2019-02-23 19:00:00
Рано утром 8 мая 1954 года экипажи трех американских самолетов-разведчиков RB-47E вызвали для предполетного инструктажа. Два самолета должны были достичь точки в 170 километрах севернее Мурманска, затем повернуть назад и лететь к Англии. Третий экипаж, в состав которого входили пилот капитан Гарольд Остин, второй пилот капитан Карл Холт и штурман майор Вэнс Хэвлин, получил инструкции отдельно от двух других экипажей.
Их самолету предстояло войти в воздушное пространство СССР южнее и сфотографировать девять аэродромов, на которых предположительно размещались новые истребители МиГ-17. Пройдя 960 километров от Мурманска через Архангельск до Онеги, авиашпион должен был покинуть пределы Советского Союза.
Три RB-47E вылетели с базы Фэрдорд, расположенной на территории Великобритании, около 7 часов утра и, пролетев над мысом Норд Кап, повернули на юг, к Мурманску. В условленном месте два самолета развернулись и полетели назад. Их экипажи видели, что самолет Остина продолжал лететь на юг. Первыми двумя объектами съемки были большие аэродромы недалеко от Мурманска, и когда RB-47E прошел над первым объектом, Холт увидел, что в небо, кругами набирая высоту, поднялись МиГи. Стало ясно, что встреча с ними - лишь вопрос времени.
После того как RB-47E закончил съемку второго аэродрома, недалеко от него появились три МиГа. Не приближаясь к американскому самолету, они следовали параллельным курсом на расстоянии полумили от него. Между тем Остин и его экипаж продолжали выполнять задание согласно инструкции. Вскоре появилась еще шестерка МиГов.
После этого два МиГ-17 стали приближаться к RB-47E, заходя ему в хвост. Один из истребителей начал обгонять самолет-разведчик по левому борту. Заработали его пушки, и Остин с Холтом увидели трассы снарядов, проходящие над и под их самолетом. Из-за большой скорости и высоты пилот МиГа не мог хорошенько прицелиться и отвернул в сторону, так и не поразив цель. В атаку ринулся второй МиГ-17, атаковавший американский самолет со стороны хвоста. Остин вспоминал: «Вы не можете себе представить, какой это ужас, когда видишь трассы снарядов, прочерчивающих воздух вокруг вашего самолета». Когда третий МиГ стал заходить для атаки, Холт дал залп из бортовых пушек. В истребитель он не попал, но пилот увидел вспышки выстрелов и ушел в сторону. Остальные МиГи предпочли сохранять дистанцию и летели в стороне чуть сзади RB-47E, оставаясь недосягаемыми для его огня.
Четвертый МиГ атаковал, приближаясь к разведчику сзади и сбоку под углом примерно в 45градусов. Ему было трудно вести прицельную стрельбу, и все-таки одна из очередей задела левое крыло примерно в двух метрах от фюзеляжа. Осколки снарядов ударили по корпусу самолета. Авиашпион тем временем прошел над последней намеченной целью и повернул на запад, в направлении Финляндии. У шести МиГов-17 заканчивалось топливо, и они прекратили преследование.
Но за RB-47E устремились еще три перехватчика. Два из них открыли огонь, однако их скорость была велика, и снаряды не достигли цели. Третий МиГ сумел подойти к разведчику так близко с правого борта, что, по словам Остина, «пилоты при желании могли бы пожать друг другу руки». Советский истребитель летел рядом две или три минуты. К тому времени и самолет-разведчик, и его преследователи уже находились в небе над Финляндией. Впрочем, это не остановило МиГи - они еще дважды открывали огонь. Один из них даже пытался таранить RB-47E в борт, но не рассчитал траекторию полета и прошел немного ниже. В итоге, так и не сумев сбить RB-47E, советские самолеты повернули обратно.
Воздушный бой над Кольским полуостровом не прошел незамеченным. На следующий день штаб обороны Швеции сообщил, что группа самолетов неизвестной принадлежности вторглась в шведское воздушное пространство из пределов Финляндии. 15 мая 1954 года одна из финских газет писала, что жители северной части Финляндии 8 мая слышали звуки боевого столкновения реактивных самолетов. По мнению газеты, «в этом бою, возможно, участвовали американские и русские самолеты». МИД Финляндии, однако, отрицал факт воздушного боя. Советский Союз молчал. Каждый член экипажа отличившегося RB-47E получил по два креста «За летные боевые заслуги». Что касается советских летчиков, они сделали выводы из воздушного боя, состоявшегося в мае 1954 года.
А вообще, история до предела глупая. Подлетать на несколько метров и не сбить!
via