Jan 15, 2010 14:56
Вчера посмотрел новый фильм с Мэлом Гибсоном, заявленный компанией «Леополис» для проката у нас «криминальной драмой». Ну, да, драма. Ну, криминальная…
На выходе из зала пересёкся с одной барышней, забыл как её зовут - она кинокритик и искусствовед, но дура при этом, полная. Так вот, эта барышня-критик мне и говорит выспренно так: «Фильм чудесен! Гибсон - гений и мужик! И в фильме очевидна высокая гражданская позиция, а это для меня в фильме главное!». Сказала, а у неё от восторга аж слюна пузырится…
Ну, а я чего? А я ебал эту самую гражданскую позицию в американском кинематографе в самых откровенных позах. У меня от таких позиций и в отечественном кино несварение. В кино, что в нашем, что в ихнем, присутствует некая плохоформулируемая штука, грубо говоря - вставляет или не вставляет. Волнует, цепляет, торкает, раздражает, наконец, или всего этого нет - то в зависимости от комплектации это кино для меня кино или не кино. Путано изложил, но надеюсь, меня поняли.
Так вот про фильм «Возмездие». Фильм действительно славный. Только не готов разделить восторги кино-барышни относительно брутальной гениальности старика Гибсона. То, что он брутален - спору нет. Но брутальность совсем иного свойства, чем у него же в «Смертельном оружии». Там он искрил от избытка тестостерона, был простоват актёрски, но убедителен двигательно. Тестостерон у товарища Гибсона присутствует и в «Возмездии», но тестостерон этот уже иной. Анаболический что ли…
Мэл Гибсон очень средненький актёр. Есть маза, что как режиссёр он сильно лучше. А это очень затейливое сочетание - плохонькость актёрская и мозг режиссёра. То есть, умом он всё понимает, роль свою чувствует, а механизмы реализации этой роли прихрамывают. Мне самому доводилось не единожды кривляться перед камерой и, не замахиваясь на создания альтернативы системе Станиславского, попробую сформулировать своё видение этой роли Гибсона.
КМК (как мне кажется), сознавая за собой безусловную брутальность, режиссёрский человек Гибсон решил ограничить себя в т.н. «актёрской игре». Попробовал быть скупым на эмоции и просто демонстрировать камере свою мужественную харю, с красивейшей сеткой морщин, с пресловутой голубоглазостью. А хитрость в том, что позволить себе такую скупость может лишь очень хороший актёр. Олег Иванович Борисов, например, мог скорчить перед камерой любую гримасу, замолчать на неприлично долго, глядя мимо камеры, а за всеми этими нехитрыми трюками зритель улетал в бездну человеческой личности и натыкался там, в этой бездне, на, извините, катарсис. Иннокентий Михайлович Смоктуновский был этим же славен. Природа таких трюков со зрителем мне не понятна, но она была и объяснялась, возможно, талантом. У Гибсона такого таланта, увы, нет и в помине. Поэтому, его оценки предсказуемы, из скупости мимической торчит скука.
Всё усугубляется ещё и американской сентиментальностью. Розовые слюни разбросаны по всей картине и сильно затягивают экранное повествование. Гибсон добросовестно отыгрывает каждое грядущее укрупнение на реквизит. После тоскливого крупняка на его лицо предсказуемо появляется или некая важная для постановщика деталь интерьера, или крупный план немаловажной улики и т.д.
Пара слов о «гражданской позиции». Ничего нового со времён «Дня Кондора». Спецслужбисты все стран и континентов всегда играют в свои игры. Работа у них такая, что у наших фэсбэшников, что у ихних цэрушников… В «Возмездии» негодяи из ЦРУ производят по неамериканским технологиям ядерные компоненты для «грязных» бомб, что бы взорвать их и обвинить в этом или Россию или Иран… Банальная теория заговора. У нас тут тоже вешали косяки на ФСБ за взрывы домов…
Но фильм действительно хорош хитрой хитростью режиссёра Мартина Кэмбелла . Умница он и провокатор. КМК, он путает зрителя обманным главным героем. На самом деле, для меня герой совсем не Гибсон - картонный и одноцветный персонаж, а главным в фильме, исподволь, становится другой человек. Я запамятовал как зовут актёра его играющего, не помню и имени персонажа… Такой человек с чуть одутловатым лицом и непримечательной внешностью. По сюжету этот мужчина, всю жизнь занимающийся решением вопросов, разруливанием ситуаций, устранением людей, так вот, этот крутой перец узнаёт, что неизлечимо болен и доживает свои последние времена на этом свете. Наверное, эта коллизия может многих пробудить к постижению Смыслов, пониманию Тщеты жизненных усилий и обретению желания хоть какой Справедливости. Такая безысходность вполне может толкнуть уходящего человека на совершение Поступка. Возможно, первого и единственного за всю его жёсткую профессиональную жизнь…
Не стану путать потенциального зрителя и советую посмотреть этот фильм…
Мэл Гибсон,
возмездие