«Аэробусы» крепко сели, «Суперджеты» не взлетели. Летят пока только головы

Dec 17, 2024 06:30

29 ноября 2024 г.
Роман Скоморохов

ЧАСТЬ 1

Видимо, в ближайшем будущем нас ждет перемещение по стране исключительно автомобилями и автобусами. О том, что творится на российских дорогах, - материал в самом ближайшем будущем, но сегодня у нас самолеты. И не боевые, а пассажирские. И с ними все намного более печально, чем с боевыми




Скоро нам совсем не на чем будет летать. Сектор региональных перевозок практически убит, то, что из Челябинска в Тюмень, из Ставрополя в Махачкалу, из Читы в Иркутск приходится летать через Москву, - это данность.

Вот вам в качестве доказательства расписание полетов из Челябинска.



Обратите внимание, если убрать столицы и Сочи, курортную столицу России, то, собственно, из регионального остаются Красноярск, Ош и Душанбе пока еще за региональные не считаются, но, если верить СМИ, в Челябинской области над этим усердно работают.

Но у нас рынок, авиакомпании должны зарабатывать, в конце концов, у нас не советские времена галош и синих цыплят, когда можно было улететь куда угодно за счет государства, которое дотировало региональные полеты. Сегодня летать будем не туда, куда надо, а туда, куда выгодно авиакомпании.

Однако и этой прелести скорости может не быть. Началось то, о чем мы предупреждали еще в 2021 и 2022 годах: начался повальный выход из эксплуатации импортных самолетов. На сегодняшний день 34 из 66 самолетов Airbus A320neo и А321neo выведены из эксплуатации, и, скорее всего, большая часть из них к полетам не вернется.



Больше всего пострадала авиакомпания S7, у нее на прикол поставлены 31 из 39 самолетов A320/А321neo. Можно сказать, что только S7 и пролетела, но это точно первая ласточка. Дальше будет больше.

Основная причина - отсутствие запчастей и полноценного обслуживания двигателей, американских Pratt & Whitney и французских Leap. Все разговоры о том, что у нас наладят выпуск запчастей и, возможно, будет осуществлять капремонт двигателей в российских реалиях - не более чем популистские заявления. Приземленные самолеты - вот единственный источник запчастей, который позволит еще немного продлить агонию «Аэробусов» в России.

А источники «Коммерсанта» и вообще говорят о том, что и такое не спасет, и к 2026 году «Аэробусов» на российских линиях не останется вообще именно по причине отсутствия надлежащего ремонта производителями. Ремонт столь сложных изделий в российских условиях просто невозможен. Плюс отсутствие необходимых комплектующих, но это уже санкции.

Но у нас же есть авиапром… У нас есть «Ростех»… Нам обещаны были сотни не к ночи помянутых «Суперджетов», которые решат все проблемы с перевозками?



Да, мы говорили на эту тему. Были громкие заявления, были упреки в наш адрес в стиле «Вы не понимаете», но тут понятно одно: импортные самолеты начали сыпаться с небес, а вот отечественных все еще не видно.

Интересно, но Росавиация почему-то перестала публиковать данные о количестве используемых авиалайнеров. Последняя информация относится к марту 2022 года, на тот момент у российских авиаперевозчиков на балансе стояло 1055 самолетов:

  • - «Боинг» и «Аэробус» - 647 штук;
  • - самолеты малого класса типа «Эмбрайера» и ATR - 86 штук;
  • - «Суперджеты» - 148 штук.
Есть информация, что на сегодняшний день из эксплуатации выбыло около сотни самолетов. 10% - это вроде как не критично, но и не оптимистично. Лиха беда начало, они и дальше будут выбывать, в этом сомнений нет совершенно.

Так что взамен? Полное ничего

На сайте Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) было опубликовано исследование под названием «Обзор транспортного комплекса России по итогам 2023 года». И там были вот такие любопытные строчки:

«Так, по данным Росстата, в 2023 году было произведено 89 единиц гражданских вертолетов и несколько опытных образцов пассажирских самолетов».
Вдумайтесь: Росстат (который, по идее, должен в цифрах знать всё происходящее в стране) говорит о «нескольких» образцах. То есть серийных самолетов не было выпущено ни одного, а было несколько опытных образцов. Например (домысел автора) - два. Два - это с точки зрения арифметики несколько. Один, например, импортозамещенный «Суперджет» и второй, который мы просто не знаем по причине его полной секретности.

И тут начинаем вспоминать, что было обещано. А обещано, исходя из постановления правительства России (еще раз спасибо пресс-службе Ростеха, снабдившей нас этим замечательным документом), вот что:



И вот что мы наблюдаем: да, 2023 год - это была раскачка. Никто особо и не ждал эти несчастные 5 самолетов (2 «Суперджета-Нью» и 3 Ту-214), да их и не случилось. Но вот когда ничего не сделали в 2024 году, вот тут уже стало ясно, что что-то пошло не так.

Многое становится понятно из Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2024 г. № 7-р. Очень многое.

Постановление посвящено инвестиционному проекту стоимостью 283 миллиарда рублей и названному «Комплексная программа по расширению производства воздушных судов, авиационных двигателей, приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, реализуемая Государственной корпорацией "Ростех"».

То есть «Ростех» получит 283 миллиарда в дополнение к уже полученным, а на что? А из документа становится понятно, что на модернизацию предприятий авиационной отрасли в том числе.

Цитата по документу:

4. Цели инвестиционного проекта:
а) расширение производства отечественной авиационной техники для обеспечения выполнения комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. № 1693-р, достигается до 2030 года с выходом на проектные мощности по производству воздушных судов в год SSJ-NEW - до 20 штук, МС-21-310 - до 72 штук, Ил-114-300 - до 12 штук, Ту-214 - до 20 штук
и Ил-96-300 - до 2 штук в период реализации инвестиционного проекта;

б) обеспечение транспортной независимости Российской Федерации достигается до 2030 года путем выполнения комплексной программы развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 июня 2022 г. № 1693-р, в части поставки воздушных судов SSJ-NEW - 142 штуки, МС-21-310 - 270 штук, Ил-114-300 - 70 штук, Ту-214 - 115 штук и Ил-96-300 - 12 штук;

в) создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов SSJ-NEW, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214 и Ил-96-300 достигается до 2030 года.
И для этого, как оказалось, потребовалось очень сильно модернизировать российские авиастроительные предприятия. Они, оказывается, несколько обветшали за время царствования в российском небе «Боингов» и «Аэробусов». Ни с того ни с сего такое выяснилось, и после уже упомянутого постановления от 22 августа 2023 года потребовалась программа модернизации заводов.

А значит - миллиарды рублей денег, тысячи рабочих рук и неопределенное количество времени.

Количество мероприятий, которые нужно реализовать в рамках программы, в Приложении к Постановлению занимает 22 печатных листа. И если ознакомиться с Приложением (ссылка в конце статьи), то даже неспециалисту станет понятно, что дело не так радужно, как полагали некоторые в прошлом году. И действительно, мы не понимали, насколько все плохо.

Но теперь тем более непонятно, а чем руководствовались те, кто озвучивал радостные планы по выпуску самолетов уже в 2024 году?

Простите, но где все самолеты из приведенного выше приложения к постановлению 2022 года?

Ил-114-300



С Ил-114-300 продолжают ковыряться в Луховицах. Импортозамещают, отлаживают и готовят к получению сертификата. Но это значимое мероприятие, без которого нет смысла начинать серийное производство, оно будет (если будет) в конце 2025 года, как следует из этих документов.

Потому можно спокойно так наблюдать за тем, как идут работы в Луховицах, и не ждать заявленные на 2023-24 годы 10 Ил-114. Их не будет.

Тут же еще что: сердце! В смысле, «пламенный мотор»! А с ним тоже проблема на проблеме! Двигатели ТВ7-11СТ-01 для Ил-114-300 производятся в Санкт-Петербурге на «ОДК-Климов».

Планируемый объём: шесть двигателей в 2025 году, шесть - в 2026-м, и 24 двигателя ежегодно, начиная с 2027 года. То есть, ранее 2026 года и ждать Ил-114-300 нечего! Но в планах было озвучено: 10 самолетов за 2023-34 годы. Как это назвать? Впрочем, не будем спешить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

А МЫ ЕЩЕ НЕ НАЧИНАЛИ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, АВИАСТРОЕНИЕ, РОССИЯ ПУТИНА, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НО ТАК-ТО ВСЕ ХОРОШО, ВСТАЕМ С КОЛЕН

Previous post Next post
Up