Вчера 21:04
![](https://cont.ws/uploads/users/368268.jpg)
*Красный МосковитЪ*Не токмо огнем и мечом,
но животворящим словом...
ЧАСТЬ 2
(
НАЧАЛО)
Тридцать пять лет тому назад, мы, некогда первые в космосе, сумев опередить свое время, вновь совершили революцию, на сей раз научно-техническую в освоении околоземного космического пространства с колоссальным заделом выхода за его пределы, посредством открытия и использования для этих нужд качественно иных нано-, эво- инновационных материалов и технологий, а также систем управления, задав ориентиры для всего разумного человечества на долгие годы, и, по-видимому, десятилетия вперед. Добившись оглушительного триумфа советской космонавтики, и снова по праву став - впереди планеты всей. Грандиозного, не знавшего до той поры, как, впрочем, и по сей день воплощения в жизнь эдакого инженерно-конструкторского замысла мечты, коим явился многоразовый орбитальный космоплан, а всё вместе - многоразовая транспортная космическая система «Энергия-Буран»
Игорь Волк в кабине "Бурана"
Наш прославленный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, который сопровождал «Буран» при посадке, признавался потом своему коллеге: «ты знаешь, когда я встречал орбитальный корабль, мне казалось, что его вел пилот и вообще - он думает!».
Еще одно инженерное ноу-хау, которое обеспечило прорыв на сей раз в отечественном двигателестроении - «Объединенная двигательная установка», разработка Соколова Б.А. Это уникальнейшая машина: 2 двигателя по 8 тонн, которые позволяли Бурану совершать маневры в космосе неограниченно, плюс к тому, у него имелось 10 двигателей ориентации-стабилизации с тягой от килограмм до сотен килограмм.
А всего на нём было 64 двигателя разного размера, от нескольких десятков см до крупногабаритных, для ориентации в космическом пространстве, для точного обеспечения прицеливания и т.д.
Это была маневренная машина и она решала задачи без всяких трудностей. Вот, например, «Буран» планировался, и он мог это делать, совершать боковые маневры по боку до 1500-2000 км, по дальности до 5000-6000 км (двигатели орбитального маневрирования «ДОМ»), потом, в случае чего, он мог выйти на запасные аэродромы и все это за счет накопленной энергии. При этом «Буран» был вооружен по полной схеме. У него была вспомогательная силовая установка, работающая на
гидразине, которая обеспечивала управление механизацией крыла и всей авионикой, у него была объединенная двигательная установка 16 тонн тяги. Это в космосе не шутка, это можно такие маневры совершать в космосе по высоте и по боку, что Шаттлу и не снились!
Click to view
Посадка «Бурана» так и вовсе стала кульминацией натурных испытаний. Ибо, это единственная в мире вплоть до сегодняшнего дня, - посадка в автоматике. Без человека на борту.
В тот день все расчеты совпали с практикой (предварительно для обеспечения посадки было сделано
около 600 часов налёта на самолетах-лабораториях Ту-134 для отработки системы «Вымпел» на посадочном комплексе. А аналог орбитального корабля Ту-154 совершил 10 полетов, из них 2 полета полностью в автоматическом режиме).
Кроме того, это был еще и триумф программистов. Искусственный разум «Бурана» не имевший, и не имеющий до сих пор аналогов наиболее ярко проявил себя именно в момент снижения и посадки орбитального корабля. Аппаратура почувствовала ветер и изменила курс посадки на 180 градусов. Буран действительно всё рассчитал для себя очень четко. Проанализировав силу бокового ветра и его направление, он решил заходить на «Юбилейный» не с севера-запада, а с юга. Зашел и выполнил посадку идеально.
Также для обеспечения идеальной посадки большое значение имела ровность полосы. На всем её протяжении, на всей длине полосы, её бетонное покрытие составляет почти 4500 м, а при её строительстве была убрана кривизна земли.
И наконец, о его главном предназначении - военной составляющей.
В действительности, «Буран» рассматривался прежде всего для решения одной единственной задачи - это ведение боевых действий из космоса. Для этой цели он и проектировался, как носитель боевого оружия. Такое оружие разрабатывалось для «Бурана» отдельно. Велась работа по созданию боевых средств, которые решали задачу нанесения ударов из космоса по командным пунктам базирования, политическим объектам, экономическим центрам с использованием орбитального корабля, который нёс эти средства класса космос-земля.
Была идея использования все тех же беспилотных орбитальных ракетопланов (БОРов) в качестве планирующих ядерных бомб, один «Буран» мог нести 15 таких самолётиков. Кроме того, прорабатывалось бортовое супероружие в виде электромагнитной пушки.
Click to view
Вместе с тем, велись закрытые разработки НПО «Энергия» в сообществе с рядом институтов, и был предложен вариант создания долговременной орбитальной станции, в составе которой находились бы 2 фюзеляжа «Бурана» в которых располагалось по 10 «Спиралей», несущих взрывчатое вещество (могло быть и ядерное). Такая станция, заблаговременно размещенная в космосе, носила название «ударного разведывательного комплекса», вместе с использованием систем информационного контура она могла нанести серьезный урон. Просто представим, вот такие, к примеру, 4 фюзеляжа по 10 кораблей - это 40 «Спиралей». Вот эти 40 «Спиралей» могли нанести существенный ущерб любой стране и США, в частности.
Но «Спираль» она была ограниченного применения, она не ставила задачи воздействия по наземным объектам противника, она единично запускалась, одна «Спираль» на одном гиперзвуковом самолете-разгонщике.
Также на базе этих предприятий были созданы
два боевых космических аппарата, которые с помощью лазерного и ракетного оружия должны были поражать космические объекты вероятного противника. Их основой послужил унифицированный служебный блок орбитальной станции «ДОС» («Салют»), но в отличие от нее аппараты имели увеличенные топливные баки, позволяющие осуществлять маневрирование на орбите.
Снижение массы бортового оружия позволило нести увеличенный запас топлива, и сделало целесообразным создание группировок боевых космических аппаратов, одна часть из которых несла ракетное, а другая - лазерное оружие. Первые служили бы для уничтожения объектов на средневысотных и геостационарных орбитах, вторые - для атаки низкоорбитальных целей.
Ракета-перехватчик космического базирования, разработанная НПО «Энергия», предназначалась для перехвата баллистических ракет на старте и их головных блоков на пассивном участке полета. Масса ракеты перехватчика составляла какие-то килограммы, но ее запас характеристической скорости был соизмерим с аналогичным показателем ракет, выводящих спутники на орбиту Земли.
Для вывода этих аппаратов на орбиту и постановки на боевое дежурство предполагалось использование
грузового отсека «Бурана».
створки отсека полезного груза
Помимо этого, в его недрах имелся так называемый «манипулятор», с помощью которого можно было снять с орбиты вражеский спутник, в специальном отсеке полезного груза провести его подробный спектральный анализ и потом вернуть на место.
Click to view
Также с помощью него могли выводиться объекты под такой маркой, как, например, «Сапфир» - оптико-электронной разведки с передачей данных в реальном масштабе времени, который имел различительную способность до 0,5 метра на земле, весил в то время 20 тонн.
Из
рассекреченных документов к 35-летию полета орбитального корабля:
Обращает внимание эскиз, где «Буран» пристыкован к орбитальной станции «Мир». Она существовала с 1986 и была затоплена в 2001 году. Эксперты утверждают, что с помощью «Бурана» можно было бы спустить с орбиты и эту станцию: в грузовой отсек корабля спокойно поместился бы любой модуль…
Подводя промежуточный итог и обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что сама по себе РН «Энергия» являлась - разновариантной модульной ракетной системой. Т.е. к её центральному блоку могли пристыковываться самостоятельные ракеты в зависимости от конкретных целевых и стратегических задач.
При этом, особо хочется выделить компоненты топлива: на боковых блоках кислород-керосин, а в центральном блоке водород-кислород. Т.е. выход - вода. В верхних слоях атмосферы абсолютно экологически чистое топливо. Также в разработке был проект «Энергия - Вулкан» модифицированный, форсированный вариант. Здесь уже предполагалось наличие 8-ми блоков-ракет, которые суммарно позволяли выводить на орбиту 175-200 тонн.
Затем, по замыслу создателей, в развитии нашей долгосрочной миссии, мы должны были перейти к абсолютно многоразовой системе, которая получила название «Ураган» - «Энергия-2». В эту систему была положена следующая идеология: мы должны были иметь гарантированный доступ в космос: от сверхтяжелых грузов до сверхлегких, послать 2-3 космонавта или сделать на орбите конструкцию любой сложности. Более того, закладывалось следующее, с точки зрения спасения всех элементов РН и непосредственно орбитального космоплана, таким образом выходили на достаточно высокую степень рентабельности пусков.
Click to view
Программы такого масштаба, как «Энергия-Буран» дают неимоверный мультипликативный синергетический импульс. По сути, можно говорить о том, что
это был сверхсистемный социотехнический проект-сверхзадача. Сверхсистемность этого проекта заключалась в том, что она позволяла решать абсолютно полный перечень и спектр задач по освоению околоземного пространства, а созданная в ходе разработок инфраструктура позволяла запускать по кораблю раз в 2 недели.
И самое главное, что на многоразовом орбитальном космоплане могло быть размещено то вооружение, которое позволяло в условиях осложнения военно-политической обстановки и начала военных действий нанести гарантированный удар по военным, промышленным и политическим центрам США.
«Буран» единственным своим полётом решил все на тот момент военные и политические задачи, которые возлагались на него. И когда мы провели успешные испытания, американцы решили отказаться от программы «Звездных войн». Подтверждение тому, отсутствие гонки вооружений в космосе, СНВ -1, СНВ - 2.
С нами после запуска «Бурана» стали разговаривать по-другому.
Click to view
via