03.08.2023 г.
Американская программа NGAD призвана создать истребители нового, 6 поколения. Разработчики утверждают, что самолет станет совершенным. И по характеристикам опережающим аналогичные модели производства Китая, РФ. Самолеты F-22, еще недавно считавшиеся современными, стремительно устаревают. Необходимо скорейшее производство более надежных, перспективных машин. Обеспечивающих ВВС США превосходство в воздухе
Общая информация
По данным разведки, Китай имеет истребители класса J-20 в количестве 50 единиц. И их производство продолжается. РФ обладает некоторым числом Су-57, а к 2028 году собираются изготовить еще порядка 8 десятков машин. Что не может не тревожить Пентагон, где традиционно привыкли рассчитывать на свой статус доминанта. К тому же находящиеся на боевом дежурстве F-22 нуждаются в постоянном обслуживании. Возникла необходимость в обновлении парка истребителей. Для чего и создана программа NGAD.
Click to view
Что такое NGAD
За этой аббревиатурой скрывается фраза «следующее поколение для доминирования в воздухе» (Next Generation Air Dominance). Это проект, призванный инициировать разработку новейших истребителей. К тому же необходима смена стратегии. Если китайские J-20, российские Су-57 изначально задумывались для превосходства в небе, то F-35 скорее ориентированы на бомбовые, ракетные удары по наземным целям. Ситуацию нужно менять. Причем как можно быстрее. Детали разработки не озвучиваются по понятным причинам. Предполагается, что NGAD станет платформой для создания ряда боевых машин. Истребителя, а также беспилотника.
Разработчик и производитель
О том, кто проектирует новый истребитель, где его будут выпускать, данных нет. Информация строго засекречена. Известно, что над NGAD работает целый ряд компаний. Не так давно в Northrop Grumman заявили, что не будут участвовать в проекте. Кто остался, Lockheed, Boeing - не сообщается. Как и непонятно, когда начнется серийное производство.
Когда планируется первый полет
Согласно одному из источников, прототип уже прошел обкатку, испытывается. Однако информация об истребителе поступает крайне дозировано. Зачастую она и вовсе противоречивая. Так, утверждается, что все испытания… прошли на симуляторах. Как и само создание самолета.
Что вполне нормально для американских инженеров. Зачастую результаты проверки систем вооружений, испытаний являются итогом компьютерных расчетов. К тому же официально сообщается, что пока программа находится на стадии выбора источника финансирования, концепции. Что же, Су-57 создавался тоже не один год. Другой вопрос: не окажется ли проект NGAD пустышкой?
Характеристики
Никаких четких, конкретных данных здесь не найти. Известно, что новый истребитель будет использовать технологию «Стелс». И массу электронных «примочек», позволяющих маскировать его от вражеской авиации. Соответственно подчиняя управление бортовому компьютеру. Превращая пилота фактически в оператора сверхумной машины. А пока ознакомимся с известными показателями конкурентов. Су-57 и J-20:
Обе машины схожи по габаритам, весу. Но отличаются внешне. Роднит их также использование технологии «Стелс» (предположительно). Истребители все еще модернизируются, дорабатываются. Что вызывает закономерные опасения американских военных. О NGAD, судя по немногим изображениям, известно, что это истребитель, созданный по схеме «летающее крыло». Наплывы крыльев перетекают в носовую часть фюзеляжа. Еще можно заметить пару килей. Кабина пилота сохранена. Двигателей, как заметно, будет два. Стоит отметить, что эксперты помещают Су-57 между 4 и 5 поколениями. J-20 позиционируется также. NGAD же громко заявлен как истребитель 6 поколения. Но не забываем, что многие оценки сделаны на основе субъективных наблюдений. Особенно у западных специалистов. Как у российских, так и у китайских источников иное мнение: они уверены, что характеристики машин сильно занижены, недооценены американцами. При этом Су-57, J-20 уже летают. А новейший американский истребитель пока, судя по всему, существует только в моделях, концептах.
Скорость и высота полета
Предположительно, истребитель будет развивать скорость не менее 2 Махов. Возможно, больше. Высота полета для доминирования в воздухе должна достигать 20 тысяч метров. Схожие показатели у конкурентов.
Силовая установка
Согласно релизам, машина получит сдвоенный турбореактивный двигатель. Причем разработчики явно пожертвуют маневренностью в угоду скорости.
По неподтвержденной информации разработкой двигателей занимается некая компания, работающая в программе AETP (Adaptive Engine Transition Program, адаптивная программа переходных двигателей). В рамках этого проекта действуют General Electric, Pratt & Whitney. Возможно, кто-то из них отвечает за выпуск моторов будущего истребителя.
Аэродинамика
У истребителя - стреловидный корпус. Крыло плавно перетекает в носовую часть. Понятно, что конструкторы поставили во главе угла малозаметность. Также концепт почти лишен вертикального хвостового оперения. Что свидетельствует в пользу обтекаемости. Даже если в ущерб маневренности.
Авионика
Новый истребитель должен быть напичкан электроникой «по самое не хочу». Получить целый набор датчиков, систем, собирающих информацию о противнике, собственных машинах, находящихся в воздухе. О F-35 известно, что самолет получил настоящий суперкомпьютер.
Подобными устройствами разработчики снабдили также Су-57 и J-20. Американцы привыкли уповать на надежность собственной техники. Считая, что «разгон» электроники, управление самолета по сложным алгоритмам, с применением ИИ, дает истребителю желаемое превосходство.
Даже если он лишен маневренности в сравнении с конкурентами. Главный аспект, на который обращают внимание участники программы NGAD - непрерывное развитие, совершенствование машины на всем этапе создания. Однако схожей концепции придерживаются и ведущие разработчики. Станет ли это преимуществом американского истребителя - большой вопрос.
Система «Стелс»
Разумеется, истребитель получит режим «невидимки». В этом американские инженеры не собираются отходить от ранее принятых решений. Причем говорится об использовании сложного способа сброса избыточного тепла. Маскировки машины под малозаметную цель.
Кроме того, самолет будет оборудован средствами РЭБ. Как активного, так и пассивного типа. Что поможет истребителю необнаруженным проникать в пространство противника.
Вооружение
Одна из главных загадок истребителя. Судя по тому, что нет никаких узнаваемых средств вооружений, выступающих на корпусе, все будет скрыто внутри. Это не только дань сохранению малозаметности самолета. Уже распространены, используются внешние подвески. На них можно размещать ракеты класса «земля - воздух», «воздух - воздух», дроны, «умные» бомбы. Соответственно, в грузовых отсеках, которые будут больше, чем у F-35 и F-22, также будут располагаться иные средства вооружений.
Маневренность
Возможно, по маневренности, проведению фигур высшего пилотажа NGAD заведомо проигрывает Су-57. И вероятно даже J-20. Его задача - скрытное проникновение, выполнение боевой задачи на дальних дистанциях. Хотя разработчики утверждают, что истребитель будет хорош и вблизи. Пока никаких конкретных данных о будущем истребителе нет. Одни предположения. И неизвестно, пойдет ли самолет в серию вообще.
via