ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В НОВООБРЯДЧЕСКОМ ХРАМЕ НА РОГОЖСКОМ КЛАДБИЩЕ

Apr 25, 2018 11:45


Разоблачение благочестивого мифа

Главной святыней Николаевского новообрядческого храма на Рогожском кладбище считается икона святителя Николая Чудотворца.



Вид на храм святителя Николая Мирликийского и Рогожское кладбище с колокольни.
Современные прихожане храма и его настоятель сообщают о ней следующее: «С иконой святителя Николая связано одно весьма интересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного монастыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм посетил наследник российского престола великий князь Николай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через митрополита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святителя Алексия Московского в Чудовом монастыре Московского Кремля. Оттуда на следующий год совершилось её перенесение в наш храм. Встречало икону всё единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посредине имеется пустой квадрат. Что это означает? По православной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мокрый Никола, Никола Звенигородский и т. д. В нашем приходе, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, её называют по-особенному - Никола Приснодействующий, т. е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, творит и будет творить до скончания века. Неизвестный благочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в будущем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нём. Когда это произойдет - скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно - в этом никто из прихожан не сомневается». (Взято с сайта: http://nikolanarogozhke.ru/)



Икона святителя Николая Мирликийского с пятнадцатью житийными клеймами из новообрядческого храма на Рогожском кладбище.
На самом деле находящаяся сейчас за левым клиросом икона святителя Николая Мирликийского с житийными клеймами не имеет никакого отношения к образу, подаренному в своё время единоверцам митрополитом Филаретом от имени Его высочества отрока-цесаревича Николая Александровича. Это две совершенно различные иконы. Сравним современный образ с изображённой на гравюре «Внесение святыя иконы...» 1858 года подлинной иконе святителя.



Внесение иконы святителя Николы в единоверческую церковь на Рогожском кладбище 13 мая 1856 года. Гравюра в металлографии В. Дмитриева.
Иждивением В. Сапелкина. 23 апреля 1858 года.
На гравюре, запечатлевшей торжество, справа от Никольского храма видна небольшая деревянная звонница на четырёх столбах, за три дня сооружённая вместо сгоревшей колокольни. На неё установили колокола общим весом около 250 пудов. На переднем плане слева - экипаж московского митрополита, запряжённый шестёркой лошадей цугом, как это полагалось ему по чину. Сам владыка Филарет в белом клобуке изображён в нижней правой части гравюры в окружении потомственных почётных граждан.
Помещённая здесь гравюра взята из книги «Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве, и некоторые поучения в них произнесённыя, с присовокуплением царской граматы, и грамат вселенских патриархов, о учреждении Святейшаго Всероссийскаго Синода, и изложения православнаго исповедания Восточныя Кафолическия Церкве». Роскошное издание на церковно-славянском языке во вторую долю листа было собрано и отпечатано иждивением купца В. А. Сапелкина в Синодальной типографии в Москве в 1858 году. Гравюра «Внесение...» помещена между 38 и 39 листами книги, как вкладка.


Фрагмент гравюры.
Как видим, никаких клейм на иконе нет. Её размер много меньше, чем тот, что находится в настоящее время в Николаевском храме. Подлинное изображение святителя и все детали иконы тоже не соответствуют тому, что находится ныне в новообрядческом храме.
Чтобы окончательно убедиться в том, что подаренного цесаревичем образа нет на Рогожском, достаточно взглянуть на помещённое ниже графическое изображение подлинной иконы-дара от августейшего наследника престола. Она тоже помещена в книге «Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве...» (Москва, 1858) отдельной вкладкой между листами 40 и 41.



Николаевской единоверческой церкви, что на Рогожском кладбище в Москве. Дар от благовернаго государя наследника цесаревича великого князя Николая Александровича в 9 день маия 1856 года.
Увы, очередной благочестивый новообрядческий миф о церковной святыне, подаренной цесаревичем их храму и якобы пребывающей в нём доныне, - не более чем недавний вымысел. Он, вероятнее всего, возник в период между началом 1960-х годов и 1993 годом, когда Николаевский храм на Рогожском кладбище стал полностью новообрядческим. Видимо, тогда и появился новый образ святителя Николая. Нынешним новообрядцам принадлежит даже не список с подлинного образа, не его копия, а современный новодел, созданный в указанный выше промежуток времени. Судьба и местонахождение настоящей иконы, торжественно внесённой 13 мая 1856 года митрополитом Московским Филаретом с процессией в единоверческую (тогда!) церковь, неизвестна.

новобрядческий миф, икона святителя Николая, Рогожское кладбище, единоверцы, синодалы, цесаревич Николай Александрович, Филарет Московский, московские достопримечательности

Previous post
Up