23 марта 2023 г.
ArtAlebrio Появившись на свет в небольшом селе Полтавской губернии, Марии Башкирцевой удалось добиться успеха даже во Франции. Талантливая художница была одной из первых женщин, получившей образование в парижской Академии Жюлиана, её талант отмечали на парижском Салоне - главной художественной выставке тех лет. Работы Башкирцевой заняли места в лучших музеях мира, а дневник, который она вела с двенадцати лет, даже сейчас вызывает восторг у критиков
Мария Башкирцева. Автопортрет в шляпе
Британскому премьер-министру Уильяму Гладстону «Дневник» казался одним из лучших литературных произведений XIX века. Даже первый сборник стихов Цветаевой был написан великой поэтессой под впечатлением от той прочитанной рукописи. За свою короткую жизнь художница успела
создать 200 рисунков и более полутора сотен картин. К большому сожалению, многие работы не уцелели во время Второй мировой войны.
Весна. Апрель
Башкирцева разработала уникальный стиль, на основе приёмов мастеров эпохи Возрождения и реалистов, причём времени, чтобы долго и вдумчиво изучать эти картины и постепенно наращивать своё художественное мастерство у неё не было - она прожила всего лишь двадцать пять лет. Однако его даром не теряла - провела много времени в европейских музеях, изучая шедевры живописи, получила много ценных уроков от Тони Робера-Флёри и заимствовала идеи Жюля Бастьена-Лепажа.
Дождевой зонт
Будущей художнице было всего три года, когда её родители разругались, и мать увезла её вместе с братом подальше от отца. Видеться с детьми бывшему супругу разгневанная женщина запретила.
Маленькую Машу обожали в семье, готовы были мириться со всеми её капризами. Образованием девочки занимались русская гувернантка и француженка, которая учила иностранным языкам, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Башкирцева писала, что уже с трёх лет стремилась достичь величия и добиться высот. Даже гадальщик пророчил матери художницы, что её дочь станет звездой.
Девочке было двенадцать, когда её родители приняли решение об окончательном разрыве. Мать увезла будущую художницу в Европу, а её брат остался с отцом в России. Лишь спустя десять лет Мария увидит отца снова.
Вена, Баден-Баден, Ницца и всё это за один год. Юная Мария занята изучением языков, чтением, рисованием, музыкой. Она учится по девять часов в день по своей программе, выбирает преподавателей лично. Обеспеченные родители
могли позволить себе эти расходы и не мешали тяге к прекрасному. Трёхлетнюю лицейскую программу девушка прошла за пять месяцев. Уже в Ницце она делала на французском первые записи в своём дневнике.
За книгой
В итоге он представлял собой почти сотню тетрадей, где запечатлены мысли и эмоции девушки, её первые чувства к герцогу Гамильтону, желание прославиться. Она даже готова была стать великой певицей, чтобы покорить сердце избранника. Рукописи переводили на несколько языков и были изданы первый раз по инициативе матери художницы.
Юная Мария восторгается жизнью в Париже. 1873 год. Европейские поездки, СПА в бельгийском городке и первые симптомы опасной чахотки. Девушка посещает приёмы и балы, несмотря на обмороки. Побывав в Лондоне, семья приобретает виллу в столице Франции. Интерьер выполнен по чертежам юной художницы.
Всего пять месяцев девушке потребовалась для изучения латыни, она берёт уроки пения, читает и пишет. Но вот с карьерой певицы ничего не получилось - ларингит вызвал потерю голоса.
Во Флоренции семья оказалась в дни празднования четырёхсотлетия Микеланджело. Мария готова проводить массу времени в галереях, изучая работы
Тициана, Микеланджело и Рафаэля.
В Риме девушка начинает брать уроки живописи. Всего за полтора часа она пишет реалистичный портрет, хотя раньше на это ей потребовалось много времени, да и результат вышел бы удручающий. Мария была очень способной девушкой, потому и живопись давалась ей легко.
Но не только живописью интересовалась молодая и симпатичная девушка из высшего общества. Она покорила
сердце графа Винченцо Брусетти и полюбила Пьетро - племянника кардинала Антонелли. Однако выходить замуж не спешит, даже при наличии столь выгодных партий.
Потом художница вместе с матерью поехала в Россию, чтобы увидеть отца, а при встрече зовёт его в Париж - город художников и богемы. Но прийти к согласию так и не получилось, родители не помирились, что очень огорчает Марию.
Автопортрет с палитрой
К 1877 году Башкирцева горит желанием изучать живопись серьёзно и поступает в частную Академию Жюлиана. Юная леди учится вместе с Амелией Бори-Сорель, Луизой-Катрин Бреслау, Анной Нордгрен, которые живут живописью. Преподаёт не только Родольф Жюлиан, но Тони Робер-Флёри и другие звёзды парижского Салона. Отдавая по восемь часов работе, девушка чувствует, как ей всё сложнее переносить чахотку.
Художница перешагивает через обязательные этапы обучения, уже на третий месяц
пишет с натуры, и всего за полгода писала картины на одном уровне с лучшей ученицей. Девушку хвалят за «мужскую руку», а студентки ей завидуют.
В студии. Мастерская Жюлиана
Через два года Мария получает медаль конкурса, который проводят в мастерской, из рук наставников. Она верила, что очень скоро добьётся славы.
Работа «Молодая женщина читает вопрос о разводе Александра Дюма» появилась в парижском Салоне, что явилось небывалым успехом для леди в те годы.
Молодая женщина читает вопрос о разводе Александра Дюма
Одного упоминания в газетах достаточно, чтобы оказаться в числе признанных художников и продавать работы, которые с удовольствием приобретали коллекционеры и любители искусства. Женщина-художник - для того времени это нечто из ряда вон выходящие, многие просто не верили, что женщины могут писать картины
не хуже мужчин, а когда, наконец, увидели картины Башкирцевой, то просто не верили, что их написала именно она, а не какой-нибудь даровитый художник, который пожелал остаться неизвестным и уступил авторство даме.
И всё было бы хорошо, но Мария чувствует себя всё хуже и хуже - терпит боли, теряет слух и даже реабилитация на курорте не помогает. Она предчувствует скорый и неизбежный конец, и это неизбежно накладывает отпечаток на её жизнь и дальнейшие действия. Нечто подобное было и у английского иллюстратора Обри Бёрдслея, тот тоже знал о своей скорой смерти, потому и старался успеть как можно больше - создавал рисунки и жил на полную катушку, справедливо рассуждая, что раз уж судьба отвела немного, то эти годы нужно провести с максимальной пользой. Однако как культурная девушка и юная леди Мария не могла себе позволить пуститься во все тяжкие, но вступает в ряды суфражисток, где рассуждает о несправедливости и притеснении женщин художниц.
Жан и Жак
Однажды Жюлиан бросил вызов Марии и Амели Бори-Сорель. Он предложил сюжеты и обещал выставить лучшую работу в Салоне. В мастерской появляется перегородка, на ночь работа Башкирцевой оказывается под замком. Работа была подписана «мадемуазель Андрей» и заняла место в экспозиции. Правда, спустя
время соперница Марии, Амели Бори-Сорель будет руководить женской частью студии и станет супругой Жюлиана. Возможно, этот художественный спор Бори-Сорель проиграла, но судьба её сложилась куда удачливее и счастливее.
Парижанка (Ирма)
В Испании Мария Башкирцева получила аудиенцию у королевской семьи. Она успевает посетить музей Прадо, копировать работы
Веласкеса, но чувствует себя всё хуже.
Вернувшись в Париж, Башкирцева продолжает работать, но уже на исходе сил. Жюль Бастьен-Лепаж хвалит художницу, и она пишет картины на евангельскую тему.
Сразу три работы Марии были приняты салоном: «Жан и Жак», портрет Ирмы, и «Портрет Дины». О её творчестве стали писать газеты, в том числе и в России, что тешило её самолюбие.
Однако вскоре пошли и творческие неудачи. Последняя работа Башкирцевой - «Встреча» была создана для салона. Однако место, где картина была повешена, разочаровало Марию.
Встреча
Башкирцева вступает в переписку с Ги де Мопассаном - сначала ей хотелось узнать, как классик оценивает её писательские навыки, но решила сохранить инкогнито и послала своё сочинение под выдуманным псевдонимом. Ги де Мопассан не был в восторге, зато когда она раскрылась, с удовольствием вступил с ней в переписку. Это было состязание умов в колкостях, остротах, саркастических замечаниях, но при этом оба очень уважительно относились к друг другу.
За столом
Время шло. От рака желудка страдает Жюль Бастьен-Лепаж, а сама художница очень ослабла. Сил на работу у неё уже не остаётся и даже ходить ей тяжело. Осенью 1884 года молодая художница ушла из жизни, пережив друга на пять недель. Спустя год в столице Франции состоялась персональная выставка Башкирцевой. Мама Марии отвезла большую часть работ в фамильное имение. Многие картины сгорели в Первую мировую, часть была утрачена после бомбёжек времён Великой отечественной войны. Дневник Марии был издан, как она того и желала, предчувствуя свою раннюю смерть.
via