Регламент турнира по игре "Хамса"
1. Общие положения
1.1. Турнир по игре "Хамса" в рамках Знатокиады 2017 (далее - Хамса) проводится в рамках фестиваля "Знатокиада 2017" в Пярну 25 августа 2017 года.
1.2. Максимальное количество команд, принимающих участие в Хамсе, - 24.
1.3. Если желающих принять участие в турнире по Хамсе будет больше 24 команд, то проводится письменный отбор.
1.4. Прием заявок заканчивается перед началом письменного отбора.
1.5. Хамса состоит из трех этапов этапов:
- Письменный отбор ("ПО")
- Групповой этап ("ГЭ");
- Финальный этап ("ФЭ").
1.6. Участие команды в Хамсе подразумевает, что она ознакомлена с данным Регламентом и согласна со всеми его положениями.
1.7. Расписание игр будет определено Оргкомитетом перед началом Хамсы.
2. Организация и ведение игр
2.1 ПО проводится в одном зале, одновременно для всех команд, изъявивших желание принять участие в турнире. ПО проводится на 10 тем. 24 команды показавшие лучший результат получают право принять участие в ГЭ. В случае равенства очков у нескольких команд, дополнительным показателем является количество ответов с более высоким номиналом.
2.2. По итогам ПО команды распределяются по корзинам и проводится жеребьевка.
2.3. Игры ГЭ проводятся параллельно на шести игровых площадках (залах, комнатах и т.д.).
Полуфиналы проходят на двух игровых площадках.
2.4. Для отсчета определения очередности ответа и ведения счета используется специальная электронная кнопочная система. На каждой игровой площадке должна использоваться отдельная система.
2.5. Для ведения игр Оргкомитет назначает Ведущих - по двое на каждую игровую площадку.
2.6. В функции Ведущих входит:
- общая организация игрового процесса на игровой площадке;
- проверка составов команд на соответствие заявке команды;
- проверка работоспособности кнопочной системы;
- ведение игры;
- оценка ответов команд;
- принятие решений по всем спорным моментам;
- рассмотрение заявленных командами протестов и принятие решения по ним;
- объявление результатов игр сразу после их окончания;
- запись результатов игр и передача их в Оргкомитет турнира.
2.7. Ведущие имеют право:
- привлекать к ведению игр заранее назначенных ассистентов, а также помощников из числа зрителей и игроков команд, не участвующих в игре;
- привлекать для консультации в качестве экспертов игроков и зрителей (но не прибегать к "голосованию");
- обращаться к Оргкомитету с предложением лишить права участия в турнире отдельных игроков или всю команду за некорректное поведение по отношению к Ведущему, соперникам или зрителям;
- удалять из зала зрителей за подсказки, пользование мобильными средствами связи во время боя и некорректное поведение;
- снимать вопросы и заменять их другими в случаях, описанных в п. 4.5;
- комментировать свои решения (но не обязаны этого делать).
2.8. Ведущий обязан:
- объяснить командам до начала игр, как именно работает кнопочная система, и дать каждой команде возможность проверить нажатие на кнопку до игры, а также в любой момент игры между чтением вопросов;
- сообщая о неправильном ответе команды, отвечавшей первой, пользоваться словами "ответ неверный" или аналогичной фразой, но одной и той же для всех игр, не комментируя неверный ответ и не подсказывая второй, третьей, четвертой команде иным способом, например, интонацией;
- дать ответить второй, третьей, четвертой команде, если у него есть сомнения в правильности ответа команды, которая отвечала первой. Ведущий должен произнести фразу "ответ неверный", а после ответа последней команды обратиться к секундантам или зрителям в зале за консультацией и принять решение о правильности первого ответа.
2.9. Ведущий должен принимать решения по возможности быстро, не замедляя темпа игры. Все решения Ведущего считаются окончательными и НЕ подлежат пересмотру в связи с решениями ведущих, принимаемыми на других площадках в аналогичных ситуациях!
3. Формула турнира
3.1. Все участники турнира разбиваются на 6 групп (A, B, C, D, E, F) по 4 команды.
3.2. Распределение участников по группам проводится с помощью жеребьевки.
3.3. Каждая игра этапа состоит из одной игры "Хамса".
3.4. Команды, занявшие в своих группах первые два места, выходят в 1/4 финала, а также 4 команды показавшие в групповых играх лучший 3 результат(4 утешительных места, далее УМ) выходят в 1/4 финала:
группа I - A1-B2-C1-4УМ;
группа J - A2-B1-C2-3УМ;
группа K - E1-F2-G1-2УМ;
группа L - E2-F1-G2-1УМ.
3.5. Команды, занявшие в своих группах 1/4 финала первые два места, выходят в полуфинальные бои:
I1-J2-K1-L2, I2-J1-K2-L1.
3.6. Команды, занявшие в своих полуфиналах первые два места, выходят в финал.
4. Порядок проведения игры
4.1. На Знатокиаде 2017 будет применяться так называемый фестивальный формат игры - это значит, что в каждой команде во время проведения письменного отбора и непосредственно самого турнира может находиться до 6 игроков, один из которых - капитан команды. И капитан команды определяет, кто из шести игроков команды в данном раунде не играет. Замены в составе возможны только между боями. В течение турнира за команду может сыграть не более 7 человек.
4.2. Вся игра состоит из пяти раундов. В первых трех раундах разыгрывается по 5 тем. В каждой теме разыгрывается 5 вопросов.
4.3. Игрок сообщает ведущему о своем желании ответить на вопрос, нажимая на кнопку. Право отвечать предоставляется игроку, который первый нажал на кнопку. Игрок может сообщить о своем желании отвечать в любой момент после объявления темы и номинала вопроса. В случае неправильного ответа первого игрока правом ответа может воспользоваться второй, затем - третий, затем - четвертый. Второй, третий и четвертый игроки имеют право сообщить о своем желании отвечать в любой момент, пока читается вопрос или отвечает предыдущий игрок. Если о своем желании ответить сообщило более одного игрока, то каждый из них должен дать какой-то ответ, если все опередившие его игроки ответили неверно. Игрок не имеет права давать более одного ответа на один вопрос - в этом случае его ответ расценивается как неправильный.
4.4. На обдумывание каждого вопроса ведущий дает не более 5 секунд. В тот момент, когда игрок сообщает о своем желании ответить, ведущий прекращает чтение вопроса и принимает ответ. При этом игрок не имеет права уточнять у ведущего формулировку вопроса, а также затягивать свой ответ более чем на 3 секунды. В случае затяжки времени, а также неправильного ответа, если нет других желающих ответить, ведущий продолжает чтение вопроса для остальных игроков, которые тоже вправе в любой момент прервать его.
4.5. В случае возникновения спорной ситуации, технической ошибки ведущего, подсказок из зала или со стороны команды вопрос может быть снят либо заменен другим или же виновная команда может быть оштрафована путем лишения очков.
5. Описание игры
Раунды:
В первых четырех раундах в каждой теме разыгрываются 5 вопросов, объединенных общей игровой тематикой. Каждый вопрос имеет свой уровень сложности и соответствующий номинал (100, 200, 300, 400 и 500 очков в первом раунде; во втором, третьем и четвертом раундах очки соответственно увеличиваются в 2, 3 и 4 раза).
Очки, набранные игроком в каждом раунде, суммируются. Очки, набранные игроками одной команды в раундах боев, суммируются. Задача игроков - дать правильный ответ на вопрос, поставленный ведущим, раньше соперника. При выполнении этих условий игрок получает количество очков, соответствующее номиналу вопроса.
Если игрок отвечает неправильно, он получает отрицательное количество очков, соответствующее стоимости вопроса. Правильность ответа игрока определяет ведущий, руководствуясь нормами Регламента. Ответ считается правильным, если он точно соответствует формулировке вопроса. При наличии в ответе дополнительной информации ведущий вправе попросить игрока уточнить свой ответ либо счесть ответ неправильным. Ответ считается правильным и в том случае, если точно соответствует формулировке вопроса, но не предусмотрен автором (дуаль). Вопросы в каждой теме зачитываются ведущим по нарастанию уровня сложности.
5.1. Светлый раунд
Первый раунд называется "Явный, светлый раунд". Перед началом раунда ведущий объявляет названия пяти тем, которые будут играться в этом раунде. Капитан каждой команды в течение минуты определяет, кто из игроков играет какую тему. Каждый игрок команды обязан и имеет право сыграть только одну тему в раунде.
5.2. Полуявный раунд
Второй раунд называется "Полуявный раунд". Ведущий объявляет тему непосредственно перед началом каждого боя, и капитан команды в течение 20 секунд определяет игрока, играющего эту тему. Каждый игрок команды обязан и имеет право сыграть только одну тему в раунде.
5.3.Темный раунд
Третий раунд называется "Темный раунд" . Перед началом раунда ведущий предлагает командам заранее определить последовательность игроков, которые будут играть в раунде, не объявляя тем, которые будут играться. Капитан в течение минуты определяет, кто из игроков играет какую тему, после чего ведущий зачитывает темы непосредственно перед началом каждой темы.
5.4. Персональный раунд
Четвертый раунд называется "Персональный раунд". В этом раунде от каждой команды играет только один игрок (не обязательно капитан). Перед началом раунда ведущий предлагает командам определить одного, самого сильного по игре, игрока для того, чтобы тот представлял команду в этом раунде. Капитан в течение минуты определяет, кто из игроков будет играть в этом раунде. Представителям четырех команд предлагается для игры 5 тем. Представители команд поочередно (в обратном порядке от количества набранных в предыдущих раундах очков) отказываются от одной из тем, исключая их из розыгрыша. Оставшаяся одна тема зачитывается для всех игроков.
5.5. Раунд Хамса
Пятый раунд называется "Раунд Хамса". В этом раунде играют команды. Всем командам задается один вопрос - более сложный, чем в предыдущих раундах, и требующий командной работы, знаний и логических рассуждений всех членов команды. В данном раунде у вопроса нет номинала: каждая команда, исходя из набранных в предыдущих раундах очков, может поставить любое количество очков. Минимальная ставка равна 1, максимальный размер ставки не должен превышать суммы очков, набранных командой за предыдущие раунды. Команда, набравшая после четырех предыдущих раундов отрицательное или нулевое количество очков, не участвует в данном раунде и покидает игру. В начале раунда ведущий предлагает командам сделать свои ставки в этом раунде. Капитан команды в течение 30 секунд должен тайно сообщить организаторам ставку своей команды. После того как все команды сообщили о своих ставках, ведущий зачитывает вопрос. Командам дается 60 секунд на раздумья и 10 секунд на формулировку их ответа, который сдается ведущему тайно и в письменной форме. Команда, ответившая правильно, получает очки, равные их ставкe. Команда, ответившая неправильно, теряет очки, равные ставкe.
5.6. Победителем игры является команда, набравшая в результате большее количество очков. В случае дележки отборочных мест в каком-либо бою или призовых мест в финале разыгрывается дополнительный "Персональный раунд" среди команд, претендующих на эти места.
5.7. Некорректное поведение по отношению к ведущему может караться дисквалификацией игрока (команды) до конца боя, а в случае повторения - до конца турнира.
6. Результаты турнира
6.1. Команда - победитель финальной игры турнира объявляется победителем Знатокиады 2017 по игре "Хамса" и награждается авторским призом и медалями.
6.2. Команды, занявшие в финале 2-е и 3-е места, объявляются соответственно серебряным и бронзовым призерами Знатокиады 2017 по игре "Хамса" и награждаются призами и медалями.