23 августа 2024 г.
ЧАСТЬ 1
Двухдневный визит В. Путина в Баку обсуждается достаточно широко и у нас, и в сопредельных странах
Действительно на фоне происходящих событий в Курской области и на Украине это мероприятие выглядит своего рода ответом западной и украинской «потужно-переможной» раскачке в информационном поле.
О внешнеполитических нарративах визита
В самой России, вне всякого сомнения, далеко не все такое стоическое спокойствие, направленное больше для внешнего мира, будут понимать и приветствовать, но объективности ради такой подход, судя по последним публикациям, в самом деле выводит западный политикум из равновесия.
Автор уже делал недавно
обзор ближневосточных СМИ и медиа индо-пакистанского региона, где хорошо было видно, что т. н. Глобальный Юг вовсе не повторяет западные тенденции в освещении противостояния Россия - Украина.
Для них это противостояние не «Битва конца», а большая, хоть и очень досадная с политической и экономической точки зрения, частность. Так воспринимают и наше противостояние с Украиной на Глобальном Юге.
В этом плане такое олимпийское спокойствие только утверждает там нарратив о том, что никаких критических и катастрофических сдвигов в России не происходит, и потенциала для этого нет. Понятно, что у нас внутри восприятие другое, оно и не может, более того, и не должно быть другим.
Встреча в Баку, конечно, не была привязана к событиям начала августа. Такие мероприятия готовятся достаточно долгое время и ориентированы не на текущие события, а на предыдущие переговоры и их итоги, закрепленные в официальных документах или неформальных соглашениях.
Многие обратили внимание на подчеркнуто дружеский, практически семейный формат начала переговоров - в резиденции президента Азербайджана И. Алиева.
Отношения между лидерами всегда были комплиментарными, это не
новость. Но акцентированное освещение подобной дружеской атмосферы хорошо помогает Азербайджану подчеркнуть свою полную самостоятельность.
На фоне подобострастных по отношению к европейским центрам силы шагов Армении, которые зачастую граничат с поведением покорного слуги, Азербайджан демонстрирует этим центрам (и прежде всего Франции), что Баку будет работать и торговать с кем хочет, как хочет и тогда, когда хочет.
В конце прошлого года И. Алиев организовал откровенный троллинг Парижа и лично Э. Макрона, собрав двадцать две страны на конференцию «Неоколониализм: права человека, мир и безопасность», где присутствовали представители Корсики, Новой Каледонии, Сенегала, Французской Гвианы, Французской Полинезии, Мартиники.
Изюминкой этого мероприятия было то, что проходило оно в Женеве - у Э. Макрона под боком.
Весной в Новой Каледонии вспыхивают антифранцузские протесты, а Баку снова проводит парламентскую конференцию: «Новая Каледония:
история, современные вызовы и ожидаемое будущее».
Все это призвано показать, что Париж, на который стал ориентироваться Н. Пашинян с его командой, это вовсе не библейский конь бледный, как на олимпийском представлении в Париже, а конь бумажный.
На самом деле троллинг Н. Пашиняна и Э. Макрона тут опционален, поскольку речь идет о более серьезных факторах, связанных с политикой бенефициаров, стоящих за Э. Макроном.
Частью этой борьбы являются
события, происходящие в Грузии («Иноагенты и протесты в Грузии - замочная скважина, через которую можно посмотреть на сложные процессы»).
С нарративной и образной частью можно закончить и перейти к сути, которую эти нарративы обрамляют.
Состав делегации и акценты
Первое, на что хотелось бы обратить внимание - состав российской делегации. Он был более чем представителен. Но ведь делегация в таком министерском составе собирается уже не впервые.
Так ездили в Китай, КНДР, во Вьетнам, но вот на просторах СНГ такой состав был замечен только один раз - в Узбекистане в конце нынешнего мая. Совпадением это быть не может.
Это свидетельство, что Узбекистан и Азербайджан рассматриваются как своего рода опорные точки в большой схематике. Это укладывается в общую стратегию «на Юг», где в основе лежит с одной стороны «наше все» - природный газ, с другой стороны - делается акцент на логистику.
Газовый вопрос
Иран совершенно открыто предлагает работать через механизм «своп», смешивая в системе газ иранский, туркменский и российский, частью забирая его для нужд северных регионов, а замещенные объемы отправляя на Турцию и Азербайджан, который также впоследствии его будет отправлять на Турцию и далее свободные остатки из Турции перейдут в ЕС.
Часть работ с Узбекистаном уже сделана - реверс по магистрали «Средняя Азия - Центр» работает, и имеются возможности его увеличивать дальше. Вопрос заключается в том, готов ли принципиально Баку на такую схему работы, поскольку она, очевидно, встретит противодействие в Брюсселе.
Нельзя сказать, что в данном конкретном случае такой акцент на газовой сфере для России избыточен.
Газовый транзит через Украину может быть продолжен в 2025 году только каким-то чудом. Понятно, что в этом вопросе у нас не раз уже демонстрировали согласие на любое чудо, проблема в том, что противоположная сторона чудес, вероятно, не хочет.
А это означает, что порядка 14,5 млрд куб. м годового экспорта в Австрию, Сербию, Словакию и Венгрию, Молдавию и т. д. выпадают из прогноза.
Второй фактор - сокращение потребностей Турции. Оно пока не явное и зависит больше от сезонных факторов, но принципиально Анкара будет брать конкурентные объемы в Иране и из новых проектов на черноморском шельфе. Они, конечно, распиарены, раскручены в СМИ, но списывать их из расчета нельзя, потому что работы там идут полным ходом.
Третий фактор - это частичное определение судьбы проекта «Сила Сибири - 2». Монголия развела руками и не включила этот проект в государственную программу развития до 2028 года.
Это означает (безотносительно от причин), что один маршрут - через Монголию (более выгодный с точки зрения объема и кумулятивного эффекта) отпадает и остается первоначальный маршрут через Алтай.
Т. е. переговоры как таковые не закрыты, но в силу объективно слабой востребованности этих объемов в Китае, их можно вести еще долго. Значит - в реальности приходится рассчитывать на возможный максимум поставок по тем магистралям, которые уже работают.
Немного о цифрах
Нынешний трубопроводный экспорт России - это до 17 млрд куб. м для Белоруссии, расчетно на 2024 год до 31 млрд куб. м для ЕС (15 млрд куб. м через Украину и 16 млрд куб. м через Турцию), 2,8 млрд куб. м - Узбекистан, 2,3 млрд куб. м - Армения, расчетно до 38 млрд куб. м - Китай, расчетно до 16 млрд куб. м - Турция (внутренний рынок). Всего - 106-107 млрд куб. м по 2024 год.
Две нитки «Турецкого потока» - это объем 32 млрд куб. м в год. Вроде бы нет проблем разместить выпадающие «украинские» 15 млрд куб. м. В проигрыше остается только Австрия, которая 4,2 млрд куб. м (60 %) закрывает через это направление, но не имеет стыковки с турецкой и «адриатической» ГТС.
Турция намерена снизить импорт газа за счет развития черноморского шельфа. Сейчас там добывается на внутренний рынок до 2,2 млрд куб. м в год. До 9-10 млрд куб. м Анкара собственную добычу нарастит за несколько лет или 19-20 % годового потребления.
Тогда тем более нет проблемы работать как «газовый хаб» в ЕС, ведь и объемы от «Голубого потока» можно перенаправить в Европу, подкорректировав контракты, если контрагенты не против (а мы не будем против). В чем же тогда проблемность вопросов, кроме переговоров?
Проблема в транзитных мощностях. Ресурс ниток от Баку на Турцию - номиналом до 20 млрд куб. м, плановое увеличение до 32 млрд куб. м. Фактические поставки - 23 млрд куб. м. Как туда запустить еще и российский газ без серьезных проектных работ, сказать сложно. Предположим, что это вопрос на будущее.
Резерв мощности иранского «Тебриз - Анкара» ±3 млрд куб. м. (свои 11 млрд куб. м в год в Турцию Иран поставляет сам). Предположим, что Иран заменит свой газ на свой через «своп».
Но куда деть ресурс уже от Турции в саму Европу - «Балканский поток» (российский газ из Турции) 16 млрд куб. м и т. н. Южный газовый коридор (Азербайджан - Европа), где европейская мощность составляет немногим более 10-12 млрд куб. м. Его собираются наращивать до 20 млрд куб. м, но и это уже потолок.
Что это означает?
То, что даже выпадающие объемы транзита через Украину замещать по сути негде.
ПРОДОЛЖЕНИЕ