно, центральное место. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума, и символом всеобъемлющей мировой мудрости - Софии Премудрости.

В ветхозаветной традиции Премудрость - Хокма (hkmn - ветхозаветное начало бытия, первопринцип Божественного Слова). Она приобретает личностный облик - то есть свойство, эпитет как бы отделяется и персонифицируется. Книга «Премудрость Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Премудрость Иисуса сына Сирахова» дают образ «Премудрости Божией», описанной как личное, вполне отдельное и самостоятельное, олицетворённое существо. Она выступает как девственное порождение верховного Отца, до тождества к Нему близкая: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя», вышедшее «из уст Всевышнего». Почти тот же образ Афины - тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса; по устойчивой схеме мифа -  мудрость принадлежит деве. В образе всегда присутствуют, подразумеваются или угадываются женские черты. Интересно еще - в притчах она описывается  как «художница», по законам божественного ремесла строящая мир (что снова сближает её с Афиной); в природу этой вселенской Премудрости-«художницы» входит «веселие», ну, то есть весёлая такая художница, создающая Космос и Мир. По отношению к миру Премудрость - строительница, она как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса. Дом - один из главных символов библейской Премудрости. В раввинистической и поздней гностической мысли есть образ «падшей Софии» - Ахамот.

ну а дальше - уже будет про Софию на самом деле...
.

софия, икона, история, символика, архетип

Previous post Next post
Up