Сегодня
Музыка. История, открытия, мифы 10 ноября 1928 года родился
Эннио Морриконе - легендарный итальянский композитор и дирижёр, чья музыка для кино признана современной классикой. И нередко она была лучше, чем фильмы, для которых писалась!
«За пригоршню долларов» (1964)
Click to view
С этой мелодии всё когда-то началось... Режиссёр Серджо Леоне привлёк Морриконе к написанию саундтрека к спагетти-вестерну «За пригоршню долларов». Кстати, оба в детстве посещали одну и ту же начальную школу, пусть и забыли об этом. Композитор проявил всю свою изобретательность, используя щелчки хлыста, звон колокола, хоровые вставки, свист и другие звуки, погружающие зрителя прямо в сюжет.
«На несколько долларов больше» (1965)
Click to view
Для продолжения Морриконе использовал тот же рецепт с вокалом, гитарой, литаврами и свистом, но на этот раз добавил отсылки к Баху и упругий звук варгана.
«Хороший, плохой, злой» (1966)
Click to view
Один из самых узнаваемых музыкальных мотивов в истории кино. С первых секунд вы чувствуете, что находитесь на краю земли, где-то на отшибе Дикого Запада, среди потных, небритых, вооружённых до зубов мужиков. Тема «Хорошего, плохого, злого» - звуки целого мира, который расстилается перед вами ещё до того, как вы увидели хотя бы кадр фильма.
«Однажды на Диком Западе» (1968)
Click to view
Эпическая история со всеми необходимыми ингредиентами: таинственный незнакомец, печально известный сорви-голова, прекрасная вдова в опасности и безжалостный убийца, орудующий на железной дороге. Лирический саундтрек помог сделать брутальный вестерн режиссера Серджио Леоне с Генри Фондой и Чарльзом Бронсоном в главных ролях классикой на все времена.
«Сицилийский клан» (1969)
Click to view
Забавная, в чём-то ироничная, узнаваемая тема из криминальной драмы Анри Вернёя, в которой отметились Жан Габен, Ален Делон и Лино Вентура.
«Профессионал» (1981)
Click to view
Великая мелодия Морриконе и талант Жана-Поля Бельмондо - секрет успеха итальянского триллера «Профессионал» режиссёра Жоржа Лотнера, который в 1990 году был дублирован «Мосфильмом». Одна из самых проникновенных мелодий, вышедших из-под пера маэстро, сопровождает сцену, в которой героя Бельмондо расстреливают из автомата перед вертолётом.
«Однажды в Америке» (1984)
Click to view
Авторство этой мелодии приписывали и Джеймсу Ласту, и Замфиру, и Нино Роте... На самом деле её написал Морриконе. Серджо Леоне десятилетиями мечтал снять гангстерский фильм в атмосфере Нью-Йорка 1920-х. Получив возможность реализовать свой замысел, за музыкой он обратился к проверенному партнёру. Заглавная тема - шедевр, от которого щемит сердце. Напряжение перед неизбежным крахом сменяется нежнейшими оркестровыми пассажами.
«Спрут» (1984)
Click to view
Сериал о вездесущей итальянской мафии, возможно, не был шедевром кино, но в нашей стране он стал по-настоящему культовым. В СССР «Спрут» вышел на экраны в 1986 году. А во время сцены, в которой комиссара Каттани жестоко расстреляли проклятые мафиози, улицы по всей стране опустели. Не знаю, как вас, а меня эта драматичная тема по сей день повергает в мрачное оцепенение...
«Миссия» (1986)
Click to view
Музыка Морриконе к исторической драме Роланда Жоффе о священнике-иезуите и наёмнике, защищающем коренное парагвайское население от португальцев, стала ярким событием в карьере композитора. Воздушная мелодия «Гобой Габриэля» связана со сценой, в которой священник показывает туземцам, как можно играть на духовом инструменте. Музыка объединяет разные миры...
«Неприкасаемые» (1987)
Click to view
Федеральный агент намеревается остановить Аль Капоне, для чего собирает небольшую команду. Атмосфера напряжения в гангстерской драме режиссёра Брайана де Пальмы из времён сухого закона мастерски схвачена и выражена в захватывающем саундтреке Морриконе, номинированном на «Оскар» и получившем премию BAFTA.
«Новый кинотеатр "Парадизо"» (1988)
Click to view
Экранная история режиссёра Джузеппе Торнаторе о дружбе увлечённого кино мальчика с киномехаником вдохновила Морриконе на трогательные, сентиментальные, беззастенчиво романтичные мелодии. Партитура была написана композитором вместе с сыном Андреа, что привносит дополнительный смысл в воплощённую на экране тему наставничества и связи поколений через искусство.
P.S.
Был такой фильм "Красная палатка", о погибшей итальянской экспедиции к Северному Полюсу в 1928 году. Для Европы фильм шел с музыкой Морриконе, а для зрителей СССР с музыкой Александра Зацепина.
Когда Морриконе дали прослушать саундтрек к советской версии, он помолчал немного в раздумье и сказал:
- Музыка этого русского парня ЛУЧШЕ, но моя - дороже! У вас контракт со мной!..
Встал и ушел. Вот так у фильма «Красная палатка» появилось два варианта музыки: один для советского проката - с композитором Зацепиным, а другой - для европейского - с музыкой Эннио Морриконе.
You can watch this video on www.livejournal.com