1 мая 2020 г.
Как известно, ключевыми компонентами формирования дальних рубежей противовоздушных / противоракетных зон A2/AD вокруг ордеров авианосных ударных группировок и амфибийно-десантных групп ВМС США до недавних пор продолжали оставаться истребительные эскадрильи палубной
авиации ВМС США, располагающие многофункциональными палубными истребителями поколения 4+/++ F/A-18C/D «Hornet» и F/A-18E/F Block I/II, а также истребительно-штурмовые эскадрильи Корпуса морской пехоты США, являющиеся операторами многоцелевых дозвуковых штурмовиков укороченного/вертикального взлёта и посадки AV-8B «Harrier II Plus»
О потенциале «Супер Хорнетов» и «Лайтнингов» на современном этапе
В связке с управляемыми ракетами воздушного боя большой и сверхбольшой дальности AIM-120C-7 и AIM-120D AMRAAM, обладающими эффективной дальностью перехвата 70-110 км (при запуске с малых высот) и 110-170 (при запуске с больших) вышеуказанные машины способны осуществлять перехват широчайшего спектра средств воздушного нападения противника на дальних подступах (650-1000 км, с учетом радиуса действия «Супер Хорнетов» и «Харриеров») к ордерам АУГ и АДГ Военно-морских сил США, в 3,5-4 раза превосходя предельную дальность действия сверхдальнобойных двухступенчатых зенитных управляемых ракет RIM-174 ERAM (SM-6 Block IA), составляющих основу боекомплектов универсальных вертикальных ПУ Mk 41 VLS, входящих в архитектуру боевых информационно-управляющих систем «Aegis Baseline 9.1».
Более того, если оснащённые устаревшими радарами AN/APG-65 на базе щелевых антенных решеток многоцелевые штурмовики AV-8B «Harrier II Plus» неспособны самостоятельно противостоять перспективной тактической авиации противника переходного и 5-го поколений и осуществлять дальнее обнаружение приближающихся малозаметных противокорабельных ракет большой дальности, полагаясь либо на целеуказание со стороны самолётов ДРЛОиУ E-2D «Advanced Hawkeye», либо на успешное применение режима «HOJ» (наведение на источник излучения радиоэлектронных помех в случае с авиацией противника), то располагающие передовыми бортовыми высокоэнергетическими АФАР-РЛС AN/APG-79 палубных истребители можно считать вполне самодостаточными единицами в выполнении задач по ведению дальнего воздушного боя с такими машинами поколения 4++, как китайские палубные многофункциональные истребители J-15S.
Данная способность обусловлена наличием в радиоэлектронной архитектуре радаров AN/APG-79 индивидуально управляемых приёмо-передающих модулей на базе высокоэнергетических малошумящих нитрид-галлиевых СВЧ-транзисторов и аттенюаторов, которые позволяют не только добиться высокой помехозащищённости и нивелировать помеховое воздействие со стороны контейнерных комплексов РЭБ китайских J-15S посредством формирования провалов диаграммы направленности в направлении источников излучения помех, но и реализовать высокоэнергетические режимы функционирования, позволяющие радарам APG-79 обнаруживать цели с эффективной отражающей поверхностью 12-15 кв. м (палубные истребители J-15S и Су-33) на удалении без малого 200 км.
Между тем морально и технически устаревшие многоцелевые штурмовики AV-8B «Harrier II+» с их древними радарами APG-65 и куда более передовые «Супер Xорнеты» объединяет сразу два существенных тактико-технических недостатка, присущих большинству истребителей 4-го и переходного поколений. Во-первых, это неспособность полёта даже на малой сверхзвуковой крейсерской скорости (порядка 1,1-1,2М), что значительно уменьшает вероятность заблаговременного перехвата ракетоносцев противника до их выхода на рубежи пуска перспективных гиперзвуковых ПКР (к примеру, модификации 3М22 «Циркон», адаптированной к пуску с узлов подвески дальнего бомбардировщика Ту-22М3). Во-вторых, эффективная поверхность рассеяния, достигающая 1,5 кв. м для F/A-18E/F (c вооружением на узлах подвески) и 3-5 кв. м для AV-8B+ соответственно, что превращает данные истребители в отличные цели для многофункциональных тяжелых истребителей Су-35С, способных обнаружить штатовские машины на удалении 270 и 450 км соответственно, а затем начать их перехват посредством новейших дальнобойных ракет воздушного боя «Изделие-180», предсерийные образцы которых уже готовят к прохождению натурных испытаний в рамках программы обновления боекомплекта перспективных малозаметных истребителей семейства Су-57.
Что же касается палубных многофункциональных истребителей 5-го поколения F-35B STOVL и F-35C CV, которые с недавних пор стали предметом больших надежд как в кругах высокопоставленных представителей «Lockheed Martin», так и в командованиях ВМС и КМП США, то их перспективы в качестве достойной замены тех же боинговских F/A-18E/F Block II (не говоря уже о 3-м «Блоке») с каждым днём становятся всё более туманными.
Чего только стоит информация, озвученная экспертом Института Хадсона и офицером ВМС США в отставке Брайаном Кларком в ходе интервью журналистам издания «Defense News» в конце декабря 2019 года! В частности, речь идёт о медленной, но верной потере габарита радиопоглощающего покрытия на основе ферромагнетика (с резким увеличением ЭОП с 0,2 до 0,5 кв. м и более), а также о частичном повреждении критически важной распределённой антенной апертуры, представленной пассивными антеннами радиотехнической разведки бортового комплекса обороны AN/ASQ-239 «Barracuda» в хвостовой части планера во время полёта F-35B/C даже на малой сверхзвуковой скорости. Следовательно, в свете ограничений на полёт даже с малой сверхзвуковой крейсерской скоростью (едва «выжимаемой» «Лайтнингами» на «максимальном» режиме работы ТРДДФ F135-PW-600/400), ни о каких радикальных преимуществах флотских «тридцать пятых» перед «Супер Хорнетами» говорить не приходится
via