Легкомысленные рассуждения о природе ненависти, которую испытывает к власти интеллигенция.

Aug 13, 2009 00:15

Среди воронежских ребят был один дзюдоистик КМС - Коля Старых. Блондинчик с белой нежной кожей, с чуть вывернутыми розовыми губками, с русой чёлкой, которая у него появилась по мере отрастания первых после призыва волос… Словом, портрет молодого Путина - один в один. Полный мой антипод и внешне и по характеру.
Коля на лидерство не претендовал,  по началу, молчал всё больше, не высовывался ни в конфликтах, ни во внутренних тёрках. Когда время призывного лихолетья миновало, Коля придружился с нашим дивизионным хлеборезом, туповатым и агрессивным старослужащим, своим земляком, стал готовиться приемствовать эту сладкую должность при кухне. От нас, спортсменов, Коля отдалился, кое-как общался с земляками, а остальных перестал замечать. Забурел, как принято было называть такое поведение. Возможность стырить лишнюю пайку масла, он предпочёл нашему спортивному содружеству. Уж и не помню из-за чего, но мы с ним законфликтовали и пошли один на один на хоздвор. Там он едва не вывихнул мне руку. Я вывесил ему на табло синяк и разошлись без объявления победителя. С тех пор образ Коли застрял в голове, как негативный.
Впервые увидев Путина по телику, я едва не поперхнулся воспоминаниями, нахлынувшими из армейского далёка - ну, вылитый Коля Старых! Только повзрослел, растерял юношескую округлость щёк, ну и нос чуть другой…
Понятно почему внешний вид нового премьера не вызвал у меня положительно восприятия десять лет тому…
Про себя объяснился, теперь время переходить к интеллигенции. Тем более что я сам на звание интеллигента не претендую.
Допустить, что образ моего армейского недруга так же нелюбим всеми представителями этой славной социальной прослойки - самому признаться в проблемах с психикой. Оставлю эту высокую честь моим оппонентам.
Так почему же милые, замечательные высокообразованные люди, властители умов и чувствований всей страны, так люто ненавидят этого человека, обзывают «чекистом» и ещё по-всякому? Вопрос…
Начну издалека. Когда в шестидесятых-восьмидесятых, на кухнях, под песни Визбора и Окуджавы и вслушиваясь в засвистываемый глушилками «Голос Америки», интеллигенция мечтала об иной, капиталистической действительности, то мечты эти ограничивались общим и размытым - «как на Западе».
С начала девяностых, вдруг выяснилось, что «на Западе» по-разному бывает. Что вожделенная демократия может быть как в США, но может быть и как в Германии, Италии или Англии… Выяснилось, что устройство жизни там везде разные.
Когда Наши, не нынешнее молодёжное движение, а младореформаторы во главе с Егором Гайдаром, принялись строить капитализм в России, то определиться с моделью так и не успели. А главное, не с кем было и посоветоваться. И нефть тогда была дешевле дешевого и госинституты не могли никак перестроиться с Союза на РФ. Суетно было, торопились. Залоговые аукционы, то да сё…
Собственность надобно было скоренько распределить по людям, что не допустить реставрации коммунистической плутократии. Распределили.
Что могли взять сами - взяли. Только много хапнуть не смогли, им ещё и работать надобно было на новую страну. Поэтому за собственностью, порой, буквально, с улиц, стали заходить разные оборотистые граждане.
Одним из них был замечательный организатор, тогда представлявшийся театральным режиссёром Владимир Александрович Гусинский. Не стану развёрнуто пересказывать его биографию, в общем, Гусинский довольно скоро создал замечательнейшую медиа-империю.
Одновременно с процессом образования империи, в стране обнаружились сторонники разных моделей построения государства. Кто-то мечтал о французской системе поддержания культурологических проектов, кому-то нравились финансовые модели Германии, иные мечтали о клонировании США, но все единодушно соглашались, что для начала надобно весь госсектор приватизировать, а для удобства этого процесса, совсем отменить всякие экономические законы. Ну, и уголовные, до кучи.
Сказано-сделано. Помните времена, при покойном Б.Н.Ельцине, когда враз перестали действовать законы, когда каждый хватал что нравится - кто независимость для национальных республик, кто реальный сектор экономики? Помните-помните!
Причём, называть происходившее это «разграблением страны», оставляю ярым коммунистам. Так было надо, такое было время, такие были люди. Осуждать это и требовать отмены, всё равно, что сетовать Всевышнему на ураган какой или на засуху.
Произошло то, чего не могло не произойти. Причём, спасибо Ельцину и всей его противоречивой команде, что произошло это почти бескровно, что Чечня, вопреки многим способствующим тому обстоятельствам, не выплеснулась на всю Россию.
В такие дикие и дивные времена население и его передовая прослойка интеллигенция совсем не думают о таких пустых и неконвертируемых в бабло понятиях, как патриотизм или всякие интересы страны.
Вспомните, какие фильмы появились тогда на экранах, какие творческие люди затусили на политических сборищах, сколько партий в первых списках заявляли деятелей эстрады, кино и телевидения… Впрочем, в этих пунктах изменилось не многое.
Ну так вот, возвращаясь в медиа-империи Гусинского. Этого исключительно талантливого человека понесло. Тогда несло многих, которые думали о себе, как о субъектах большой политики, им казалось, что они чем-то управляют, чего-то решают. Государственных институтов они не воспринимали, полагая себя столповыми персонажами жизни страны.
Но государственность это же результат эволюции человеческого вида. Оно живёт по непреложным законам мироздания и законы эти включились.Реальных требований населения и окружающего мира о демонтаже Российской Федерации не было. Так, покрикивали, пугали имперскостью, но доводить до распада страну с ядерными погребами, и не думали. Поэтому, повторяю, включились законы сохранения государственности. Следуя именно этим законам к власти пришли люди менее яркие и не так очевидно талантливые, как Гусинский и вся плеяда бизнесменов и политиков первого набора. Правильно - природа преподнесла нам Путина.
Спущен был нам этот персонаж в качестве функции. Функция - завершение демократической вакханалии российской, осмысленной, но и беспощадной, и для организации и усиления госинтитутов.
Неоспоримым оличием и преимуществом Путина перед существовавшими тогда политиками было то, что он власть не стяжал, а был назначен. Это очень важно!
Мне доводилось в относительной близи наблюдать порядочных людей стяжающих власть. Наблюдения эти печальны. Вожделенная власть людей корёжит. И желание власти пагубно для личности.
Покорёженный возможностями, реальной властью в медиа пространстве, Гусинский и иже с ним, не поняли новых обстоятельств с назначенцем. А Путин-функция принялся щемить одного олигарха за другим, следуя логике госудасртва и власти.
Наличие независимого и склонного к шантажу и торговле Гусинского не монтировалось с новым подходом к государственному строительству. Результатом этой несовместимости стали первые репрессии к отдельным олигархам. В сплетнях десятилетней давности бродила рассказка про то, что Гусинский де, выкатил Путину ультиматум - мол, не изберёшься из премьеров в президенты без моего холдинга. Следом за ультиматумом государству последовали действия этого государства на опережение - Газпром: «Верните, любезный, долги…», выкручивание рук, сидение олигарха в Бутырке, бегство, ну и со всеми остановками…
Прежний, замечательный телеканал НТВ превратился в то, что мы сегодня видим. «Ты смешной!» - так можно охарактеризовать канал сегодня…
Возвращаясь ненависти интеллигенции к Путину и путинизму. Так получилось, что Гусинский собрал вокруг себя талантливых и социально активных людей, искренне и самоотверженно отстаивающих свои гражданские позиции, исходя из персональных предпочтений той или иной модели развития государства Российского. Большинство исповедовало либеральные ценности. Радикально-либеральные. Ну, почти такие, как у гайдаровцев первого призыва. Но, Гайдар с Чубайсом, окунувшим в реальную жизнь страны, от радикализма отошли, стали заземлённее и практичнее. Любая доктрина при догматическом ей следовании приводит к химерам…
 Труженики уникального журналистского коллектива им. Гусинского с реальной жизнью сталкивались и сталкиваются по сей день в качестве наблюдателей и аналитиков. Это совсем иное, чем опыт Гайдара с Чубайсом. Короче, не в жилу стало труженикам УЖК изменение отношения власти к своему боссу и к себе.
Надо сказать, что Гусинский, тонкий психолог и реальный, практикующий руководитель, грел любовь к себе, к своей политической линии при помощи пряников. Квартиры, льготные займы, всякие иные социальные блага сыпались на сотрудников медиа-империи благодатным дождём. Не на всех, конечно, но наиболее значимые персонажи благоденствовали. Когда у Гусинского начались проблемы с Путиным ( а в моём понимании с Государством), то УЖК, в большинстве своём, повёл себя абсолютно порядочно. Люди воспитанные кухонными разговорами о человеческой порядочности, о личной свободе, о  Демократии с большой буквы «Д», принялись искренне и защищать своего патрона, обличая его обидчика.
В кухонных разговорах на протяжении двадцати лет, с 60-х по 80-е слово «КГБ» было ругательным. Зачастую справедливо, порой и не очень, но ненависть к этой организации охватила всё нашу интеллигенцию.
Ну, в самом деле, у людей жизнь шла в обсуждении Серебряного века, а правит ими мужлан, занимавшийся вербовкой сексотов в Германии. Не порядок.
Так и длится со вреёно Гусинского и его НТВ - интеллигенция Путина активно не любит…
До сих пор недоумеваю, почему зрелые, славные люди заходятся злобным хрипом при легком упоминании, намёке на хоть нечто положительное сделанное Путиным.
Лично я Путина не люблю. Во-первых, я традиционалист в любовных отношениях, а во-вторых, мне представляется, что любить политических лидеров это извращение. Но вот уважать институты собственной государственности надобно обязательно.
И корректно, уважительно, но при необходимости, и безжалостно критиковать их тоже надобно.  Но, с пониманием, что это твоя страна…
ЗЫ: извините, что так много букв - не справился с КАТОМ
Previous post Next post
Up