Сегодня
Исторические напёрстки Почалося ... И закрутилось. Вялотекущая летняя перебранка между Индией и Канадой перерастает в полноценную дипломатическую войну: Нью-Дели объявляет о высылке до 10 октября сорока канадских дипломатов (из 62-х имеющихся в наличии). Шаг ожидаемый, давно предсказанный многими азиатскими СМИ, а после гранд-скандала с
плесневелой нацисткой гунькой, которой рукоплескал парламент и премьер-министр страны кленового сиропа - буря поднялась знатная. У многих прорезался голос ...
Итак, 18 июня сего года некто Хардип Сингх Ниджар (глава сикхов провинции Британская Колумбия), был застрелен на пороге молельного дома-гурдвары двумя неизвестными, с места преступления удачно и профессионально скрывшимися. Королевская Конная полиция к раскрытию преступления подошла с максимальной энергией, но не преуспела. Отбрехавшись перед СМИ загадочными намёками о заказном характере преступления с «участием неустановленных спецслужб».
Когда полицейских попросили уточнить ... они съехали с темы, потребовав от прессы не делать скоропалительных выводов. Что не помешало недалёкому премьер-министру Трюдо совершить большую дипломатическую ошибку:
«Участие иностранного правительства в убийстве гражданина Канады на канадской земле является вопиющим нарушением нашего суверенитета»
Прямое обвинение Индии (хотя название страны не было произнесено, но все поняли) поставило на уши огромный азиатский регион, поскольку претензий к толерантной ко всякой нечисти Канаде накопилось немало. Почему страна стала заповедником для военных преступников, экстремистов, религиозных радикалов, террористов, нацистов и фашистов всех мастей - можете
ознакомиться здесь. На примере убиенного Хардипа Сингха Ниджара это можно ещё раз проиллюстрировать более чем предметно.
Хардип Сингх Ниджар
Он появился в Канаде с поддельным паспортом в 1997-ом, запросив политического убежища. Ему отказали. Заявление беглый сикх тут же переписал, возжелав стать «беженцем». Опять отказ и предупреждение о депортации. Но через десять дней Ниджар становится молодожёном, расписавшись с гражданкой Канады (оплатившей его бегство из индийского Пенджаба) и подал заявление на гражданство. Тут начинается ... шоу в добрых кленово-хоккейных толерантных традициях. Миграционная служба заявила, что паспорт ему не выдаст, а сикх им размахивал уже в 1998-ом в американских аэропортах, как сообщали индийские власти.
Не суть, для начала пара слов о «проблеме сикхов», одной из острейших головных болей официального индийского руководства ...
Халистан
Хардип Сингх Ниджар считался второй по значимости фигурой в общественно-политическом движении «Сикхи за справедливость», по мнению Нью-Дели - возглавлял террористическое и военизированное крыло организации. Тут есть определённая доля лукавства, поскольку каждый сикх ... считается в логике данной этно-религиозной общности воином по определению и праву рождения. Сикхов легко выделить в самой пёстрой толпе, он красуется в узнаваемом особом тюрбане и носит впечатляющие бороду и усы. Для проверки можно попросить у колоритного персонажа паспорт, там всегда будет между именем и фамилией присутствовать эпитет «Сингх» (Лев).
Сикхи - крайне сложная этническая и конфессиональная общность северо-запада Индии, наивысшая плотность расселения - штат Панджаб, далее идёт по убывающей в провинциях Харьяна, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш и тд. Исповедают они «сикхизм», компилятивную религию с элементами индуизма и ислама. Как заповедал её основатель Гуру Нанак (1469-1539 гг.), написавший священную книгу сикхов «Ади Грантх». Сей достойный муж по рождению был индуистом, но вырос в мусульманской умме Лахора. Предложив сподвижникам «верить в единого и всемогущего бога - Творца, медитировать Творцу, молить о «растворении души», желающей соединиться с Творцом».
Если Гуру Нанак заложил религиозную сущность сикхов, то черты некой нации оформил мыслитель Гобинд Сингх (1666-1708 гг.), впервые собрав последователей «сикхизма» в полноценные изолированные общины «хальсы» и прописав правила общежития на основе всеобщего равенства при полной личной свободе. Именно поэтому в сикхских общинах кастовые законы Индии не соблюдались, они стали центром притяжения для многих этнических групп Северо-Западной Индии. А власть главной пенджабской земледельческой касты «джаты» со временем становилась всё более терпимой к низшим существам общественной иерархии, как только она приняла новую религию. Очень жёсткую, строго регламентированную .
Например, сикхам запрещён развод в семейных отношениях, вступление в брак - обязанность по достижении возраста, а внешняя атрибутика должна быть подчинена Закону «Пяти К: «кеш» - длинные волосы, «кангха» - гребень для их поддержания, «кара» - стальной браслет, «качх» - штаны до колен и «кирпан» - меч. Ношение особого тюрбана считается священным долгом.
Как не трудно догадаться, «хальсы» очень скоро стали едиными военизированными общностями, несмотря на внешнее миролюбие самой религии - сикхи буквально за неполное столетие выделили из себя касту воинов-нихангов. Они давали священную клятву всю свою жизнь посвятить воинскому ремеслу и (желательно) закончить дни на поле боя с оружием в руках. Таких общин становилось всё больше к концу XVIII века, Пенджаб начал вскоре поставлять отличных наёмников всем желающим получить дорогостоящих, но великолепных воинов-профессионалов.
По сей день традиция жива, ниханги узнаваемы во многих азиатских армиях (и не только) по своим высоким тюрбанам особой формы, бородам и цветам (кхе-кхе ... сине-жёлтым) флага самопровозглашенного сикхского государства Халистан. Оно, кстати, существовало в 1716-1799 гг. как Сикхская конфедерация, а после оформилось в Сикхскую империю после оглушительной победы над Великими Моголами. . На пике могущества, помимо Пенджаба, новое государство вобрало в себя провинции Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму, Дели, часть нынешних территорий Пакистана и Афганистана.
Устройство Сикхской Империи было уникальным для Индии, то была жёсткая военная демократия с опорой на общину-хальсу в качестве центрального органа управления. Там выбирались Лидеры Сикхов, сердары-управляющие провинций. При всём том, что ... настоящих сикхов в державе едва набиралось 10%. Но большинство подданных-мусульман северо-запада Индии не возражали, ислам и сикхизм в те времена уживались между собой.
Как и положено, богатство и покой разложили Империю, сердары вскоре начали вести себя султанами и махараджами, перенимая от индуистов-коллег показную роскошь. С приходом англичан ослабленная внутренними распрями сикхская армия была разгромлена в двух кровавых англо-сикхских войнах, Империя раздроблена на территории как прямого колониального управления, так и на зависимые княжества во главе с раджами и махараджами. Но историческая память о государственном благоденствии и независимости остались. Тем более, проигравшими они себя не считали.
Этому способствовали британцы, разглядевшие в сикхах прекрасный воинский потенциал. А железная дисциплина и строгие моральные устои нихангов стали основой колониальных полицейских сил. Вскоре Корона получила элитные части, сформированные из сикхов, сама народность получила огромные преференции в городах Индии. Так колонизаторы тонко играли в любимый вид спорта «разделяй и властвуй», поместив между полюсами индуистов и мусульман мощную этно-религиозную группу, имевшую максимум преференций от британского владычества.
Что аукнулось межнациональными конфликтами после обретения Индией независимости. Сначала исламские радикалы устроили резню сикхов в пакистанском Пенджабе с центром в Лахоре (колыбели сикхизма), трагедия была жуткой: только по официальным данным погибло более миллиона, стали беженцами - восемь миллионов сикхов.
Ответ не заставил себя ждать, в индийском Пенджабе начались мусульманские погромы, резня с изгнанием мусульман в Пакистан. А в начале 1970-х оправившиеся сикхи начали требовать от индуистов больше политических прав, территориальной автономии и настоящего конфедеративного устройства государства. Декларируемого в Конституции. В сепаратистом движении появилось экстремистское крыло в виде радикальной партии «Акали Дал», выступавшее за вооруженную борьбу и создание государства сикхов под названием Халистан. Так сикхи раскололись на «умеренных» (выступающих за автономию в составе Индии) и «акалистов». А вскоре подоспел и религиозный раскол, как только силу набрали «ниранкари-отступники».
Исповедующие индуистскую ересь сикхизма с живыми гуру. Первая трагедия случилась в 1978-м, когда сикхи и ниранкари устроили побоище «Золотого Храма» в городе Амритсар. Взаимные жуткие погромы продолжались до 1984-го, радикалы-акалисты провели полторы тысячи террористических актов против центральной власти и «отступников», погибли тысячи влиятельных политиков, полицейских, солдат, представителей индуистской общины, ниранкари. Словом, те, кто в индийском Пенджабе и ряде соседних штатов был назначен «чужаком». Дели в июне 1984-го проводит полноценную военную операцию в Пенджабе, штурмом берёт сикхскую святыню «Золотой Храм» под предлогом ареста сторонников создания государства Халистан.
Жестокость армии поразила даже самых умеренных и либеральных индуистов, погибло свыше пятисот сикхов (на деле - в шесть раз больше), трупами были завалены все улицы Амритсара. В ответ «акалисты» и примкнувшие к ним «нейтралы» начали полномасштабную террористическую войну по всей Индии, боевики взрывали поезда, вырезали индуистские кварталы, штурмовали полицейские участки и воинские части, органы управления и социальные объекты. Самым громким успехом стало убийство Индиры Ганди. После которого гнев индуистов достиг своего пика, настоящие уличные бои потрясли всю страну, унесшие жизни 10-ти тысяч человек.
церемония погребения И. Ганди
Сикхи 7 октября 1987 года официально объявили о создании независимого государства Халистан. Вот тут-то и вылезли уши англосаксов, самыми деятельными спонсорами и покровителями радикальных сепаратистов выступили Канада, Великобритания и США. Собравшие на своей территории внушительные сикхские общины. Благодаря полному контролю янки над Пакистаном - в индийский Пенджаб хлынуло оружие, взрывчатка, деньги и специально обученные террористы-боевики. А президентом Халистана был назначен гражданин США Гурмит Сингх Аулах.
Когда «житница Индии», богатейший Пенджаб превратился в зону тлеющего конфликта, с 1985-го каждый год совершалось более трёх тысяч терактов, стремительно росла безработица (питательная почва для радикальных сепаратистов). Сикхи получили огромную идеологическую подпитку в виде активной пропаганды «национальной истории и культуры», миллионные тиражи книг, учебников, издаваемых за пределами Индии газет и журналов наводнили Пенджаб и прочие штаты Индии. Конфликт удалось подморозить, но рецидивы случаются по сей день. Нью-Дели несколько раз пробовало подкупить сикхов «широкими правами автономии» ... тщетно.
Наши дни
Возвращаемся к убитому Хардипу Сингху Ниджару. Он причастен к терроризму в Пенджабе 1990-х более чем полностью, уже находясь в стране кленового сиропа и хоккея - был назван организатором крупных терактов в 2007-ом году. Тогда трагедии удалось предотвратить благодаря оперативникам Индийского Центрального бюро расследований, вскрывшим целую сеть подпольных лабораторий по производству взрывчатки. Индийские власти оформили ордер на задержание Ниджара, передав его Интерполу. А в 2016-ом появилась новая информация, оказывается сей владелец «сантехнического бизнеса» в Канаде ... в провинции Британская Колумбия содержит несколько тренировочных лагерей, где усиленно учатся диверсионному делу молодые сикхи канадской общины. А летом их посещают «бойскауты» из США.
Хардип Сингх Ниджар выступил в канадской прессе с громкими заявлениями, чуть не плакал, рассказывая насколько он «мирный активист». Написал открытое письмо премьер-министру Трюдо с требованиями защитить «гражданина страны» (где же он взял паспорт, в котором ему официально отказали?) от «сфабрикованных, необоснованных, вымышленных и политически мотивированных обвинений индийского правительства».
Скандал замяли, Трюдо молчал словно лосось после нереста. Но сегодня его понесло, не дожидаясь результатов расследования, премьер Канады напрямую обвинил индийцев в убийстве лидера канадских сикхов. Нью-Дели ответил «двоечкой»: сначала обвинив «мировой заповедник нацизма и экстремизма» в системном и государственном предоставлении убежища террористам.
А следом порадовав любителей «политической клубнички» информацией о наркозависимости Джастина Трюдо, который на прошедшем Саммите G-20 находился в пограничном состоянии, не пришёл на несколько обязательных для лидера государства мероприятий, двое суток безвылазно торчал в номере отеля, а в его самолёте полицейские четвероногие ищейки обнаружили два пакетика с отборным колумбийским ... Добавили перчика и союзники Индии по региону, Бангладеш потребовал от смотрителя «заповедника» выдать убийц первого премьер-министра страны Муджибура Рахмана, Шри-Ланка - лидеров «государства Тамил-Илам», свивших в Канаде огромное осиное гнездо.
С точки зрения глобальной политики - атака стран индо-тихоокеанского региона на несчастного наркомана Трюдо прекрасно выверена. Скандал с нацистом дивизии СС «Галичина» Гунько в канадском парламенте вскрыл гнойник сути политической системы англосаксов. Для которых любой «сукин сын» полезен, если присягнул на верность. Отбросов нет - есть кадры, давний девиз британской разведки, поднаторевшей в разжигании межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Только вот с Индией такие трюки без последствий не проходят, страна является самой пострадавшей от цинизма колонизаторов, едва не утонула в крови сикхского конфликта.
Трюдо давно пытается поиграть в «большую политику» Метрополии, только вот незадача ... Всевышний умишком обделил. Возьмём «индийский вопрос» для примера. Сикхи образовались подле канадского премьера в 2021-ом, когда теряющая голоса Либеральная Партия Канады была вынуждена формировать правительственную коалицию с Национальной демократической партией, возглавляемую радикальным сикхом-акалистом Джагмитом Сингхом.
Нью-Дели смолчал в 2018-ом, когда канадский малолетний вьюнош (по политическим меркам) во время официального визита в Индию из штанов выпрыгивал, стремясь больше говорить о правах сикхов и мусульман, а не заниматься экономическими отношениями стран. Первое замечание Трюдо сделали после его «горячей поддержки» бастующих фермеров штата Пенджаб (само собой - сикхов) в 2020-ом. Ничего не понял и взял в правительственную коалицию человека, у которого уголовных статей за экстремизм и спонсирование терроризма в Индии - как нынче клопов в Париже.
Выводы
Чтобы соблюсти объективность, должен сказать: сепаратизм сикхов имеет глубокие исторические корни, они действительно имели опыт государственности. И претензии до конца 1970-х выдвигали мирные и обоснованные, пытаясь урезонить официальные индийские власти прекратить политическую дискриминацию народности хотя бы в одном штате Пенджаб. Но Дели тогда выбрало путь насильственной ассимиляции сикхов, индуисты назначались на все государственные и муниципальные должности, а потом началось истребление экономического влияние сикхских общин.
Традиционно и много веков развивших Пенджаб до лидера всех регионов Индии в аграрном секторе, переработке и промышленной обработке. Индуисты-управленцы создали искусственную безработицу (молодых сикхов дискриминировали при приёме на работу, наборах в средне-специальные и высшие учебные заведения), подталкивая к эмиграции. Из тридцатимиллионного народа покинули страну около 10% работоспособных, политически обозлённых и деятельных сикхов. Став в Великобритании, Канаде и США ядром сопротивления с идеей построения Халистана.
Вторая волна миграции пришлась на кровавые 80-ые прошлого века, когда целыми общинами сикхи покидали Индию, привезя в диаспоры новый заряд настоящей, почти животной ненависти. Претензий было хоть отбавляй, поскольку в некоторых штатах за пределами Пенджаба творился настоящий геноцид. И это против народа, который даёт индийской армии, полиции и спецслужбам каждого пятого солдата-контрактника или спеца (для двух процентов населения страны - огромный показатель) и держит под контролем немало внешнеэкономических связей, сикхи широко расселились по индо-тихоокеанскому региону и прочно зацепились у англосаксов.
С другой стороны, Нью-Дели прекрасно осведомлено, насколько их бывшие колонизаторы преуспевают в политике «разделяй и властвуй», как они подогревают сикхский сепаратизм, дабы регулярно шпынять индийцев «правами меньшинств» и держать над страной занесённую дубинку санкций. А Пакистан (словно позабыв о миллионе вырезанных сикхов) с середины 1980-х неожиданно воспылал горячей любовью к желающим создать Халистан радикалам, на самом деле поставив цель сделать из Пенджаба самое «слабое звено» обороноспособности Индии, отвлечь от своих шалостей в Кашмире.
ритуальные приветствия на границе Пакистана с Индией
Всему есть предел, власти Нью-Дели тонко почувствовали момент слабины и растерянности другого «слабого звена» колониальной цепи англосаксов. Спятившая от ультра-либерализма и социальных экспериментов Канада с фриком непонятной социальной и сексуальной ориентации во главе ... жестоко подставилась с нацистским вонючим хорьком в рукоплещущем парламенте. Заставив весь просыпающийся Глобальный Юг внимательно посмотреть на повадки англосаксов в коллекционировании всякой сволочи, на которой клейма ставить негде. Вплоть до террористов, чья вина доказана.
То есть, индийцы сознательно пошли на обострение, от всех широт индуисткой души шарахнув по дипломатическим отношениям с самым верным вассалом янки и томми, проредив посольство Канады на две трети. Шаг экстраординарный по меркам мировой дипломатии, на ум приходит разве что иранский, сирийский да российский опыт внешнеполитических битв. Теперь в растерянном Вашингтоне и Лондоне будут чесать в неприличных местах, прекрасно понимая: их попытки обмазать Индию липкой слюной сладких обещаний «стратегического сотрудничества», пышных приёмов, официальных визитов ... выглядят лицемерием и фарсом. С теми же сикхами.
Коих в США и Королевстве куда больше, нежели в Канаде. И нравом они покруче. И кушают грантов на подрыв внутренней повестки Индии несоизмеримо больше. Так что недалёкий Трюдо своих хозяев подставил дальше некуда, теперь «сикхский вопрос» придётся либо решать в пользу индийцев (нужных как воздух для сдерживания Китая), либо ... блюсти стройность североатлантических рядов, отбросить лицемерие, защищать своего союзника. Или в расход списать убогого, глядишь «туземцы» жертвой удовлетворятся. Трудные времена у Гегемона настают, многополярные.
via