Два мира, один GQ и этот август.

Aug 18, 2009 23:02

 Купил в киоске и отчитал августовский GQ. Параллельно читал новостную ленту, ну и френдленту, куда ж без этого. Рефлексировал.
Получалось грустно. Последний месяц лета, как правило «дарит» нашей стране потрясения. Этим августом, пока, случилось несчастие с  «Русскими витязями», трагедия с Саяно-Шушенской ГЭС, ну и Кавказ привычно взрывается террористически. Хочется думать, что на этот год лимит выбран…
В мире тревожно и он всё отчётливее делится на две части. Одна, не самая обширная - за Россию, другая, многочисленная - против. Глупо себя чувствую, но мой выбор - Россия. Нелогично, супротив всех моих друзей-товарищей, и, порой, против здравого смысла, но что-то мне подсказывает, что неправы те, кто истошно критикуют, но сами ни хера не делают. Особенно это касается информирующих людей - СМИ, журналисты…
Вся отечественная журналистика подспудно полагает себя обладателями некого сакрального знания. Знания позволяющего судить обо всём на свете, ставить всем на свете оценки.По моему, это запредельная дерзость по отношению к Судьбе. Дерзость эта будет непременно наказана. Судьбой.
Между тем, «умный глянец» дышит в унисон со страной. Вернее, дышат глянцевые колумнисты и дыхание это не очень оптимистично, а порой смрадно.
В GQ славный набор пишущих людей. Все сильно разные, но, как правило, интересные. И общий строй и тон их колонок августовский. Пишут про насилие, про неполадки в мироустройстве, про капитализм, который упорно не хочет приживаться в России, послушно следуя православным проповедям о нестяжательстве и смирении. Сравнивают Россию с Турцией по постимперским признакам. Приглядеться, так действительно, похоже.
А ещё, некоторые колумнисты боятся нашествия варваров, идущих на Россию и на остальной мир, а некоторые, наоборот.
Со слов Дмитрия Быкова, нашествие варваров уже началось - они уже поселились среди нас и живут себе сообразно своим, варварским представлениям о прекрасном. Способ бытия варвара трудно совместим с привычками жить цивилизованного человека. Для варвара, по Быкову, главное род, племя, «узколокальное видение истории», а достижения цивилизации, опять же, по Быкову,  христианской цивилизации - вторичность вещей врождённых, типа национальности, пола, возраста… Пример приведённый вполне убедителен - письмо Бориса Пастернака сыну. Поэт пишет, что ему Гёте - ближе семьи, культурные связи - важнее родственных… Цитируя евангелиста Матфея, Быков выводит в  «цивилизованные» исповедующих «общечеловеческие ценности», а остальные, те кто не исповедует - варвары. Выходом из грядущего противостояния цивилизации с варварами, по Быкову, будет осознание бремени «человека цивилизованного», по аналогии с киплинговским «бременем белого человека», осознание и жертвенное несение этого бремени.
Быков выразил свою мысль отчётливо и внятно - нет варварству, ратуйте, православные  цивилизованные!
И, буквально деля с Быковым полосу, знаменитый национальный большевик Лимонов поёт гимн варварству. Для глобальных умозаключений глянцевый колумнист Лимонов всегда цепляется за нечто конкретное, земное. В этот раз на пожилого писателя произвело впечатление шествие с некого матча футбольных болельщиков. В окружении охраны, демократично следуя по своим делам на автомашине «Волга» Лимонов был остановлен вместе с другими участниками движения толпой молодёжи. Наблюдая брутальный поток болельщиков, пламенный революционер принялся грезить о повелевании этой толпой. Мало негодяю того, что из-за него уже несколько молодых и глупых парятся на шконках.
Но встреченные болельщики это лишь первый куплет в варварском гимне. Исполнив припев о мгновенной победе таких молодцов под его знаменем, (правда, не понятно - победе над кем и зачем), Лимонов вспомнил о своих буднях за колючкой. Будни эти вспоминались, как праздник.  Там тоже обнаружилось волнительное - жёсткий мужской коллектив узников, «бритые бошки, кепи французских легионеров на бошках, аскетически скромные тела»…
Дальше, Лимонову пришло на ум, как присутствуя на похоронах генерала армии Варенникова, он стоял в толпе военных и заряжался от них единением формой, общей судьбой. Воодушевлялся строем. Старичку навеяло: «я люблю находиться среди молодых вооружённых ребят»…
Один колумнист страшится варваров, а другой поёт им асану и мечтает их возглавить. Не последовательно.
Чего ещё интересного в GQ? Интервью с Владимиром Кехманом. Допрашивали его две Ксении на «С». Соколова и Собчак. Соколова волшебно пишет, а Собчак недурно провоцирует всех на всё. Но в этом номере меня взаинтересовал больше Кехман. В начале лета довелось с ним вскользь пересечься в руководимом им театре. К моменту мимолётного общения я ведать не ведал про его выходку на сцену собственного театра с танцевальной партией «Принц Лимон». Так бы рассмотрел его с большей пристальность. Поступок-то совсем неординарный и, помимо курьёзной забавности, ещё и довольно мужественный.
Общаясь с Ксениями, Кехман несколько «повёлся»  на собеседниц. Они уверенно развели его на несколько непродуманных высказываний. Привели к признанию «лимонного» поступка ошибкой, в общем, развели. Ну, и поделом. Не стоило раскрываться даже за возможность появления в глянце.
Про GQ, пожалуй, всё. Хороший журнал, вопреки главреду ментору и зануде.
Теперь к антиподу глянца - к ЖЖ. Посмотрел по всяким разным ссылкам, как два наших руководителя гуляли по Сочи, болели за Россию против Аргентины. Путин, на мой взгляд, убедительнее…

gq, август, Кехман, Дмитрий Быков, Путин, Лимонов

Previous post Next post
Up