«Дзiкае паляванне караля Стаха» - красивая мистическая повесть Владимира Короткевича. Моё очень недолгое преподавание белорусской литературы в школе неизменно озарялось уроками «по Короткевичу», его произведения всегда «проходили» на одном дыхании, и особенно - «Дзiкае паляванне». Короткевич - единственный из писателей обратился к истории Великого княжества литовского - запретной теме советской, да и русской истории... И мне было приятно и до сих пор как-то удивительно, что с детства я знала автора в кругу отцовских друзей.
Когда-то ещё при подготовке к урокам я пыталась найти объяснение распространенному в Европе символу «дикой охоты» - но само это поверье о шествии мёртвых по воздуху и до сих пор остается для меня непонятным... Тут и вправду смешались в кучу кони, люди … и собаки: взбесившаяся символика разных времен, наций, религий, такой всеевропейский шабаш… или священнодействие %)
Образ-символ известен по всей германской и кельтской Европе.
Наверное, в основе - штормовые ночи бога Одина (Wodan,Wotan, Odin), который во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак. Один - глава войска, состоящего из населяющих Вальхаллу погибших воинов. В этой ипостаси Один предстает как бог мертвых.
А вот как Тацит описывает внешний вид вполне реальных древнегерманских воинов: "свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище; ведь в любом сражении первыми должны быть побеждены глаза"… такая вот древняя игра в «Дикую Охоту», интересно, что во всех дальнейших, письменно зафиксированных сказаниях из разных стран (известно четыре) - категорический запрет: на Охоту - нельзя смотреть. И везде - встреча с Охотой сулит людям несчастья и беды, болезни и смерти. Появляется в окружении мертвых воинов сам Охотник, которого легенды и предания описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. И повсюду Охоту сопровождает свора псов, наводящих ужас на людей и животных.
А по христианской версии, Охота близка к всадникам апокалипсиса, где жертвами становятся души неправедных. После Реформации и упразднения протестантами Чистилища Дикая Охота стала преследовать некрещеных умерших, особенно детей. Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где они и становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.
Интересна связь Дикой Охоты и ее предводителя с оборотничеством и карнавалом. Одина часто изображают на коне - «задом наперед», выбор для карнавала имени Арлекин- предводителя Дикой Охоты тоже непонятен… Тут же вспоминается древний символ «Погоня» - когда-то государственный символ ВКЛ и не так давно - Беларуси, да и Александра Невского … кого и куда там гонит всадник - неясно… и до 15 века всадник тоже сидел там задом наперед.
Еще интересна сама «северность» Дикой Охоты, какая-то замороженность. Цветаева писала об этом так «Исконная и северная Wilde Jagd (дикая охота) сердца, которого в своей простоте не знает - и не может знать - латинская раса.» И действительно - обычно легко и непринужденно «выводящие» по индоевропейской дорожке из мифологических и символических хитросплетений Топоров и Генон (особенно в паре хороши!)) - тут как-то невнятны и избыточно абстрактны…
И что делает эта страшная и такая непонятная Дикая Охота - на белорусских болотах, тоже загадка… Ни германцев, ни кельтов там не видать - i не бачылi нiколi. И даже в последнюю войну немцы обошли эти болота подальше…
И почему Короткевич использовал этот символ? Беларускiя лiтаратуразнауцы заусёды казалi мне, што не трэба шукаць тое, чаго няма. А, наогул, «Дзiкае паляванне караля Стаха» - проста казка такая - цiкавая и рамантычная. Но ведь у Короткевича есть и роман «Каласы пад сярпом тваiм» (Колосья под серпом твоим) - где евангельская метафора жатвы раскрыта на материале шляхетского восстания Кастуся Калиновского… эх, это вообще была запредельная для советского времени задачка.
Так или иначе, как бы это глупо не звучало - метафора «Дикой охоты» в «Дикой охоте короля Стаха» остаётся непонятой… Тема - не раскрыта. И может быть, когда-нибудь)
А пока что от символики и метафоризма можно отвлечься, и
темным дождливым вечером,
или лучше - в сумерки,
когда домашнюю тишину нарушает только стук капель по оконному стеклу,
под желтым светом лампы - ни в коем случае не флуоресцентной,
где-нибудь в уголке дивана под мягким пледом,
и чтобы рядом - непременно - мурчащая кошка…
и - неторопливым взглядом, перебирая строчку за строчкой,
и - медленно листая страницы,
и - тихо-тихо, не мешая воображению создавать из слов картины,
неторопливо читать... Владимира Короткевича.
Я знаю, ему бы так - понравилось. Хотя прожил он неустроенную жизнь, не укладывался в рамки никакого социализма, да и национализма - тоже, а частенько - и рационализма, и его не издавали... почти совсем. Но все равно писал - в стол. И много пил… В словах его о собственных произведениях чаще всего была - безнадежность. И слышать это было жутко и больно, и даже мне - тогда маленькой девочке, было понятно - тут какой-то предел, и помочь нельзя ничем… И звали его - Владимир Семенович, ага, как Высоцкого, и умер он от той же… эээ… болезни, и тоже 25 июля.
Он очень уютно и спокойно читается. Его строчки - это всегда душевный разговор не «о», и не «про», а - «над». Не готично, но захватывающе и авантюрно, немного вальтер-скотт-но, но больше сенкевишно). Попробуйте почитать, а вдруг понравится, ещё есть, например, «Черный замок Ольшанский», «Христос приземлился в Гродно».. и пронзительные стихи… Хотя в переводе много теряется, но все равно вы почувствуете - он - добрый, и, читая, с ним просто приятно говорить.
Грустная, немного мрачная и щемяще-романтичная история белорусской земли. Увлекательно и интересно - особенно для России, абсолютно не отраженная в учебниках история.… Романтизм, как у Гоголя, в самом нежном и самом высшем его проявлении - в любви к своей земле и её людям.
Что-то я порасписалась, эх, не получилось - «хутка и смачна»… ну, всё равно уже - много, тогда цитаточка ещё:
Але яшчэ і зараз я часам бачу ў сне сівыя верасовыя пусткі, чэзлую траву на паверхні прорваў і дзікае паляванне караля Стаха, якое скача па дрыгве. Не бразгаюць цуглі, моўчкі сядзяць у сёдлах прамыя постаці коннікаў. Вецер развейвае іх валасы, плашчы, грывы коней, і самотная гострая зорка гарыць над іхнімі галовамі. У жахлівым маўчанні шалёна скача над зямлёю дзікае паляванне караля Стаха. Я прачынаюся і думаю, што не прайшоў ягоны час, пакуль ёсць цемра, голад, нераўнапраўе і цёмны жах на зямлі. Яно - сімвал усяго гэтага. Хаваючыся напалову ў тумане, імчыць над змрочнай зямлёй дзікае паляванне.
Пераклад:
Но еще и теперь я иногда вижу во сне седые вересковые пустоши, чахлую траву над прорвами и дикую охоту короля Стаха, скачущую по трясине. Не звякают удила, прямо сидят в седлах немые всадники. Ветер развевает их волосы, плащи, гривы коней, и одинокая звезда горит над их головами. В жутком молчании бешено скачет над землей дикая охота короля Стаха.
Я просыпаюсь и думаю, что не прошло ее время, пока существуют мрак, голод, неравноправие и темный ужас на земле. Она - символ всего этого.
Утопая наполовину в тумане, мчит над мрачной землей дикая охота.