4 октября 2023 г.
Равенство.Медиа Взгляды либерального гуру Евгения Ясина, который после посещения США так в них влюбился, что взялся рушить социализм, неплохо отражают самосознание постсоветской "элиты"
Для нее Запад оказался «сосредоточением интеллекта всего мира» с лучшими учеными и условиями для науки. Не то, что «плетущийся в хвосте» совок, способный только нефть качать. Из чего следовало вполне конкретное руководство к действию: раз все лучшее на Западе, то все хорошее, чего еще не там, по праву может и даже должно там оказаться.
Такая судьба постигла самолет Як-141. Это первый в мире сверхзвуковой истребитель, особенность которого - вертикальный взлёт и посадка. Первый полет он совершил в СССР в 1987 г.
В 1992 г. проект закрыли, а КБ Яковлева решили приватизировать. Американцы получили доступ к документации Як-141 и в 2006 г. сделали на его основе истребитель F-35. Сегодня это один из самых продаваемых военных самолетов, на котором зарабатывает Lockheed Martin.
Вот любопытное
наблюдение главы «Центра развития транспортных технологий» Алексея Рогозина.
Если сравнить Як-141 с F-35B, видно множество общих решений. Специалисты Lockheed, безусловно, выполнив гигантскую работу, не просто вдохновлялись советским истребителем, а получили доступ к документации КБ Яковлева. Информации об этом не так много, но она есть. Например, в журнале
Lockheed Martin в 2016 г. была опубликована заметка об истории разработки F-35. В ней, отрицая копирование, американские специалисты признают то, что смогли воспользоваться наработками Як-141:
«Компания Lockheed в сопровождении чиновников США посетила КБ Яковлева и других поставщиков авиационного оборудования, чтобы ознакомиться с технологиями Яковлева. «Яковлев» искал деньги для продолжения своей программы самолёта вертикального взлёта и посадки, не получив никаких заказов на серию Як-141. Lockheed предоставила небольшое финансирование в обмен на данные о лётно-технических характеристиках и конструкторской документации по Як-141».
НАСА в документе 1993 г.
описывает это так:
«Военная техника, которая когда-то была строго засекречена и служила основой для нашего (США) оборонного планирования, теперь открыто продавалась на авиашоу по всему миру. Потенциальным заказчикам были доступны тестовые полёты».
Task & Purpose пишет об этом ещё более прямолинейно:
«Когда "железный занавес" опустился, оборонный гигант Lockheed Martin начал вкладывать деньги в программу Як-141, чтобы выведать секреты советской инженерии. Две компании якобы подписали соглашение в 1991 г. (что не раскрывалось до 1995 г.), в котором предусматривалось финансирование дополнительных прототипов... Логично предположить, что весь контракт был прикрытием для получения данных испытаний по программе Як-141».
=====
Таких эпизодов, увы, тысячи. Ельцинская "элита" продавала Родину оптом и с начала 90-х происходило, вероятно, величайшее в истории интеллектуальное ограбление. Внешний враг одной "невидимой рукой рынка" выкачивал разработки и мозги, а другой (действиями своих ставленников) - душил науку как таковую. Финансирование НИОКР упало с 1,9% ВВП в 1990 г. до 0,8% в 1993 г. Сейчас оно - 1%.
В том же КБ Яковлева при СССР работало
4200 человек, в 2003 г. -
1400, к 2011 г. - всего 311. В 2021 г. добрали до 585, что все еще в 7 раз меньше, чем при коммунистах. Часть площадей сдали под офисы, гостиницу и ресторан. Все по-Ясину: хотите делать истребители - езжайте в США.
Россия за 30 лет
утратила 2/3 научного потенциала: НИИ и КБ стало меньше на 61%, исследователей - на 66%.
«Кому нужны ваши д...мовые станки?! Понадобятся - мы всё за рубежом купим», - этот ответ Гайдара министру Николаю Паничеву на призыв спасти станкостроение стал лозунгом властей.
Гайдаровцы в правительстве и сейчас воспроизводят штампы про встраивание в мировые рынки, создание благоприятных условий для иностранного капитала и устранение государства из экономики. Необходимое для возрождения наукоемкого производства госпланирование по-прежнему под запретом.
via