Фокусы мозга. Эффекты восприятия. Ситуация и люди, как они есть, и какими мы их видим.

Mar 02, 2014 13:34

Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя.
Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.
Пауло Коэльо

Все что мы знаем, знали и когда либо будем знать дает нам наше восприятие.
От лат. рerceptio - перцепция или восприятие, которое за счет осмысления поступающей к нам сенсорной информации формирует субъективную картину мира.


Почему субъективную? Потому что при восприятии, присутствуют следующие факторы. Это:

- Опыт - человек усваивает ту информацию, о которой уже так или иначе, хотя бы частично знает из прошлого опыта.
- Установка восприятия - человек ожидает увидеть то, что должно быть увидено исходя по прошлому, уже имеющемуся опыту.
- Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.

- Личностные особенности - оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, - в неблагоприятном.



Существует три механизма избирательности восприятия:

Принцип резонанса - отвечающее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.

Принцип защиты - противоречащее ожиданиям человека воспринимается хуже.

Принцип настороженности - пугающее, вызывающее опасение замечается быстрее прочего.

Также лучше воспринимается то, что чем-то выделяется в общей массе себе подобных. Лучше воспринимается то, что движется, чем то, что статично.

Большую роль в создаваемой картине мира играет Я-концепция - восприятие мира группируется вокруг восприятия себя самого, т.е. так или иначе имеет отношение к самому воспринимающему человеку.

Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Полученные образы складываются в определенные ситуации, которые человек оценивает, после чего принимает решение о своём поведении.

Социальному восприятию, которое имеет место при межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе фокусы нашего мозга:

Галоэффект (эффект ореола) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом эффекте базируется любовь с первого взгляда - достаточно произвести первое сильное хорошее впечатление, как мы можем стать слепы к последующим ошибкам, недостаткам привлекшего внимание человека.

Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация "перечеркивает” всю предыдущую.

Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества, присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей профессии.

Эффект присутствия - чем больше человек профессионал в какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности - например, руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.

Эффект гипервзыскательности - например, учитель преувеличивает негативные черты неуспевающих учеников и недооценивает позитивные.

Эффект физиогномической редукции - вывод о каких-то чертах характера делается на основе черт внешности. Всем известны анекдоты про блондинок, как пример.

Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой вероятностью их получим.

Внутригрупповой фаворитизм - "свои” кажутся лучше, чем "чужие”.

Презумпция взаимности - человек считает, что "другой” относится к нему так, как он сам относится к "другому”.

Феномен предположения о сходстве - человек считает, что "свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.

Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется, забывается как не стоящая внимания.

Для объяснения себе чьего-то поведения люди часто прибегают к атрибуции. Чем больше дефицит достоверной информации о партнере по общению, тем чаще имеет место этот феномен.

Каузальная атрибуция это интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Хотя на самом деле все может быть совсем не так. Как говорится, каждый судит по себе, и по своему опыту и ценностям.

Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям:

К упрощению познания другого человека (людей).

К формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Существует три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина того или иного поведения приписывается человеку, совершающему действие - причина в самом человеке);
объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок - причина в ком-то или чем-то);
обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам - причина в обстоятельствах).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель - личностную.

Резюмируя: как вся эта информация может помочь стать счастливее, лучше понимать других, строить более гармоничные отношения? Напрашиваются два вывода исходя из вышеизложенного:

- Не делать поспешных выводов, посмотреть на ситуацию с разных сторон, собирать информацию об интересующих вас объектах из различных источников. Поменьше доверять чьему-то мнению и побольше своему. Но принять к сведению все точки зрения!

- Учитывать, что люди, с которыми мы общаемся, также склонны к этим эффектам восприятия или фокусам мозга. Поэтому нельзя ожидать от них всегда полную беспристрастность, объективность, точность восприятия и логичность суждений.



Источник

информация, люди, личность, отношения, мозг, человек, общение

Previous post Next post
Up