03.08.2024 00:00
Николай Козин
В популярном видеохостинге YouTube за каждой страной закреплены кураторы от бизнеса и от разведки. И если первые больше не испытывают к России особого интереса после отключения монетизации в рамках западных санкций, то вторые, напротив, взялись за российскую аудиторию с удвоенной силой. О том, как YouTube накручивает просмотры выгодным с политической точки зрения роликам, о тайных технологиях поддержки прозападных блогеров и о том, почему западную платформу в России все же, скорее всего, блокировать не будут, «РФ сегодня» рассказал один из ведущих в стране экспертов по интернет-технологиям, член Совета по правам человека Игорь Ашманов
Игорь Ашманов.
© ГК «Ашманов и партнеры»
«До блокировки, я думаю, никто доводить не хочет»
- Игорь Станиславович, как вообще замедление или блокировка могут повлиять на руководство YouTube? Что их должно так напугать, что они сразу станут соблюдать российское законодательство?
- Это не способ на них повлиять. Надо понимать, что у большинства коммерческих платформ есть обычный коммерческий менеджмент, задача которого - зарабатывать на той или иной территории, а есть кураторы по линии разведки и политики. И их интересы далеко не всегда совпадают, причем во всех конфликтах и спорах за куратором от разведки остается последнее слово. Коммерческий менеджмент давно на нас махнул рукой - когда YouTube действительно отключил монетизацию. Не на сто процентов: есть сведения, что каких-то выгодных им блогеров он все еще поддерживает и выплачивает им деньги, но, что называется, «под столом», через какие-то сторонние агентства, но понятно, что прибыли уже совсем не те, что были раньше. А вот кураторы от разведки, наоборот, по-прежнему в нашей стране заинтересованы. И цели у них, я думаю, просты и понятны.
- Действительно ли так опасен YouTube? Какую реальную угрозу он представляет?
- Смотрите. Исполнительным директором компании Google, которой принадлежит YouTube, на протяжении долгого времени являлся Эрик Шмидт. Это кадровый разведчик, глава всевозможных советов по информационной безопасности, в том числе при Пентагоне, и так далее. Не так давно он, не привлекая к этому особого внимания, создал на территории Украины стартап «Белый аист». Это компания, которая занимается разработкой беспилотников-камикадзе, оснащенных искусственным интеллектом. Им для полета и наведения на цель не требуется оператор. А значит, их практически невозможно сбить при помощи существующих средств радиоэлектронной борьбы. При этом он продолжает быть акционером Google и, скорее всего, остается в его совете директоров. И сам Google тесно связан с Пентагоном и АНБ. А YouTube, соответственно, их оружие.
- Есть ли у нас техническая возможность заблокировать YouTube?
- Это, конечно, вопрос скорее к Роскомнадзору. Но могу сказать, что года три назад интернет-провайдер «Ростелеком», например, закупил так называемую систему DPI - Deep packet inspection - и расставил ее практически у всех операторов связи и на магистралях. Эта система позволяет довольно много чего блокировать, замедлять, перенаправлять и так далее. Поскольку трафик от пользователя до платформы сегодня в большинстве случаев шифрованный, заблокировать какую-то одну конкретную плохую страницу в соцсети или видео на YouTube часто невозможно. Зато можно заблокировать или замедлить ресурс в целом. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, - если YouTube действительно соберутся блокировать, его заблокируют.
С другой стороны, на мой взгляд, никто до таких крайностей доводить не хочет. Поэтому было выбрано компромиссное решение - замедлить работу платформы.
- Почему вы полагаете, что блокировки не будет?
- Понимаете, YouTube - это совершенно уникальное явление. Безусловно, он враждебен и управляется нашими прямыми врагами. Но как мировой проект он уникален, и повторить его, на мой взгляд, скорее всего, уже нельзя. Там есть огромное множество крайне полезного контента, который часто вообще нигде больше не существует и который даже вряд ли удастся перенести на другие платформы - по крайней мере, адекватно. Мой знакомый, например, который увлекается классической музыкой, приводил мне в пример обосновавшееся на YouTube сообщество музыкантов, выкладывающих так называемые «минусовки», под которые можно играть на рояле. Если YouTube заблокируют, это сообщество - как минимум для России - умрет. Никто его не будет ни на какие другие платформы переносить. Можно, конечно, сказать: «Ну и ладно, пускай его российские участники сами этим всем занимаются на доступных площадках». Но этих российских участников может, например, оказаться двое на все сообщество.
Это, повторюсь, только маленький пример. Но такого вот образовательного, полезного контента в разных сферах для людей разных увлечений и профессий на YouTube скопилось очень и очень много.
США захотели создать торговый маршрут из Центральной Азии в обход России и Китая
- То есть проблема YouTube не в контенте?
- Да, проблема YouTube на самом деле не в его контенте. А в его системе рекомендаций. Дело в том, что часть ее, работающая на основе очень серьезного искусственного интеллекта, служит, скажем так, позитивным целям - составляет для пользователей ленты по интересам, рекомендует тех или иных авторов и так далее. А другая часть создана для того, чтобы подсовывать нашим, российским, пользователям контент определенного содержания - с их, западной, повесточкой, политическими взглядами и так далее. Там тоже есть особые алгоритмы, плюс часть процессов может управляться в ручном режиме. Мы в свое время детально изучали вброс с якобы обнаруженным оппозицией дворцом Путина в Прасковеевке, который якобы набрал в России то ли 130, то ли 140 миллионов просмотров. И выяснили, например, что его совали буквально везде где только можно в обход всех правил и алгоритмов, прямым приказом. А функционал подкрутили так, что видео запускалось, даже если пользователь случайно мазнул по нему мышкой или даже просто пролистал в общей ленте, - и каждый такой «запуск» автоматически засчитывался как отдельный просмотр. И это не говоря уже о банальных накрутках статистики. То есть занимались им плотно и именно в ручном режиме.
«Любое препятствие убивает аудиторию»
- Есть мнение, что, если YouTube заблокируют, пользователи просто начнут массово применять VPN. И по факту мало что изменится.
- Нет, это неверно. Это, в частности, не подтверждается тем, что в свое время произошло с Facebook* и Instagram*. Видите ли, интернет устроен так, что любой проект находится от любого другого проекта на расстоянии одного клика мышкой. Или на расстоянии ввода запроса в адресную или поисковую строку. Поэтому любой, даже самый маленький, самый ничтожный барьер для использования той или иной площадки, что называется, высушивает ее аудиторию, убивает ее. Реакция пользователя в интернете перед открытием той или иной страницы - в среднем 0,4 секунды. Это соответствует скорости наших синапсов. Google в свое время, к слову, даже указывал на своей главной странице: «Поиск по вашему запросу занял 0,4 секунды». И если ваш поисковик, ваш видеохостинг начинает открываться чуть медленнее - скажем, у конкурентов полсекунды, а у вас секунда - от вас начнут уходить сотни тысяч человек в год. Если вы доведете отставание до двух секунд, уйдут миллионы. И через два-три года сервиса не будет вообще. Пользователь даже не будет думать. Он чувствует, что при загрузке страницы что-то подтормаживает, и просто щелкает на другую кнопку.
Что касается VPN. Это тоже барьер. Даже комплекс барьеров. Во-первых, они либо часто слетают и их приходится переустанавливать. А те, что не слетают, требуют денег. Во-вторых, большая часть VPN - иностранного происхождения, и, чтобы их установить, настроить и подключить, нужно знать английский. Слишком много действий, чтобы пользователь, при наличии разумных альтернатив, продолжал пользоваться какой-то конкретной, пусть даже и популярной и полюбившейся, площадкой.
Советник главы офиса Зеленского Подоляк заявил о готовности Киева к переговорам
- Как обстоят дела с отечественными альтернативными площадками? Раньше их часто критиковали - как за техническое состояние, так и за политику руководства.
- RuTube в свое время подвергался очень мощной критике: за модерацию в пять дней, за выбрасывание патриотического контента без объяснения причин и за многое другое. Я предлагал комплекс мер по его оздоровлению. Он содержал много предложений по технической части, но главными были две вещи. Во-первых, выбросить на помойку все планы, которые были до СВО. А во-вторых - перестать пытаться сделать сервис, не похожий на YouTube, а наоборот - максимально, вплоть до степени смешения, его повторить и активно заняться перетаскиванием авторов. Сделать, например, какую-то единую кнопку, чтобы человек мог на нее нажать - и полностью перенести весь свой контент на новую площадку: все ролики, все описания, все настройки, все посты и так далее. Ну и плюс - забыть о монетизации. Потому что, извините, времена не те. А RuTube мог спокойно вставить в середину ролика с рассказом, например, о зверствах ВСУ рекламный ролик какого-нибудь новомодного элитного ЖК, да еще и с названием на английском языке. Или, условно, сочного бургера.
Эти предложения я передал в Совет Федерации и напрямую руководству платформы. Неизвестно, благодаря им или нет, но можно сказать, что за следующий год RuTube серьезно изменился - у него повысилась производительность, патриотический контент занял подобающее ему место. Но потом из-за смены руководства развитие как-то замедлилось.
Сейчас еще одна из основных проблем RuTube - авторы на нем мало зарабатывают. Если топовый автор приходит туда, например, со все того же YouTube, у него просмотры - а соответственно, и доход - падают в десять, а то и в сто раз. Надо эту проблему решать. Надо разбрасывать деньги с вертолета, что называется, привлекать, переманивать, создавать максимально выгодные условия.
- Не исчезнет ли вместе с YouTube и стимул для развития отечественных площадок? Конкуренция ведь резко снизится, а у пользователей, по сути, не останется выбора.
- Я думаю, что, если YouTube заблокируют или совсем замедлят, для наших хостингов откроется окно возможностей. Такое уже было. Когда, например, заблокировали Facebook*, аудитория сайта «ВКонтакте» выросла в разы. Но к этому надо готовиться. Чтобы не оказалось, скажем, что аудитория пошла, а у площадок не хватило мощностей. И все посыпалось. Тем более что это окно не будет длинным - максимум несколько месяцев.
via