12 декабря 2019, 17:50
Иван Абакумов
В советское время велся очень жесткий отбор кадров, допущенных к ремонту такой техники, как авианосец «Адмирал Кузнецов», а теперь в сфере ОПК очень много случайных людей. Об этом заявил газете «Взгляд» эксперт Центра анализа стратегий и технологий, капитан второго ранга запаса Максим Шеповаленко, комментируя причины пожара на авианосце
Фото: Лев Федосеев/ТАСС
«Это не первое ЧП при ремонте «Адмирала Кузнецова», и, думаю, не последнее. Это система, - сказал Шеповаленко. - Когда кирпич падает на голову один раз, это еще можно списать на случайность. Но когда он в третий раз падает?»
Флот вообще из всех видов вооруженных сил - самое дорогое удовольствие, напомнил собеседник, и поэтому обходиться на флоте «срочниками» неправильно. «Раньше человек, придя на три года служить во флот, первый год только разбирался во всем, то есть был никем. Потом год служил, а последний год собирал дембельский альбом, уже ничего ему не надо было. Но хотя бы год люди служили как положено. А сейчас? Когда человек приходит на год, а не на три, о чем можно говорить? Там такие сложные механизмы! Одна котлотурбинная установка чего стоит!» - отметил эксперт.
«Почему у китайцев все работает как часы на тех же наших эсминцах 956-го проекта, которые мы им продали? На том же «Варяге», который сегодня у них называется «Ляонин»? Потому что людей в КНР научили обходиться с котлотурбинными установками. Они очень капризные, но вполне себе работоспособные. А когда, вы меня извините за выражение, их бабуины обслуживают, то какие результаты могут быть?» - задается вопросом Шеповаленко.
«На подводном флоте в большинстве своем служат контрактники, профессионалы. И уже давно. А чем авианосец отличается? По сложности сопоставимо, если не сказать больше», - поделился собеседник.
«Сейчас начнут искать виноватых, искать крайних. Когда флот комплектуется не на конкурсной основе, а так, чтоб показатели выполнить, ожидаемо происходит то, что мы видим сейчас. Это ЧП в очередной раз актуализирует вопросы профессионализации военной службы вообще и на флоте в частности. То же самое касается и кадров ОПК. Там сейчас очень много случайных людей. В советское время туда был жесткий отбор. Заработки, конечно, несопоставимы с западными, но и производительность труда, как и культура производства, у нас тоже далеко не немецкая. Помните, как в 2011 году там же, в Мурманской области, чуть не сожгли атомный подводный крейсер «Екатеринбург»? То же самое ведь было», - резюмировал Шеповаленко.
Пожар в энергоотсеке авианосца - это очень серьезная проблема, признал первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан первого ранга запаса Константин Сивков. «В каком месте загорелось, пока трудно сказать. В сообщениях упоминается «первый энергоотсек». Но что под ним подразумевается, пока неясно - то ли котельная установка, то ли турбинная. Хуже, если сгорела турбинная», - констатировал Сивков.
По его словам, восстановление после такого пожара может потребовать больших вложений. «Но главное другое - чтобы не получилось так, что после этого пожара будет решено уничтожить корабль. Это будет тяжелейшее преступление против российского народа, флота и нашей страны. Если повреждения будут непоправимыми, значит надо взять и поправить. Необходимо сохранить «Адмирала Кузнецова», - потребовал эксперт.
Напомним, причиной пожара на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» стала искра, которая во время сварки упала в трюм, где были остатки мазута, сообщил глава «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов.
via