И.Г.Калабеков, "СССР и страны мира в цифрах", 2008 - 2023
Гражданское авиастроение в СССР
Авиационные заводы СССР, производившие самолеты
В СССР создана мощная авиационная промышленность. «Численность занятых в авиапроме СССР составляла, по разным оценкам, 1,5 - 2 млн. человек. В ведении МАП находилось около 250 предприятий, непосредственно занимавшихся разработкой и производством авиатехники» [238]. МАП - Министерство авиационной промышленности СССР.
На военных заводах было налажено и серийное производство гражданских самолетов (и самолетов двойного назначния).
Авиационные заводы СССР, выпускавшие самолеты гражданского и двойного назаначения [238]
Номер или наименование завода
Место расположения
Выпускавшаяся продукция
18
Куйбышев
Ту-114, Ту-154
22
Казань
Ил-62, Ту-104
30
Москва (Ходынка)
Ил-12, Ил-14, Ил-18
39
Иркутск
Ан-12, Ан-24
64
Воронеж
Ан-10, Ан-12, Ил-86, Ил-96, Ту-144
84
Ташкент
Ан-12, Ил-14, Ил-76
99
Улан-Удэ
Ан-24
116
Арсеньев
Ан-14, Як-18, Як-50, Як-55
135
Харьков
Ан-72, Ан-74, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Як-18
166
Омск
Ту-104
272
Ленинград
Як-12, Як-18
292
Саратов
Як-40, Як-42
464
Москва (Долгопрудный)
Ан-2М, Як-12
473
Киев
Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-124
475
Смоленск
Як-42
УАПК
Ульяновск
Ан-124, Ту-204
Кооператив "Аэроспорт"
Москва
Су-26М
Производство гражданских самолетов и самолетов двойного назначения в СССР
В таблице приведены данные по некоторым типам пассажирских и грузовых самолетов, серийно выпускавшихся в СССР в послевоенное время. Они составляли основу гражданского воздушного флота СССР. При создании таблицы использованы многие источники, в том числе, [238].
Тип самолета
Количество перевозимых пассажиров (для грузовых - вес груза)
Год первого полета
Количество произведенных самолетов (дл¤ ряда типов - примерное); примечания
Ли-2
21
1939
2679* (с 1945 г.)
Ан-2
10
1947
18000 (3808* - в СССР)
Ан-10
112
1957
108*
Ан-14
Грузовой, 0,6 т
1958
339*
Ан-22 Антей
Грузовой, 60 - 100 т
1965
68; самый крупный в мире турбовинтовой транспортный самолет
Ан-24
52
1959
1367 (1337*)
Ан-28
17
1973
191
Ан-124 Руслан
Грузовой, 120 т
1982
56; до 1988 г. крупнейший в мире
Ан-225 Мрия
Грузовой, 250 т
1988
1; крупнейший в мире
Як-40
32
1966
1014; использовался в 19 странах
Як-42
120
1975
188
Ил-12
18 - 32
1945
в 1945 -1949 годах - 664
Ил-14
36
1950
1348 (839*)
Ил-18
110
1957
850 (567*)
Ил-62
195
1963
289 (292*)
Ил-76
Грузовой, 60 т
1971
856*
Ил-86
350
1976
106 (103*)
Ил-96-300
300
1988
Серийное производство начато в России
Ту-104
110
1955
201; в 1956 - 1958 гг. крупнейший в мире реактивный пассажирский самолет
Ту-114
220
1957
32; до конца 1960-х - крупнейший в мире пассажирский самолет
Ту-124
56
1960
163*
Ту-134
80
1963
853*
Ту-144
80
1968
16; первый пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер
Ту-154
180
1968
1020 (920*), самый массовый пассажирский авиалайнер в СССР
Ту-204
164 - 215
1989
В советский период - 4
*[238]
Кроме перечисленных в таблице, по данным [238], в послевоенном СССР произведены также следующие гражданские самолеты или самолеты двойного назначения (после тире указано количество):
Як-12 - 4458; Як-18 - 6833; Ан-8 - 151; А-12 - 1243; Ан-30 - 123; Ан-26 - 1398; Ан-32 - 361; Ан-72 - 124; Ан-3 - 17; Ан-74 - 74.
В послевоенный период наибольшее количество пассажирских самолетов в СССР произведено в 1974 году. До 1977 года преобладал выпуск ближнемагистральных самолетов, с 1978 года - среднемагистральных и дальнемагистральных (среднемагистральных производилось в разы больше дальнемагистральных).
В 1990 году в СССР было выпущено 170 самолетов (из них 65 - для гражданской авиации) и 305 вертолетов (в том числе 179 - для ГА). В 1991 году в небо впервые поднялись 67 гражданских самолётов и 249 вертолётов [238].
«Всего же советскими авиазаводами в 1945 - 1991 годах построено около 49000 летательных аппаратов гражданского и двойного назначения, при этом 9500 из них были отправлены на экспорт, 20500 - в гражданскую авиацию СССР (сравните с более чем 100000 машинами военного назначения!), а ещё 19000 - в авиацию силовых ведомств и ДОСААФ» [238]. Летательные аппараты здесь - самолеты и вертолеты.
Следует отметить, что серии некоторых типов самолетов превышали 1000 единиц (с модификациями). Выпуск некоторых типов самолетов (военных и гражданских) продолжался 20 лет и более (Ту-134, МиГ-25, Су/17/22, Су-24, Ту-22М, Як-42), 30 лет и более (Су-27, МиГ-29, Миг-21, Ан-24, Ан-32, Ту95/142, Ту-154,); Ту-154 выпускался в течение 37 лет, Ил-76/78/А50 - 38 лет, Ил-62 - 40 (!) лет [122].
Первый советский гражданский реактивный самолет СССР - Ту-104 (начало эксплуатации - 1956 год), самый массовый советский пассажирский самолет - Ту-154, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет - Ту-144 (первый полет 31.12.1968).
Количество самолетов в гражданской авиации СССР
«На момент распада СССР в Аэрофлоте работало, по разным оценкам, от 400 до 500 тысяч человек, из них около 32000 были пилотами. В его составе на конец 1980-х насчитывалось чуть более 330 лётных отрядов (в составе ОАО и ПО) и около 20 отдельных авиационных эскадрилий» [238].
В состав гражданской авиации СССР на конец 1991 года входили [238]:
Тип летательного аппарата
Количество
Пассажирские самолеты
8400
в том числе:
Ил-62
120
Ил-18
12
Ил-86
80
Ту-154
543
Ту-134
350
Як-42
97
Ан-24
676
Як-40
549
Ан-28
138
Л-410
482
Ан-2
5336
Грузовые самолеты
483
Специальные самолеты (Ан-30)
63
Вертолеты
более 3500
Кроме того, 580 самолетов эксплуатировались в авиации Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства радиопромышленности (МРП) и Министерства общего машиностроения (МОМ), более 2200 самолетов летали в почти 220 клубах ДОСААФ [238].
Аэрофлотом в 1980-х ежегодно перевозилось более 100 млн. пассажиров в год. В 1989 году отправлено 132 млн. пассажиров, в 1990 году - 138 млн. По количеству перевезенных за год пассажиров СССР уступал только США.
В 1980-х авиацией СССР ежегодно перевозилось более 3 млн. тонн грузов. Выдающиеся советские грузовые самолеты - Ан-225 и Ан-124. В таблице приведены их характеристики в сравнении с крупнейшим западным самолетом Локхид С-5.
Самолет
Первый полет
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Масса пустого, тонн
Макс. взлетный вес, тонн
Скорость крейсерская км/час
Потолок км
Максимальная грузоподъемность, тонн
Ан-225 Мрия
1988
88,4
84
18,2
216
640
850
12
253,8. Груз 250 т перевезен в 2004 году из Праги в Ташкент
А-124 Руслан
1982
73,3
69,1
21,1
178,4
405
800
11,6
170, такой груз перевезен в 1985 году
Lockheed C-5 Galaxy
1968
67,9
75,5
19,9
169,6
380
870
10,1
122,5
Производство вертолетов в СССР
Первый советский вертолет - Ми-1, первый полет - в 1948 году, начало эксплуатации - 1950 год. Самый популярный в мире вертолет Ми-8 совершил первый полет в 1961 году.
В ОКБ/КБ Братухина, Камова, Миля, Яковлева разработано 33 типа вертолетов, построено 14 типов серийных машин и 7 экспериментальных, создана в металле 61 модификация вертолетов [239].
Авиационные заводы СССР, выпускавшие вертолёты гражданского и двойного назначения: [239]
Номер завода, наименование
Место расположения
Выпускаемая продукция
23
Москва (Фили)
Ми-6
47
Оренбург
Ми-1
99
Улан-Удэ
К-15, К-18, Ми-8
168
Ростов
Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-26
272
Ленинград
Як-24А
292
Саратов
Ми-4
329
Москва
Ми-2
387
Казань
Ми-1, Ми-4, Ми-8/17
Закарпатский машиностроительный завод
Дубовое
Ми-34 (подготовка к серийному выпуску)
Кумертаусское авиационное производственное объединение
Кумертау (Башкирия)
Ка-26, Ка-32
Объем производства вертолетов (гражданского, двойного и военного назначения) доходил до 900 в год. Так, в 1974 году только Ми-4 произведено 635 [239].
В середине 1980-х промышленность СССР ежегодно производила свыше 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Всего на заводах в СССР изготовлено 22650 вертолетов, в том числе 18203 гражданского и двойного наначения. Кроме того, за пределами СССР по лицензиям и в рамках кооперации СЭВ построено более 7000 вертолетов [239].
В таблице перечислены вертолеты, разработанные и выпускавшиеся в СССР (гражданского, военного и двойного назначения), источник по количеству произведенных вертолетов - [239].
Тип вертолета
Год первого полета
Произведено всех модификаций
Примечание
Ми-1
1948
1012
Первый серийный советский вертолет
Ми-4
1952
3307
Первый военно-транспортный вертолет ВС СССР
Ми-6
1957
924
Первый в мире вертолет с 2 турбовальными двигателями
Ми-8/ 17/171/172
1962
12200 (~9500*)
Около 100 модификаций (пассажирский, транспортный, многоцелевой, спецназначения, медицинский и др.). Самый популярный в мире вертолет
Ми-10
1960
55
«Летающий кран»
Ми-12
1968
2
Самый тяжелый вертолет в мире, взлетный вес 105 тонн
Ми-14
1967
279
Морской многоцелевой вертолёт-амфибия берегового базирования
Ми-24
1969
3200
Транспортно-боевой, скорость до 320 км/ч
Ми-26
1977
322
Грузоподъемность - до 25 тонн
Ми-28
1982
124 (4*)
Ударный вертолет, "ночной охотник"
Ми-34
1986
28
Ка-10
1949
19
Ка-15
1953
375
Первый в мире серийный соосный вертолет
Ка-18
1956
115
Ка-25
1961
281
Ка-26
1965
816
Ка-27
1974
267
Ка-29
1976
59
Ка-32
1980
211
Ка-50
1982
17 (6*)
«Черная акула»
Ка-31
1986
30 (2*)
Як-24
1952
41
*из них до 1992 года
Экспорт самолетов и вертолетов из СССР
СССР ежегодно экспортировал десятки самолетов и вертолетов, сотни авиационных двигателей. В 1988 и 1989 годах экспорт авиационной техники из СССР превышал 1 млрд. рублей.
Экспорт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей из СССР в 1963 - 1990 годах, штук [4, 5]
Год
Самолеты
Двигатели авиационные
Вертолеты
1963
28
241
105
1964
20
252
81
1965
34
198
53
1966
107
266
64
1967
146
304
57
1968
102
386
49
1969
40
405
71
1970
75
185
128
1971
43
367
109
1972
75
251
139
1973
84
476
150
1974
89
400
132
1975
80
327
133
1976
88
273
122
1977
58
325
117
1978
72
331
159
1979
72
434
125
1980
77
395
92
1981
72
241
103
1982
52
299
115
1983
65
336
97
1984
92
325
144
1985
67
259
116
1986
72
337
143
1987
65
278
147
1988
57
312
199
1989
70
1
147
1990
54
238
48
Производство самолетов в США
В США производилось гражданских самолетов значительно больше, чем в СССР.
В 1989 году авиаперевозчиками США эксплуатировались 3190 пассажирских самолетов. Из них 956 самолетов Boeing 727 и 698 самолетов Boeing 737:
В таблице приведены некоторые данные по основным пассажирским самолетам 1980-х в США.
Тип
Год начала производства
Максимальная вместимость (для модификаций в 1980-х), пассажиров
Примечание
Boeing 727
1963
189
С 1963 по 1984 г. произведено 1832 самолета. Из них 118 потерпели крушение
Boeing 737
1967
168
Самый массовый пассажирский самолет, к марту 2018 года произведено 10000 штук
Boeing 747
1969
624
Рекорд по одновременной перевозке пассажиров: в 1991 году за один рейс Boeing 747 перевез из Эфиопии в Израиль 1122 пассажира
Boeing 757
1982
228
Производство завершено в 2004 году, выпущено 1050 самолетов
Boeing 767
1981
350
Дальность полета до 12,2 тыс. км
McDonnell Douglas DC-9
1965
135
Выпускался 41 год, произведено более 2,4 тысяч. Мировой рекорд ресурса - 110 000 взлетов-посадок
McDonnell Douglas MD-80
1980
172
Глубокая модернизация McDonnell Douglas DC-9
Экспорт гражданских самолетов и вертолетов из США составил в 1990 году 3446 штук, в том числе 349 вертолетов. Экспорт военных самолетов и вертолетов составил в этом году 445 штук. Данные [S.3]. Всего из США в 1990 году экспортировано летательных аппаратов и их частей на сумму 29,5 млрд. долл. [S.3].
via