Было время, когда “мудрым” называли человека, который прошел через успехи и неудачи, бедность, богатство и всевозможные житейские ситуации. Естественно, этот огромный багаж опыта требовал времени, поэтому “мудрым” человек становился уже в преклонном возрасте.
Но сегодня это значение мудрости устарело и постепенно выходит из употребления.
В прошлом это было естественно: человек старший знал больше молодого, поскольку был только один путь познания - реальный опыт. Если ваш отец был плотником, он безусловно знал больше, чем вы. Вы должны были учиться у старших. Знания передавались из поколения в поколение. Человек старший был всегда более знающим, чем младший; вот почему в прошлом не было разрыва между поколениями.
Но сегодня ситуация становится иной. Когда образование становится все более и более универсальным, можно знать больше, чем старшие. Фактически же не только можно - дело всегда обстоит так. Отец, доктор наук, посылает своего сына в университет, чтобы сын стал доктором. Когда сын возвращается… отец опытен в своей профессии, но сын знает больше, чем отец, ему известны самые последние исследования, новейшие разработки, абсолютно неведомые отцу. Отец окончил университет по медицине, возможно, лет тридцать назад. За тридцать лет почти все переменилось. То, что годилось тридцать лет тому назад, больше не годится; то, что считалось научным, становится абсурдным и ненаучным.
Такова новая ситуация, которой человечество смотрит в лицо: молодой человек знает больше, чем старый. В связи с этим почтение к старшим людям исчезает. Старшие невероятно озабочены, почему так происходит; они не видят, что ситуация изменилась. Когда-то было невозможно молодому знать больше, чем знают старшие; теперь же старому невозможно идти наравне с молодым. Молодой будет знать самые последние достижения, и разрыв между ними будет, по крайней мере, 20-30 лет.
Научный прогресс движется с такой скоростью, что, как говорят ученые, они не могут писать большие книги ни по какой теме, потому что ко времени готовности книги к публикации она устаревает - ее вообще уже нет смысла публиковать. Поэтому сейчас в науке вместо больших томов ученые пишут доклады. Они сразу же их зачитывают на конференциях или публикуют в периодике. Они не могут ждать долго, потому что если они промедлят, то кто-то другой где-то еще обязательно откроет что-нибудь еще лучшее.
Когда-то Альберта Эйнштейна спросили: «Если бы вы не открыли теорию относительности (а от нее зависит вся атомная энергетика и все развитие ядерных вооружений), - как вы полагаете, мог ли бы кто-то другой открыть ее? И если бы кто-то другой мог открыть ее, сколько времени потребовалось бы на это?» Альберт Эйнштейн рассмеялся и сказал: «Не больше трех недель. Если бы я был нерасторопен, то какой-нибудь другой парень опубликовал бы свое исследование». И оказалось, что другой немецкий ученый уже открыл теорию относительности, - но он просто был лентяй. Он открыл ее прежде Альберта Эйнштейна, но не опубликовал. В мире было, по крайней мере, 12 человек, работавших в том же направлении, и все они достигли бы месяца через два-три той же точки, до которой первым добрался А. Эйнштейн.
В научной среде, которая теперь является единственной действительной средой знаний, все движется так невероятно быстро, что разрыв между новым поколением и старым поколением становится все больше и больше. Скоро они будут не в состоянии понимать язык друг друга. Это уже происходит: отцы и сыновья сидят рядом и больше не спорят, потому что отцы считают, что у их детей странные идеи, а дети думают: «Бедный старик! Он до сих пор повторяет давным-давно устаревшие истины».
Из-за этого разрыва исчезает тысячелетняя традиция уважения к старшим, потому что ее фундаментальное, основное положение больше не действительно.
Источник У меня возник вопрос:
Неужели уважение строится только на количестве полученных знаний?
Что вы об этом думаете?