«Человек есть общественное животное», - писал некогда Аристотель.
И это действительно так, ведь вне общества формирование личности попросту невозможно.
Казалось бы, здесь можно поставить точку.
Однако избыточная открытость не менее травматична для человека, чем его одиночество. Кроме того, во многих случаях человеку просто требуется побыть одному. Об этом сейчас и пойдет речь.
Заветные часы уединения
Слово «одиночество» имеет негативный оттенок, и неспроста, поскольку в большинстве случаев человек воспринимает свою социальную изоляцию как обездоленность, сиротство или неудачу. Однако есть ситуации, когда человек сознательно стремится к уединению.
В первую очередь, это касается людей общественных профессий: педагогов, артистов, руководящих работников - им по роду службы постоянно приходится контактировать с людьми, от чего они просто устают.
Другой разновидностью являются люди творческого склада, которым необходимо быть в одиночестве во время пика креативной активности, - чтобы им никто не мешал. В этом случае и сам факт пребывания в замкнутой и бедной впечатлениями среде способствует активации творческих способностей. Примером является Болдинская осень А.С. Пушкина, во время которой поэт, в силу обстоятельств находясь в полной изоляции в своей деревне, написал несколько десятков произведений.
Следующей причиной уединения является потребность в молитве и медитации, во время которых человек открывается высшей реальности.
Однако даже простые люди, не относящие себя ни к правящей, ни к творческой элите, периодически нуждаются в уединении. Речь идет не только о сне или отправлении естественных надобностей, но и о многом другом.
Так, например, в психологии существует понятие «личное пространство». Это некая зона вокруг тела, которую человек считает своей. И бесцеремонное проникновение в личное пространство человек воспринимает как оскорбление или угрозу собственному благополучию.
Добавим, что размеры этой территории могут существенно меняться в зависимости от ситуации. То есть личное пространство может быть минимальным или вовсе отсутствовать, допустим, при поездке человека в переполненном автобусе или при осмотре врача, и расширяться до размеров своего приусадебного участка или квартиры в других случаях.
Добавим также, что с философских позиций человек как система не может быть абсолютно ни открытым, ни замкнутым. Некоторая изолированность всегда необходима, как пища и воздух. В противном
случае человек теряет свою индивидуальность, а о его самых сокровенных мыслях будут знать все окружающие.
Покинутость как болезнь
Однако не каждое уединение приводит к творчеству или вообще к чему-нибудь полезному. Более того, вынужденная изоляция даже с благими целями может привести к психической драме, избежать которой удается только людям с крепкими нервами, да и то не всегда.
Так, например, Иисус Христос во время своего сорокадневного уединения и поста в пустыне был искушаем самим дьяволом. Но еще раньше небезызвестного Будду, всю ночь медитировавшего под смоковницей с целью просветления, посетил злой демон по имени Мара, который также пытался его сначала обольстить, а потом и устрашить.
Что же касается людей с неустойчивой, ранимой психикой, то подобная изоляция может только спровоцировать у них психическую болезнь. Особенно это заметно у лиц с уже имеющимися отклонениями. В свое время об этом хорошо написал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер. Он считал, что больные шизофренией изначально игнорируют впечатления обыденной жизни, стремясь к аутизму, тем самым только стимулируя в себе психопатологические признаки болезни.
О том, что ограничение внешних впечатлений (так называемая сенсорная депривация) приводит к неадекватному активированию внутренних резервов, говорили многие психологи. Впервые это было изучено в опытах с сурдокамерой, где вполне здоровые и психически уравновешенные люди через некоторое время начинали испытывать навязчивые слуховые и зрительные галлюцинации.
В дальнейшем многие отечественные космонавты и американские астронавты, находясь на орбите, сообщали, что они слышали взявшуюся ниоткуда музыку или видели то, чего никак не могло там быть. А ведь все это люди, прошедшие самый жесткий медицинский и психологический контроль и, уж конечно, не относящиеся к категории психически больных...
Оказывается, мозг даже самого здорового и чуждого мистики человека при ограничении поступления информации извне начинает сам продуцировать зрительные и слуховые образы.
Депривация -ограниченная жизнь
Депривация - это лишение человека каких-либо необходимых вещей, ценностей или способов поведения. А главное - это необеспеченность информацией. Однако депривация еще не болезнь, поскольку все отмеченные галлюцинации космонавтов при возвращении на Землю полностью исчезают. Другое дело, если сенсорная изоляция длится годами и в особенности если она имеется в раннем детском возрасте.
Особенно драматичны случаи развития так называемого синдрома Маугли, когда роль приемной семьи начинают играть дикие или домашние животные. В результате ребенок перенимает стиль поведения и повадки своих суррогатных родителей, что в дальнейшем препятствует его реадаптации в обществе. В мире известно более полусотни таких случаев превращения людей в животных, но в действительности их было гораздо больше.
Добавим, что в последние годы детей с этим синдромом стали находить и в городских условиях.
Как правило, это дети бомжей или алкоголичек, которые оказались брошенными своими непутевыми матерями и подолгу находились в закрытом помещении, не имея возможности общаться с кем-либо, кроме бездомных животных...
Есть что сказать и о частичной депривации, которой, к примеру, подвержены люди с дефектами органов чувств, а также пациенты, длительное время находящиеся в обездвиженном состоянии.
Так, к примеру, у слепых, несмотря на их существенный недостаток, очень хорошо развиваются слух, обоняние и осязание, с помощью которых они добиваются необычайных результатов, зачастую недоступных зрячим. У глухих, напротив, компенсаторно повышаются острота зрения и зрительная память, причем все глухонемые - прекрасные физиономисты и психологи в тех вещах, которые касаются поз, жестов и мимики.
Более того, опыт показывает: если человек теряет возможность получать информацию и реализовывать себя в какой-то одной области, то он обязательно развивается в другой, которая как бы возмещает его прежнюю ущербность. Но если этого не происходит, то человек деградирует, снижая уровень своей интеллектуальной или физической организации до самого примитивного.
Последнее, к примеру, отмечается во многих случаях социальной депривации, например у бомжей и некоторых других маргинальных личностей, к которым традиционно относят алкоголиков и наркоманов. Маргинал, он же изгой, аутсайдер, т.е. человек, находящийся на обочине жизни, является носителем самых дикарских привычек, зачастую свойственных только нашим доисторическим предкам, и характеризуется отсутствием принятых моральных норм и навыков гигиены.
Аркадий ВЯТКИН
Источник