Peter C. Gøtzsche: ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО. КОКРЕЙНОВСКИЙ КРИЗИС.

Oct 03, 2018 12:10




Как уже ранее писалось вот здесь, 13.09.2018 г., в Кокрейновском сотрудничестве, самой престижной научной организации в мире, посвященной независимым обзорам научных клинических исследований, разразился настоящий скандал. В ходе которого, большинством голосов совета директоров (6 против 5), был исключен из членов Кокрейновского сотрудничества, ее Директор, Питер Гетцше (Peter C. Gøtzsche). В знак протеста против этого решения еще четыре члена совета директоров (Governingboard) вышли из него вслед за Гетцше. Изгнание Питера Гетцше - беспрецедентное решение в истории Кокрейновского сотрудничества, при том, что как такового объяснения причин принятия такого решения, так и не последовало, кроме как безосновательной формулировки вопроса, выставленного на голосование: "Изгнать за «ущерб репутации» Кокрейновского сотрудничества" ... по факту же Питера изгнали из-за его непримиримой борьбы за независимость некоммерческой организации, противостоянию перехода к коммерческому бизнес-модельному подходу, за следование истинным началам Кокрейновского сотрудничества, среди которых, независимый научный анализ и открытые публичные дебаты. Питер неоднократно указывал на недостатки ("булшиты") в тех или иных кокрейновских обзорах, переходя дорогу фармацевтическим компаниям, заинтересованным в такого рода булшитных рекомендациях, которые они же, по факту скрыто и финансируют. Кокрейн стал больше внимания уделять «продвижению бренда» и «коммерческими интересами», нежели прозрачности и публикации «надежных доказательств», а политика независимости Директора "Кокрейновского сотрудничества" Питера Гетцше, явно шла в разрез с такими планами развития Совета директоров "Кокрейновского сотрудничества".

Ниже под катом, перевод открытого письма Питера Гетцше, в котором он изложил свое видение сложившейся ситуации в целом и причин по которым было совершено его изгнание из "Кокрейновского сотрудничества", в частности.

ЗЫ: 26.09.2018 г., Руководящий Совет Кокрейна, выпустил официальное заявление о причинах изгнания Гетцше ... по факту они сами же и подтверждают слова Гетцше, что он неудобный, он критикует работу организации, а как директор должен заботится о ее имидже, мы давали ему возможность оправдаться, но его объяснения нас не устраивают, и все в таком роде ((((

ПЕРЕВОД: Ольга 'Roro' Лукина-Щёкина
ОРИГИНАЛ: A moral governance crisis: the growing lack of democratc collaboraton and scientic pluralism in Cochrane by Peter C Gøtzsche
БЛАГОДАРНОСТЬ: СМТ (за помощь в организации перевода)

Моральный кризис управления: растущая нехватка демократического сотрудничества и научный плюрализм в Кокрейн (Cochrane).14 сентября 2018 года

Я с сожалением сообщаю вам, что меня исключили из состава Кокрейновского Сотрудничества (Cochrane Collaboraton) преимуществом 6 голосов из 13 членов Совета управляющих (только 5 были против). Не было дано ясной и обоснованной формулировки причины моего исключения, кроме как обвинения меня в том, что я причинил «ущерб репутации» нашей организации.

Это случай за 25 лет, когда участника исключают из состава Кохрейнов. Беспрецедентное решение, принятое меньшинством Совета управляющих, является несоразмерным и наносит ущерб Кохрейну, а также интересам общественного здравоохранения.

Как результат данного решения и ряда более широких разногласий, касающихся неадекватного управления Кохрейном относительно Его принципов и положений, четыре других члена Совета подали в отставку. В результате Кохрейновское Сотрудничество вступило на безграничное поле кризиса и отсутствия стратегического руководства. Восстановление от этой страшной ситуации потребует роспуска нынешнего совета, новые выборы и широкие дискуссии о будущих стратегиях и управлении организацией. Всего за 24 часа Кокрейновский Совет директоров из 13 членов потерял пятерых, четверо из которых являются директорами центров и ключевыми членами организации в разных странах.

Недавно центральная исполнительная команда Кохрейна не смогла выработать адекватные меры предосторожности, в том числе, технические (которые, как правило, очень качественные), для обеспечения достаточной политики в области эпистемологии, этики и морали. Прозрачность, открытая дискуссия, критика и расширенное взаимодействие - это инструменты, которые гарантируют снижение неопределенности обзоров и улучшение общественного восприятия демократического научного процесса. Без этих условий и инструментов нельзя обойтись, что недавно имело место, не ставя под сомнение строжайшее научное обязательство Кохрейна и подрывая общественное доверие к работе Сотрудничества. Мое исключение должно рассматриваться в этом контексте.

Также наблюдается серьезный дефицит демократии. Роль Совета директоров радикально уменьшилась под интенсивным руководством нынешней центральной исполнительной команды, и Совет все чаще становился рекомендательным органом, который закрепляет печатями в значительной степени уже завершенные предложения, с практически полным отсутствием обмена мнениями для формулировки возможной новой политики. По десяткам вопросов Совет может голосовать только «да» или «нет», практически не имея возможностей для внесения изменений или модификации предложений исполнительной команды.

Эта растущая нисходящая авторитарная культура и все более коммерческая бизнес-модель, которая проявилась в Кохрейновском руководстве в течение последних нескольких лет, угрожают научным, моральным и социальным целям организации.

Многие Кохрейновские центры испытывали негативное давление и отсутствие продуктивного диалога с генеральным директором центрального офиса. После предупреждения руководителей Кохрейна о данных тревожных тенденциях, которые негативно влияют на работоспособность и социальное восприятие нашей научной работы, Северный Кохрейновский Центр получил ряд угроз его финансированию и существованию. Многие из директоров и других ключевых сотрудников старейших Кохрейновских центров мира сообщили о своей неудовлетворенности работы с центральными старшими сотрудниками. Хотя номинальные цели взаимодействия с центральным офисом состоят в улучшении качества нашей работы, тяжелый подход некоторых сотрудников головного офиса иногда создавал негативную среду для новых научных инициатив, открытого сотрудничества и академической свободы. Также раздавалась критика относительно чрезмерного поощрения благоприятных обзоров, конфликтов интересов и предвзятого характера некоторых комментариев научных экспертов, используемых отделом научного перевода Кохрейна.

В то же время Кохрейн уделял все меньше внимания и значения своей гражданской и политической приверженности делу обеспечения открытого доступа, открытых данных, научной прозрачности, избегания конфликтов интересов и, в целом, не продвигать инновационную модель, следующую на поводу общественного интереса. Я считаю, что эти проблемы неразрывно связаны с предоставлением «лучших доказательств», как гласит девиз Кохрейна. Недавно Кохрейновское исполнительное руководство даже отказалось публично прокомментировать новую политику в области технологий здравоохранения, политику открытого доступа и другие ключевые возможности защиты интересов, несмотря на то, что аудит исполнения задач показал полное несоблюдение целей Кохрейновского Сотрудничества. Всё сложнее и сложнее говорить что-либо, что может беспокоить интересы фармацевтической промышленности. Оправдание нехваткой времени и сотрудников (около 50 человек) притянуто за уши.

Также ощущалось большое сопротивление и всяческая пассивность со стороны центральной исполнительной команды по улучшению политики Кохрейна в отношении конфликтов интересов. Год назад я выдвинул предложение, чтобы в авторах Кохрейновских рецензий не было людей, имеющих конфликты финансовых интересов с компаниями, чьи продукты рассмотрены в обзорах. Это предложение было поддержано другими членами Совета, но дальше дело не продвинулось.

Исполнительное руководство Кохрейна почти всегда использует коммерческие термины «бренд», «продукты» и «бизнес», но почти никогда не описывает, что на самом деле представляет из себя совместная сеть обмена знаниями, их независимость и открытость. К огорчению многих старших руководителей Кохрейна, слово «Сотрудничество», которое является частью зарегистрированного имени нашей благотворительной организации, было удалено из сообщений о Кохрейне. Тем не менее, именно «сотрудничество» является ключом к тому, что отличает Кохрейн от других научных организаций, где (финансовая) конкуренция выходит на передний план. Взаимодействие, социальная приверженность, отсутствие коммерческих интересов и наша взаимная щедрость - вот то, что люди в Кохрейне всегда ценили больше всего и что было нашей самой ценной чертой.

Часто забывают, что мы являемся научной общественной организацией, чье выживание зависит от неоплачиваемого вклада десятков тысяч добровольцев и значительной поддержки со стороны правительства во всем мире. Мы вносим существенный вклад в понимание и интерпретацию научных данных о преимуществах и вреде медицинских вмешательств, устройств и процедур, которые влияют на человечество.

Наша работа влияет на государственное законодательство во всем мире, она сказывается на медицинских руководящих принципах и агентствах по лицензированию лекарств. Поэтому целостность Кохрейновского Сотрудничества имеет первостепенное значение. Мы гордимся тем, что являемся глобальными поставщиками «надежных доказательств» на основе таких ценностей, как открытость, прозрачность и взаимодействие.

Однако в последние годы Кохрейн значительно переключился в бизнес-подход, ориентированный на прибыль. Несмотря на то, что мы некоммерческая благотворительная организация, теперь наши стратегии «бренд» и «продукт» имеют больший приоритет, нежели независимые, этические и социально ответственные научные результаты. Несмотря на нашу четкую политику против (такого подхода), мой центр и другие сталкиваются с попытками научной цензуры, а не с поощрением плюралистических открытых научных дискуссий о достоинствах конкретных Кохрейновских обзоров о преимуществах и вреде вмешательств в области здравоохранения.

Из-за этого кризиса морального управления Кохрейновского Сотрудничества я решил баллотироваться в руководящий совет и был избран в начале 2017 года, причем большинством голосов всех 11 кандидатов. Это считалось достижением, тем более, что я был единственным, кто критиковал некоторые аспекты нашего руководства. К сожалению, сегодня меня изгнали из-за моего «поведения», в то время как скрытая повестка дня моей высылки - это четкая стратегия для Кохрейна, которая уводит его всё дальше и дальше от первоначальных целей и принципов. Это не личной вопрос. Это очень политический, научный и моральный вопрос о будущем Кохрейновского Сотрудничества. Как многим известно, большая часть моей работы не очень благоприятна для финансовых интересов фармацевтической промышленности. Из-за этого Кохрейн столкнулся с давлением, критикой и жалобами. Моя высылка - один из результатов этих кампаний.

На карту поставлена способность создавать надежные и заслуживающие доверия доказательства в области медицины, что наше общество так ценит и в чем так нуждается.

Peter C Gøtzsche Professor,
Director, MD, DrMedSci, MSc
Nordic Cochrane Centre
Rigshospitalet, Dept 7811

cochrane, gotzsche

Previous post Next post
Up