Разбор статьи «О русском фашизме» Ивана Ильина. Критический взгляд.

Apr 22, 2024 19:03

24 декабря, 2018



ilya_prosto

ЧАСТЬ 1

2018 ГОД

В связи с поворотом государственной политики правящей партии «Единая Россия» в обозримом будущем ожидается ухудшение благосостояния большей части граждан России. Этот процесс усиливает противоречия в обществе, увеличивает угрозу социального взрыва




Параллельно идёт процесс декоммунизации российских городов: переименования или ликвидация памятников советской культуры, советских топонимов. Декоммунизация осуществляется по идеологическим принципам российских монархических организаций - «Фонд Возвращение», «Двуглавый Орёл», «Белое Дело» и других. Сильно монархическое влияние и в околоправительственных структурах, таких как «Российское Военно-Историческое Общество», «Русское Географическое Общество», в Общественной Палате РФ. Последние цензурируют отечественный исторический кинематограф, развешивают памятные таблички гитлеровским пособникам и военным преступникам времён Гражданской войны, устраивают шулерские голосования для донаименования аэропортов (акция «Великие имена РФ»).

Все эти организации занимаются навязыванием российскому обществу, в большей или меньше степени левому (по классовым интересам, по принадлежности к советской культуре, по мировоззрению) идей царизма/монархизма. В связи с этим граждане вынуждены заняться самоорганизацией и изучением сущности того, что пытаются им впарить.

При самом поверхностном рассмотрении, под слоем сусального царистского блеска скрывается старый известный враг - белогвардейский фашизм. Для этого не нужно «обладать специальными знаниями», чаще всего хватает быстрого забега по Википедии по перекрёстным ссылкам. Начав забег со статей про монархизм, вы рано или поздно наткнётесь на участие белоэмигрантов, в том числе монархистов, в «крестовом походе против большевизма», организованном Адольфом Гитлером.

Большинству граждан этого вполне достаточно, чтобы разобраться кто здесь наши, а кто навсегда останутся чужаками. Но для борьбы с явлением нужно понимать его внутреннее устройство. Для этого неплохо бы ознакомиться с первоисточниками.

Начиная знакомство с монархизмом, мы сталкиваемся с личностью Ивана Ильина. Формально, в современной России его подают, как «великого русского консервативного философа», одного из главных, заслуженных монархистов. Ильина цитирует в своих речах Путин, Ильина цитирует Никита Сергеевич Михалков. Однако цитаты эти избирательны. Мало кто исследовал первоисточники в поисках контекста.
Для сравнения. Запросы в Википедии по Ильину и по Солженицыну. При этом отмечается, что якобы Солженицын испытывал влияние творчества Ильина.



А изюминка контекста творчества любого автора заключается в целостности взглядов этого самого автора. То есть если «философ» Ильин написал пару благолепных статей о государственности и духовных идеалах, но при этом же писал «О русском фашизме», то читателю нужно воспринимать его творчество, как целое. В котором уделяется место и вопросу русского фашизма. Поэтому мы должны узнать и про эту составляющую творчества Ильина.

Обратимся же к первоисточнику, в котором содержится статья.

Статья «О русском фашизме» в журнале «Русский Колокол», 1928 год

Иван Ильин происходит из русско-немецкой дворянской семьи в Российской империи. Получил юридическое образование. В течении студенческой жизни и последующей деловой практики был сторонником партии кадетов (конституционных демократов), т.е. главной партии российской буржуазии.

В 1922 году был выслан из Советской России в числе других контрреволюционных интеллигентов. Прибыл в Германию, где осел на длительное время. Работал в Русском научном институте в Берлине, который содержался на деньги немецкого МИДа. В эмиграции познакомился с бароном Врангелем и другими деятелями, которые создали Русский Обще-Воинский Союз белых офицеров в эмиграции - военно-террористическую организацию радикально правого, антикоммунистического толка, объединяющую белых офицеров во всех русских диаспорах мира (Германия, Франция, Северо-Восточный Китай, позже США, Латинская Америка).

Известная фотография 1926 года. Сидит в центре барон Врангель, основатель РОВС. Стоят слева направо: хозяйка замка Зеон герцогиня Лейхтенбергская Ольга Николаевна (у неё собрались все эти гости), Н. М. Котляревский (секретарь Врангеля); Наталья Николаевна Ильина, С. А. Соколов-Кречетов (масон, деникинский пропагандист в 1919-1920), Иван Александрович Ильин; А. А. фон Лампе (глава берлинского отдела РОВС, в годы ВОВ координировал распределение советских военнопленных в немецкие и пособнические структуры, в 1944-м стал членом власовского правительства КОНР)



Следует отметить, что по документам ВЧК-ОГПУ известно о тесных связях немецких и русских монархистов в Германии. Немецкие монархисты возлагали надежды на совместное свержение Веймарской Республики социал-демократов и восстановление монархии. Однако позже отказались этой идеи ради поддержки русских коллег. Очень скоро немецкие монархисты восстановили своё влияние при Гитлере, благодаря тому, что во время Германской Революции 1918-1919 гг. их не стали лишать собственности, денежных счетов. Словом, немецкие социал-демократы не стали применять диктатуру пролетариата, как набора экономических мер по подавлению бывшего класса эксплуататоров. Поэтому у русских монархистов появилась какая-никакая база знакомств, родственной и сословной помощи от немецких коллег.

С 1928 по 1930 год Иван Ильин организовал издание журнала «Русский Колокол», одного из главных контрреволюционных, антисоветских изданий. Можно сказать, что это было идеологическое издание РОВС. В нём давались идейно-религиозные и политические обоснования для борьбы с советской властью, публиковалась сомнительная статистика о Российской империи поздних лет, проводился анализ происходящего в Советском Союзе, давались практические советы по конспирации, политической провокации, сохранению тайн и т.д.

В №3 «Русского Колокола» за 1928 год мы и находим статью «О русском фашизме»



Контекст, в котором опубликована статья, задаётся оглавлением. Обратите внимание, что статья «О русском фашизме» соседствует с «душеспасительными», благообразными статьями «Борьба за душу русского народа» и «Будущее русского крестьянства», от которых некоторые могут пустить слезу умиления. Присутствует и статья «Армия» известного казачьего сепаратиста и немецкого пособника атамана Петра Краснова. Вот в таком соседстве мы видим искомую статью:



Приступим к разбору.

Статья представлена в виде 6 скриншотов из электронной версии №3 журнала «Русский Колокол». Ключевые тезисы, которые можно выделить в повествовании Ильина, я подчеркнул и выделил цифрами. Каждый тезис будет сопровождаться комментарием.

Лист №1: О дьявольской природе коммунизма/большевизма и о сущности белого движения.



Тезис 1: Белым движением является движение рыцарственных людей, объединённых религиозным духом, дисциплиной и жаждой служения отечеству в опасные этапы жизни общества. В кризисные времена на страны накатывают волны безбожия, бесчестья, жадности и других душевных пороков. Которые и являются причинами революционных потрясений. Рыцарственное белое движение борется с этими дьявольскими проявлениями для спасения отечества.

Комментарий к тезису 1: Ильин развивает направление охранительской монархической мысли конца 19-го (XIX) века - К. Победоносцева и других. Монархистские партии и оформление охранительских идей монархического толка появились в качестве защитной меры на технологический и общественный прогресс. Российская империя неумолимо превращалась из феодальной страны в буржуазную. Российская буржуазия обладала не только собственностью, но и боролась за политическую власть, создавала политические партии по образцу европейских стран. Параллельно происходил революционный коммунистический процесс, также сопровождавшийся формированием марксистской идеологии и партийным строительством.

Сторонники феодальной монархии противопоставили этому идеи, которые основывались на защите трёхчастной структуры феодального общества - дворянской Власти, Церкви и Народа. Эта упрощённая структура проигрывала более сложному классовому устройству общества, которое пришло с развитием социума из-за развития средств производства и финансового капитала. А основой идей монархизма был духовный, религиозный, нравственный взгляд на проблемы, сильно отличавшийся, например, от марксизма. Грядущие революционные буржуазные и коммунистические потрясения виделись монархическим мыслителям, как потеря религиозности, как тлетворное влияние производственных отношений, которые приводят к нигилизму в умах.

По трудам монархистов получалось, что общество должно быть объединено и закреплено единой религиозной моралью. Но напрочь отрицались классовые интересы и классовые идеалы. Какие-такие могут быть интересы у крестьян? Какие-такие интересы и идеалы могут быть у рабочих? Какие-такие планы на обустройство страны могут быть у интеллигенции? Надо просто всем сплотиться вокруг царя и принять навсегда свою сословную долю.

Нетрудно догадаться, что монархическая система взглядов проиграла более прогрессивным буржуазным и коммунистическим взглядам из-за отрицания произошедших изменений в обществе, из-за отрицания классовой природы новых противоречий, из-за узкого понимания возникающих проблем, из-за оправдания закрепощения социальных групп по жёсткой сословной иерархии.

И когда монархия, а затем и буржуазия были свергнуты наиболее передовыми, наиболее соответствующими народным чаяниям идеями коммунизма, то монархические идеи из охранительских превратились в радикально реакционные. То есть коммунизм русского и других народов России обличался монархическими мыслителями, как проявление дьявольщины, отказ от веры, наместника бога на земле - царя, и от избранного сословия, которое одно только и вершит историю (по мнению монархистов) - дворянства.

Тезис 2: Белое рыцарственное движение впервые появилось в 1917 году в России, а затем распространилось по миру, как ответ на угрозу коммунистических революций. Фашизм является итальянской светской вариацией белого движения. Русское белое движение более совершенно, чем фашизм, благодаря религиозной составляющей.

Комментарий к тезису 2: Ильин искажает историю развития белой (т.е. охранительско-феодальной, реакционной) мысли в России. Он пытается польстить русским эмигрантам, придать им значимости.

- Однако нам надо понимать, что это искажение, является одним из слагаемых современных монархических взглядов. То есть кто-то из них всерьёз считает себя первыми во всём «белом рыцарском интернационале».

Также мы должны понимать, что, фактически, Ильин говорит о русском белом движении, как о православном фашизме. Ну, если называть вещи своими именами. Ведь «религиозная составляющая» русского белого движения, в том числе монархизма - это православие. Разумеется, реакционная его часть, поддерживавшая феодальную власть. По социальному происхождению это были священники из дворянских семей, а не представители духовенства, вышедшие из других сословий.

Кстати, является ли связка «фашизм + религиозность» чем-то исконно-русским, выдающимся? Нет! В той же Венгрии часть католического духовенства перешла на сторону местных фашистов и составляла духовную основу режима Хорти (вот почему далее по тексту Ильин назовёт Хорти «истинно белым»). Румынская православная церковь крепко поддерживала местную монархию и фашистский режим Антонеску. Известно, например, что многие священники Румынской православной церкви состояли в ультраправом «Легионе архангела Михаила», который превратился затем в партию «Железная гвардия». «Легион» и «Железная гвардия» отличались яростным антисемитизмом, осуществляли погромы и убийства румынских коммунистов, евреев и политических противников. После поражения во Второй Мировой войне бывшие члены «Железной гвардии», в том числе преступники-погромщики бежали в США, где и пустили корни. В их числе был будущий архиепископ румынской православной церкви в Америке, погромщик Валериан Трифа. Там, в США, они стали, в частности, преподавать в некоторых высших учебных заведениях.


\
Погромщик, румынский фашист Валериан Трифа, ставший архиепископом Детройтским и Румынским

Лист №2: Об основах белого и фашистского движения. О возможном миролюбии белого движения. И о том, что белое движение - вовсе не всегда фашистское.



Тезис 3: Белым можно назвать любое движение, основанное на идее служения отечеству, на идее качественного отбора лучших, на бескорыстии, чести, долге, дисциплине и верности.

Комментарий к тезису 3: Опять же ложное утверждение. Которое, тем не менее, лежит в основе взглядов русских фашистов. Якобы, эти общечеловеческие качества доступны всем и каждому, поэтому каждый честный, дисциплинированный, верный патриот - белый.

Ключевое из перечисленного Ильиным - «качественный отбор». Так маскируется идея избранности, потому что только избранный, по Ильину, может быть «белым рыцарем». Это одна из важнейших составляющих феодального образа мысли: отказ в наличии чести, долга, дисциплины, верности Отечеству представителям других сословий, признание этих качеств уникальными дворянскими чертами. Которые дворянство и духовенство транслируют эксплуатируемым сословиям.

- Очень важно понимать этот акцент, потому что в современной монархическо-фашистской агитации посторонняя аудитория вербуется на совокупность этих общечеловеческих качеств. Однако, эта совокупность - иллюзия, обман. На самом деле постороннюю аудиторию соблазняют идеей избранности, которая в этом перечне главная. А тщеславная жажда избранности - «понты дороже денег», - в постсоветском полукриминальном обществе является слабостью огромного количества людей.

Тезис 4: Белому движению вовсе необязательно быть воинственным. Оно может заняться национальным воспитанием, увлечь всех тех в народе, кто есть честный.

Комментарий к тезису 4: Полуправда и искажение. Ильин то ли не понимает, то ли сознательно отрицает классовую структуру общества Российской империи, и тем более западных стран.

В России до революции сторонники монархических партий «Союз Русского Народа» и «Чёрная Сотня» имели совершенно определённое место в обществе. Это были городские мелкие ремесленники и ростовщики, то есть представители малого бизнеса и самозанятые, если говорить языком сегодняшнего дня. С одной стороны, бизнес этих лавочников был подавляем крупным капиталом, с другой испытывал конкуренцию со стороны некоторых нац.меньшинств в определённых регионах империи (см. Украина, Молдавия). В-третьих, у мелких бизнесменов-горожан работали батраки, которых «баламутили» студенты-нигилисты и прочие революционеры. Все эти причины вызывали у мелкой буржуазии ответную агрессивную реакцию. А за участие в социальной борьбе на стороне царя были льготы и послабления, полезные для бизнеса. Поэтому у «всех честных представителей» белого движения в народе до революции имелась вполне конкретная социальная основа.

Про то же, насколько «мирной» был борьба черносотенцев под руководством полиции и некоторых священников с рабочими забастовками, с евреями, немцам и другими нац.меньшинствами, которым устраивали погромы, хорошо известно.

Наиболее известными акциями черносотенцев являются погромы. Помимо расистских еврейских погромов в Киеве и Кишенёве был также политический погром в Томске, в 1905 году. Под руководством полицейских погромщики-черносотенцы заблокировали в здании местного театра до 3000 митингующих социалистов партии РСДРП, выступивших против нового закона Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Здание было подожжено, пытающихся спастись зверски избивали и уничтожали, в том числе при попустительстве полиции. Зачинщиков и активных участников погрома осудили на 1-3 года тюрьмы, большинство же просто помиловали. В здании погибло по официальным данным около 60-70 человек, но это только опознанные. Неопознанных трупов было извлечено несколько сотен.



Поэтому четвёртый тезис Ильина крайне сомнителен. Монархические феодальные охранители использовали отнюдь не только мирные, но и вполне феодальные способы воздействия на политических противников. И имели определённую общественную базу. Каковую современные фашисты в России имеют и теперь.

Пятые тезис будет обсуждаться ниже.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ФАШИЗМ, РЕЛИГИЯ, МОНАРХИСТЫ, ИСТОРИЯ, РАЗБОР ПОЛЕТОВ, КАК ЭТО БЫЛО, АНАЛИТИКА, БЕЛОГВАРДЕЙЦЫ, ИЛЬИН ИВАН

Previous post Next post
Up