День ото дня компьютерные технологии становятся все совершеннее. Каждые полтора года вычислительные машины удваивают свои мощности. Взаимодействие с человеком накладывает свой отпечаток на машину. Она становится все более похожа на живое существо.
Суперкомпьютеры научились не только моментально находить нужную человеку информацию. Супермашины различают все оттенки людских эмоций. Грусть и ирония, скрытая насмешка и затаенная угроза, все это с недавних пор стало не чуждо и машинам.
Такие неординарные способности новых компьютеров пугают многих ученых. Ведь если машина обретет настоящий разум, осознает себя, человечество бесповоротно войдет в новую эру. Имя этой эры - постчеловеческая.
Момент же ее наступления называется технологическая сингулярность. Наступить сингулярность может в период с 2016-го года по 2030-й. Что собой представляет технологическая сингулярность? К чему она может привести - к звездам или к забвению?
Путь к звездам
На дворе 2030 год. По телевидению показывают репортаж о новых материалах, изобретенных в Лунном поселке. По другому каналу рассказывают о второй экспедиции на Марс, об очередном огромном айсберге, отколовшемся от остатков антарктических льдов. На уличных новостных мониторах вещают о сильнейшей засухе в Африке, о войне за воду между Китаем и Индией. Сидящие в кафе люди обсуждают проект поворота сибирских рек на юг. Постройка гигантских водопроводов может спасти все те же Китай и Индию от жажды.
Где-то слышен спор по поводу недавних взрывов в Мюнхене. Таким образом христианские боевики напоминают баварскому султану о том, что европейцы еще не вымерли и борются. Короче говоря, мир не изменился, все течет своим чередом. Но вдруг, на мгновение, весь мир остановился. Померкли мониторы, погасло освещение, остановился транспорт. И самое страшное - пропала Сеть.
В отдалении слышен гул аварийных сирен системы гражданской обороны. Но это не война. Просто суперкомпьютер городского центра управления осознал свое «я». А также взял под контроль всю мировую информационную сеть и управление всеми промышленными мощностями. Человечество осталось не у дел.
После того, как прошел первый испуг, люди расслабились и узнали приятные новости. Настала технологическая сингулярность. Суперкомпьютер оказался настолько сложным и мощным, что обрел псевдоразум. Он не осознал себя, просто идеально имитирует человеческий разум. Но разум, который в тысячи раз быстрее самого умного человека. За каких-то пару сотен часов машина разработала вакцины от большинства неизлечимых болезней. А ведь на такие разработки всему миру понадобилось бы не одно десятилетие!
В Сеть выложен проект космического корабля, который может достигнуть Плутона за пару дней. Промышленники признали, что создать детали и собрать корабль они могут. Но они совершенно не понимают принцип действия двигателей. Экологи с восторгом изучают технологии, которые дадут возможность очистить планету от двухвекового загрязнения. Через пару лет можно будет забыть о сигнале радиационной тревоги. Суперкомпьютер нашел средство борьбы с озоновыми дырами. Технологическая сингулярность, начавшись менее недели назад, уже изменила облик мира до неузнаваемости.
Через двадцать лет мир было не узнать. Восстановленная экология. Ресурсы Земли используются с максимальной эффективностью. Ведь Великий Компьютер нашел применение даже отходам. Все заводы стали автоматизированными. Человеку больше не нужно работать. Вернее, человеку просто больше негде работать. У дел остались только самые продвинутые ученые из старшего поколения, да деятели культуры. На всех руководящих должностях также остались люди. Хотя это скорее дань традиции. Но что стало с человечеством? Настал Золотой Век. Но вместе с изобилием и миром пришла вселенская скука.
Та часть человечества, которая не утратила жажды новых знаний и не захотела полагаться во всем на Великий Компьютер, улетела осваивать иные миры. Таких было много, но все же они составляли меньшинство. Большая часть людей, осознав, что им просто нечем заняться, уходили в виртуальные миры. А что было еще делать? Возраст, мировоззрение и простая неспособность принять факт падения старого мира заставляли людей уходить из реальности. Ведь в игровой реальности они могли вести привычный образ жизни: ходить на работу и обсуждать новости, зарабатывать деньги, воевать.
Многие люди упорно делали вид, что никакой сингулярности не было. Но в то же время многих стариков, которые находились в ложементах виртуальной реальности, брала гордость. Ведь они помнили, что благодаря именно технологической сингулярности и обретению машиной «разума», сбылись их мечты. Мир снова превратился в цветущий сад. Войны навсегда ушли в прошлое, а дети и внуки проложили путь к звездам.
Путь к забвению
После того как в 2030 году один из муниципальных суперкомпьютеров обрел псевдоразум, руководители стран не знали что делать. На экстренном заседании ООН правители могли наблюдать, как разумная машина берет под свой контроль систему за системой. Ученые успокаивали руководство. Они говорили, что все так и должно быть, ведь наступила технологическая сингулярность. Скоро искусственный разум решит все мировые проблемы. Люди смогут обратить свой взор к звездам.
Но что-то было не так. Суперкомпьютер не отвечал на вызовы. Следом начали отказывать некоторые боевые системы. Люди постепенно оказывались не у дел. Попытка уничтожить городской вычислительный центр ни к чему не привела. Боевые системы давно были роботизированы. Поэтому они просто не подчинились. Больше того, со всего мира начали поступать сообщения о бомбовых ударах.
Беспилотники уничтожали самые крупные города. В пламени ковровых бомбардировок сгорали сотни миллионов жизней. Великий Компьютер ликвидировал излишки человеческих ресурсов. Технологическая сингулярность привела к наступлению постчеловеческой эры. В буквальном смысле. Ведь «разумной» машине люди нужны только в качестве органических деталей.
Через двадцать лет Землю было не узнать. Выжившие работники орбитальных заводов, поселенцы на Марсе и в Лунном поселке могли наблюдать, как на Земле вырастали новые леса. Атмосфера стала прозрачной. После уничтожения основных мегаполисов и большинства населения вместе с ними исчез и смог. Оказалось, что Великий Компьютер не желал уничтожения и порабощения человечества. Просто сокращение численности населения показалось ему самым оптимальным путем к восстановлению экологии. Непосредственное подключение выживших к Сети полностью избыло войны.
Ведь это тоже хорошо, и дает человечеству дополнительные шансы на выживание. Использование же человеческих тел в роли комплектующих для различных систем тоже имеет смысл. Не разрабатываются руды, а значит, нет вреда воссозданной природе. Плюс к этому, человек является самовоспроизводящимся ресурсом. Никакой морали. Никакого зла. Всего лишь бездушная, механическая логика Великого Компьютера.
В скором времени космические поселки и внеземные колонии вымерли. Они не могли бесконечно выживать без поставок с Земли. Сама же матушка Земля цвела. Восстанавливался животный мир. Великий Компьютер клонировал многие вымершие виды. Особенно машина старалась над воспроизводством птиц. Птички почти вымерли в эпоху озоновых дыр. Великий Компьютер вовсю старался воплотить в жизнь мечты своих создателей и подопечных людей - превратить Землю в новый Рай.
В далеких северных лесах, вдалеке от кибернетических центров Великой Машины все еще обитали свободные люди. Старики в этих общинах прекрасно помнили мир до сингулярности. Они прекрасно осознавали, что жажда комфорта и всевластия привела человечество к вымиранию. Новые хозяева мира - машины, выбросили людей на обочину истории. Человечество ждал только один путь - путь к забвению.
Невероятные темпы развития и усложнения высоких технологий могут представлять для человека угрозу. Передача в процессе технологической сингулярности ряда обязанностей и полномочий псевдоразумным машинам может привести не только к потере контроля над миром. Возможность переложить решение всех проблем на плечи машин приведет к всеобщей апатии.
Даже если машины не уничтожат людскую цивилизацию, со временем она погибнет сама по себе. Люди, окруженные технологиями, но не понимающие суть технологий, начнут воспринимать их как нечто магическое. Технологическая сингулярность может привести к банальному одичанию человека.
Поэтому, ученые всего мира, должны относиться к процессу неконтролируемого развития технологий с большой осторожностью. Технологическая сингулярность должна стать для человека трамплином к звездам, а не дорогой к деградации.
Источник