Путин и Си вычёркивают Казахстан из транспортного коридора века

May 26, 2024 00:41


2 дня назад
Великоросс

В свете последних событий, когда идет активное обсуждение проекта транспортного коридора из Китая в Каспийское море, Казахстан может и вовсе оказаться за бортом. И дело здесь в том, что Токаев все чаще стал поглядывать в сторону Запада. Естественно, что в КНР и в России негативно восприняли такие фокусы


Фото: Великоросс


За этим последовали жаркие дебаты по поводу того, где должен будет пройти новый транспортный коридор. Власти Китая долго над этим думали, консультировались со всеми заинтересованными странам Средней Азии и в итоге пришли к тому, что Казахстан необходимо исключить из будущего проекта и создать новый транспортный путь.

Как стало известно, Токаев обсудил с Великобританией некие договоренности и тут же поручил своим помощникам проработать возможность сдачи портов на Каспии в управление европейским корпорациям. В его планах соединить Турцию с Грузией и Азербайджаном, а затем далее с Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией с выходом к Китайской границе.

Однако именно КНР отвергла данный вариант и решила строить транспортный коридор в обход Казахстана. Но чтобы это выглядело более-менее прилично и ни у кого не было претензий, в Поднебесной заявили, что акватория Каспия в некоторых местах обмелела, из-за этого нефтеналивные танкеры берут на борт меньше сырья, кроме того, контейнеровозы загружаются в меньшем объеме.

В общем, привели веские причины того, почему транспортный коридор пройдет в обход Казахстана. Однако на самом деле, как вы поняли, важную роль здесь сыграли интересы Китая и России. Не исключено, что во время переговоров Путина и Си Цзиньпина, лидеры двух стран обсуждали данную проблематику. И пришли к выводу, что не стоит потворствовать амбициям Токаева, который намеревается пустить на Азиатский рынок еще больше европейских товаров.

Ведь, по сути, так и получается: он не зря же встречается и ведет переговоры с европейскими лидерами. Скорее всего, что те уговаривают его открыть пошире двери в Среднюю Азию. Им нужны рынок сбыта и доступ к дешевым ресурсам. Казахстан мог бы предоставить и то и другое, в силу его географического расположения, это самый удобный вариант. Тем более что вся логистика практически готова.

Не сложно догадаться, почему они так цепляются за Армению, Азербайджан и Грузию. Им нужна единая транспортная сеть для того, чтобы соединить эти страны и через них проложить удобный во всех отношения логистический маршрут. Возить товары в тот же Китай, в обход России, это долго и дорого. Дешевле сократить путь через Среднюю Азию, но для этого нужно окончательно перетянуть Токаева на свою сторону.

Си и Путин понимают перспективы подобного развития событий, поэтому, было принято решение строить железную дорогу, которая соединит Киргизию, Узбекистан и Туркмению с Поднебесной. Общая протяженность пути поставит 450 км, в КНР предлагали ширину колеи 1435 мм, но бывшие советские республики настояли на российском стандарте в 1524 мм.



Фото из открытых источников

Таким образом, функциональность нового транспортного коридора не будет зависеть от прихотей Токаева. Ведь никто не может гарантировать, что он не отдаст эту железную дорогу в пользование европейских корпораций. Кроме того, есть риски вообще остаться без грузоперевозок, если президент Казахстана полностью подчинится влиянию США и Европы.

Так вот, чтобы это исключить, Китай готов договариваться с Киргизией и Узбекистаном, и предоставлять им определенные преференции. По поводу денег можно сразу сказать, что Бишкек, например, получит возможность зарабатывать на транзите до 200 млн долларов в год. Для Киргизии это существенное подспорье, а вот Казахстан останется без лакомого куска.

Строительство железной дороги оценивается в 5 млрд долларов и это прямые инвестиции в инфраструктуру. Естественно, что бывшие советские республики не откажутся от такого проекта. Наоборот, они сами посодействуют тому, чтобы Китай как можно скорее проложил путь и запустил по нему первые составы с грузами.

Кстати, после того, как будет введена в эксплуатацию эта дорога, Киргизия получит еще и выход к морю. И в данном случае можно будет говорить о всестороннем развитии проекта "Один пояс - один путь". Китай выбрал верную стратегию, исключив Казахстан как слабое звено. Метания из стороны в сторону и попытки угодить Западу - самое худшее, что мог сделать Токаев.

Вместе с тем, к проекту готов присоединиться Иран, который точно также хочет получать выгоду от торговли с государствами Средней Азии, отправляя свои товары на кратчайшему пути. Это будет занимать намного меньше времени и что самое главное, полностью исключится риск попасть под западные санкции.

В США и Европе прекрасно понимают перспективу развития проекта "Один пояс - один путь", поэтому и пытаются вставлять палки в колеса. Но у них все равно не получится изменить стратегию Китая, который поставил своей целью убрать с дороги наглые и беспардонные страны "золотого миллиарда".

via

ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СРЕДНЕЙ АЗИИ, В КНР, В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Previous post Next post
Up