8 ноября
Константин Двинский
Вчера Владимир Путин встретился с первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Главной темой стало представление Белоусовым принимаемых ныне мер по интенсивному развитию реального сектора экономики, а, конкретнее, критически важных отраслей
Напомню, что несколько дней назад Белоусов выступил на марафоне "Знание", где представил семь условий, необходимых для достижения экономического
суверенитета.
Один из основных приоритетов - наличие собственных технологических ресурсов (наука, технологии, образование, компетенции и т.д.). Приведу краткую выдержку из вышеуказанной статьи:
Логично, что в наступающем шестом технологическом укладе отсутствие собственной научно-технологической базы равно отсутствию экономического суверенитета. Нельзя сказать, что Россия не обладает собственными ресурсами вообще. В ряде отраслей наши компетенции являются одними из наиболее передовых в мире, начиная от атомной энергетики, заканчивая самолетостроением.
Но, очевидно, по большинству критически важных и перспективных отраслей Россия имеет серьезное отставание. Примеров много: это и микроэлектроника, и станкостроение, и автомобилестроение и т.д. В правительстве полностью осознают проблему и уделяют развитию критически важных технологий приоритетное внимание
Собственно говоря, подробности этого "приоритетного внимания" и были представлены Президенту Белоусовым.
Для начала приведу список некоторых критически важных отраслей, ускоренному развитию которых правительство уделяет особое внимание. Это микроэлектроника, фармацевтика, станкостроение, беспилотники, транспортное машиностроение, дизелестроение, медицинская техника и т.д.
Однако ключевой составляющей является не только сам перечень, но и принципы работы, которыми руководствуется кабинет министров. Его можно без преувеличения назвать здоровым государственным планированием. К сожалению, само понятие "госплан" имеет соответствующий идеологический оттенок (в том числе, благодаря либералам), однако если подходить к определению сугубо с практической стороны, то в текущих условиях стратегическое планирование нашей экономике необходимо. Я бы даже отметил, что без него не обойтись, поскольку нельзя эффективно развивать ту или иную отрасль, по которой имеется колоссальное отставание, либо работу необходимо и вовсе начинать с нуля.
К счастью, в правительстве это прекрасно понимают. Поэтому принципы работы следующие.
Во-первых, по каждой отрасли определена производственная цепочка, состоящая из конкретных предприятий. По каждому предприятию учтены производственные возможности, перспективы наращивания объема выпуска и т.д.
Во-вторых, заранее определены источники финансирования. Каждое предприятие заранее обеспечено необходимыми финансовыми ресурсами и понимает, что ему не придется влезать в кредиты и брать на себя риски. Либералы заявят, что риски - неотъемлемая часть бизнеса.
Однако такое суждение - рыночная (в негативном понимании) чушь. В нашей ситуации бизнес (то есть, извлечение прибыли) не является основной целью. Главное - вывести экономику на технологический суверенитет. Безусловно, если предприятия будут справляться с поставленными задачами, то они смогут и зарабатывать прибыль. Но для государства это, конечно, не главное.
В-третьих, государство обеспечивает для выпускаемой продукции гарантированный спрос на несколько лет вперед. Как через прямые госзакупки, так и через заказ со стороны государственных компаний. Например, такое уже реализуется в IT-секторе.
Подобное является, действительно, необычным для последних 30 лет подходом. Безусловно предприятиям важно, чтобы их продукция уходила не на склад из-за пока что отсутствия соответствующей репутации на рынке, которую западные компании нарабатывали десятилетиями, а сразу направлялась на рынок. Это важно ещё с той точки зрения, что в ходе начального использования той или иной продукции имеется возможность оценить непосредственно практический опыт и устранить "детские болезни", которые бывают на старте.
И последнее. Безусловно, за всей этой схемой установлен пристальный контроль. Правительство в реальном времени осуществляет мониторинг деятельность предприятий. Соответствующий опыт у Михаила Мишустина в бытности главы ФНС имеется серьезный.
Таким образом, в России впервые за несколько десятилетий оформлена и реализуется практика государственного планирования, которая уже дает результат. Надеюсь, со временем она будет распространена шире. И не только на приоритетные отрасли, но и по всей экономике в целом.
via