Визит российского лидера в Баку приоткрывает закулисье большой и многоплановой борьбы национальных и

Aug 25, 2024 09:27

23 августа 2024 г.

ЧАСТЬ 2
( НАЧАЛО)

Двухдневный визит В. Путина в Баку обсуждается достаточно широко и у нас, и в сопредельных странах





Формулы, константы и интересы

Уже многим очевидно, что трубопроводный экспорт газа - отечественная своего рода парадигма. Можно сколько угодно обсуждать ее, одобрять или критиковать, это просто данность. Соответственно за эти маршруты Москва будет биться, до последнего. Но логика тут тоже имеется и определяется она формулами, константами и многоуровневыми интересами.

Имея такую константу в текущей газовой формуле, как ограничение по европейским мощностям, решение для Москвы тут по большому счету только одно, если рассматривать среднесрочный период.

Договориться, что Россия замещает «свопом» поставки иранского газа в Турцию и одновременно договаривается с Азербайджаном, что его газ идет на внутренний турецкий рынок, а российский газ, через очередной «своп» заполняет ГТС экспортной части Южного коридора и трансадриатической ГТС. Часть газа, по всей видимости, может пойти реверсом по ветке «Баку - Ново-Филя», другая часть - через реверс в Узбекистане.

Это не просто сложно, это архисложно с точки зрения согласования интересов и цены. Иранцы как-то проговорились, что рассчитывают на уровень цен 100 доларов за 1 000 куб. м. Сто долларов - это из разряда утопии, но вот нечто среднее между ценой Армении и Белоруссии (128-165 долларов) с корректировкой на транспортное плечо и амортизацию дополнительных затрат - это из разряда реального. Вряд ли и Азербайджан рассчитывает на меньшее, а может, и большее.

Это, конечно, все равно выгоднее, чем продавать газ на внутреннем рынке в России по 55-56 долларов за 1 тыс. куб. м. Но все-таки в той же Европе это 350-400 долларов за 1 тыс. куб. м. Кому пойдет разница, догадаться не сложно.

Интересен ли такой проект для Баку? Стратегически интересен, несомненно, поскольку свои объемы нарастить по-крупному Азербайджан не может по объективным причинам. Расширить транзит он может только с привлечением внешних инвестиций и стороннего газа.

Проблема заключается именно в связках и противостоянии больших проектных сил. Азербайджан работает с Турцией и опосредованно по газу с Израилем. Турция векторально работает с Италией, с которой даже договорилась по Ливии.

Противостоит и Анкаре, и Баку Франция в виде известной всем фамилии-финансового клана, лицом которого выступает Э. Макрон. Этой фамилии-клану не нужна сильная Германия и сильная Турция, поскольку таким образом Турция становится бенефициаром Срединного маршрута из Китая в Центральную Азию и дальше.

Грузия в лице ее неформального, но реального лидера, олигарха Б. Иванишвили уже отчасти пострадала в этих жерновах. При этом по отношению к самому Б. Иванишвили сделано в финансовом плане немало закулисных и нечистоплотных шагов.

В Армении коллективно все получилось, а в Грузии не получается, но без Грузии контроля над такими транзитными маршрутами не выйдет. Армения сама по себе тут только опция, но не главный фактор.

В этом плане выбор стратегии для Баку довольно сложен. С одной стороны, главный патрон (Турция) заручился поддержкой транснациональных фондов, на которые влиять французское финансовое закулисье может только опосредованно, как один из акционеров.

С другой стороны, расширение поставок возможно только через европейские инвестиции, а будут ли они? Сам Азербайджан увеличение мощностей не потянет, и даже не будет пытаться.

При всем желании заработать и набрать политический вес решение тут для Баку не столь просто и не слишком очевидно.

С одной стороны, то самое формально французское финансовое закулисье хочет контролировать транскавказские маршруты. Все понимают, насколько в будущем это перспективно. Так и России эта группа (в числе других сил) противостоит на Украине.

Отдавать себя на откуп Турция, Азербайджан и Грузия не хотят. А вот получится ли в итоге выиграть, здесь однозначно сказать не может никто.

С другой стороны, если не создавать такие странные на первый взгляд неформальные коалиции «Турция - Италия», «Азербайджан - Грузия - Россия - Иран», то и на выигрыш рассчитывать не приходится, и на деньги от самостоятельной работы.

Бьются тут не только национальные элиты, но и транснациональные финансовые группы, на которые национальные элиты опираются, иногда даже в Италии под воду уходят яхты, даже такие непростые, как с топ-менеджерами Morgan Stanly Int и Clifford Chance.

МТК «Север - Юг» и логистика

Второй аспект, который был засвечен на встрече в Баку - это логистика и многострадальный проект МТК «Север - Юг».

Сам по себе транспортный коридор - это автомобильная восточная ветка «Астрахань - Тегеран и далее», автомобильная западная ветка «Махачкала - Астара и далее», морской путь «Астрахань - Махачкала - порты Ирана», железнодорожная ветка «Махачкала - Самур - Астара - Решт».

Дороги функционируют, фуры с товаром по ним ездят, порты работают, правда, тоннаж судов на Каспии очень слабый для таких задач.

Но вот с железной дорогой происходят какие-то странности. Участок Астара - Решт длиной 162 км не могут согласовать и достроить годами. И соглашения заключали, и проекты писали, а что-то все никак и никак - в итоге построили 32 км.

Дорогу должны были построить за 1,6 млрд долларов, из которых 1,3 млрд долларов предусматривалось как российский кредит. Иранская сторона разводит руками - стоимость выкупа земельных участков подбирается к астрономической сумме 20 млрд долларов. Удивительного тут на самом деле немного.

Астара - это региональная «Тортуга» и транзитный хаб всего и вся на свете. Меньше всего разные группы интересов хотели бы видеть там железную дорогу, которая у них заберет из оборота автотранспортом значительную часть товаров, которые вдобавок еще и будут оформлены заранее.

Астара - это рынок, куда свозят товары из внутреннего Ирана и там перепродают по-своему. Железная дорога совершенно не выгодна «Тортуге», поэтому неудивительно, если стоимость участков подрастет не только до 20 млрд долларов, но и до всех 40 млрд долларов.

Решить этот вопрос просто выделением денег в таких ненормальных объемах не получится, здесь должны быть задействованы политические механизмы, когда Москва и Тегеран будут вести «разъяснительную работу», находить «аргументы».

Этот маршрут, увы, настолько лоббистски сильный канал, что не исключено - лучшим выходом тут было бы не упираться в этот участок железной дороги, а максимально привлечь торговый флот из черноморского региона для работы в Астрахани и Махачкале.

Судя по результатам встречи в Баку, есть полноценная совместная программа постройки судов «река-море». Это позитивно, но строительство - это время.

Не проще ли вместо 20 млрд долларов инвестиций при упорном сопротивлении снизу, дотировать пока торговый флот с переводом на Волгу? Тем более что Иран на нашу колею переходить не будет.

И немного про Армению

Довольно интересно то, что вопросы отношений с Арменией на встрече (по крайней мере, в освещенной публично части) затрагивали не столь уж много внимания. Процесс переговоров по мирному договору идет. Посредники Баку не очень нужны, но от московской площадки Азербайджан не отказывается - это Армения ищет площадки на стороне.

Россия в свою очередь готова и дальше посредничать (если необходимо), Н. Пашиняна «проинформируют». Если что-то можно сделать в вопросе «демаркации границ и разблокировки логистики», то Москва готова способствовать. Несмотря на кризисы на украинском направлении, у Москвы есть историческая вовлеченность в события на Южном Кавказе.

Т. н. «Зангезурский коридор» не обсуждался в открытой части (внутреннее дело Азербайджана и Армении, частью МТК «Север - Юг» он не является). Посредничество не навязываем, вовлеченность сугубо «историческая».

Акценты на газовой схематике, проектах и вопросах, связанных с МТК «Север - Юг» есть, акцентов по линии «Азербайджан - Армения» нет. Посмотрим на проблематику, и становится понятно, что Армения сегодня - это не та задача, которая относится к разряду важных.

А ведь в Ереване явно рассчитывали на другое. Даже согласились учебник переписать. В итоге недовольно заявили, что посредники в мирном соглашении в лице Москвы не нужны. Так посредничество и не навязывают - внутреннее ваше дело, хотите, привлеките Францию.

Если Грузия, Азербайджан, Иран, отчасти Турция не приветствуют политику, которую проводят в регионе бенефициары официального Парижа, то положению Еревана тут завидовать явно не стоит. Другое дело, что игра, и игра большая, продолжается.

via

ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ГАЗ, В ГРУЗИИ, В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН, В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, В АРМЕНИИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Previous post Next post
Up