28.10.2021
Андрей Сошенко
В КС России заявили о вторжении в сферу прав человека при пандемии
Валерий Зорькин
Председатель Конституционного Суда России Валерий Дмитриевич Зорькин сделал ряд серьезных заявлений в статье «Под знаком Основного Закона», которая
опубликована в «Российской газете». В целом статья касается роли Конституционного Суда в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства через призму внесенных поправок в 2020 году. «Заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет Конституционному суду интерпретировать этот текст применительно к потребностям развития России, то есть осуществлять творческое толкование Конституции с позиций принятой в общемировой практике доктрины "живой Конституции"», - отмечает В.Д. Зорькин.
Общая озабоченность и направленность статьи видна из слов автора: «Одна из главных проблем - разрешение противоречия между гарантиями прав и свобод граждан и необходимостью обеспечивать национальную безопасность». В статье говорится о «конституционной идентичности России», защите социальных прав граждан, критериях ограничения прав и свобод, правах меньшинств и праве большинства, террористических и иных рисках, «постчеловеческих по своей направленности технологиях», других актуальных проблемах.
Огромный правовой опыт профессора и доктора юридических наук В.Д. Зорькина налагает соответствующий стиль изложения мыслей, я бы сказал, в дипломатично тонком подборе с его стороны объяснений к основным утверждениям. А потому многое требует анализа, осмысления весомости сказанного председателем КС.
Но важнейшую проблему сегодняшнего дня, думается, необходимо сразу выделить. Информационные агентства
отмечают: «В Конституционном суде заявили о вторжении в сферу прав человека при пандемии». Это касается сути сказанного в разделе «Критерии ограничения прав и свобод» статьи В.Д. Зорькина.
В.Д. Зорькин подчеркнул, что вводимые из-за пандемии COVID-19 меры могут вторгаться в сферу прав человека, опасность вторжения законодателя в права человека особенно высока во время террористических угроз, социально-экономических, экологических кризисов и пандемий. По его словам, в такие периоды у власти «возникает большой соблазн пойти по пути ограничения прав граждан». Председатель КС обратил внимание на 55 статью третьей части Конституции. В ней говорится, что права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это нужно для защиты Конституции, здоровья и прав человека. Глава КС подчеркнул, что такая формулировка опасна возможностью широкого толкования. Из-за этого законодатель может установить чрезмерное ограничение прав и свобод. Что мы и видим на практике в действиях Роспотребнадзора, ряда иных органов управления, региональных властей по установлению ограничений на перемещение граждан или установлению контроля за перемещением, принуждению к вакцинации и ряде иных вопросах в связи с пандемией.
Как отмечают информационные агентства, В.Д. Зорькин объяснил, что суд опирался на толкование Конституции, собственный опыт и практики Европейского суда по правам человека. Помимо этого, В.Д. Зорькин обратился к 55 статье второй части Конституции, в которой говорится, что в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.
В сообщениях СМИ подчеркивается, по словам главы Конституционного суда, ведомство разработало позиции, которые связаны с допустимым ограничением прав и свобод человека. А именно, В.Д. Зорькин констатирует: «Исходя из понимания всей сложности проблемы, Конституционный cуд выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина. При этом cуд опирался на системное толкование конституционного текста, опыт собственной практики, а также практики Европейского cуда по правам человека и опыт европейского конституционного правосудия».
А потому, думается, органам государственной власти всех уровней нужно внимательно отнестись и изучить «правовые позиции», выработанные Конституционным Судом, а потом уже осторожно вводить возможные ограничительные меры. Но никак не наоборот, что мы наблюдаем в действительности по состоянию на сегодняшний день.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
via P.S. Все, конечно, правильно...
Но все судьи, с недавних пор, лежат под Светлейшим. Поэтому, сказано "На дачу!", значит, на дачу; сказано "К маме!", значит, к маме...