Вчера
Исторические напёрстки
ЧАСТЬ 1
В Интернет-сообществах и СМИ нешутейно так погромыхивает и стреляет, даже жертвы есть. Люди, ставшие нерукопожатными, как только постарались объяснить некоторым впечатлительным гражданам азы военного дела и его подходы в парадигме «оправданной и минимальной достаточности»
Но об этом позже, а говорить будем о защите самолётов ВКС России на аэродромах, эпизоды с их поражением нет нужды перечислять. Байка или нет, фотомонтаж или издевательство, но в Сети появились кадры ... с разложенными на плоскостях и прочих поверхностях самолётов - автомобильными покрышками.
Су-34 с обваловкой. Холст, резина, 2023-й год, автор неизвестен
Не силен в расследованиях по графическим изображениям, не располагаю временем для сбора версий о пользе/вреде военно-технического применение использованной автомобильной покрышки в интересах боевой авиации. Как кирзовый земляной червь, лишь осведомлён об их возможном использовании в качестве отличного материала для быстровозводимых полевых укреплений, огневых точек и укрытий (кхе-кхе, резиново-земляных) от пулемётно-минометного огневого поражения.
И бережно храню в памяти устную благодарность перед строем от лица очень известного боевого генерала, оценившим придумку автора. Несколько ящиков сгущёнки в качестве поощрения от лица непосредственного командования не сохранил для доказательства награды, ибо личный состав пустую тару не сдал (по Уставу).
Благодарен авторам ТГ-канала «Повёрнутые на Z войне», выполнивших неблагодарный труд и собравших «лучшие версии» о пользе и вреде автомобильных покрышек в боевой авиации. Мужчины выступают за строительство быстровозводимых ангаров и укрытий для самолётов, как я понял, поэтому с юмором и злым сарказмом предложили следующую подборку мнений в Сети:
1. «Я летчик - это фотошоп от ципсо».
2. «Я техник - это фотошоп от военкоров».
3. Резина негорючий материал.
4. От покрышек отрекошетит снаряд.
5. Покрышка защитит от разлета осколков.
6. «Это вообще для сварочных работ сделано, сначала положат шины, потом сверху доски…» (комментарий: а потом на это сверху ставят аргоновую установку, сварщика, группу баскетбольной поддержки и будут смотреть как «прочнист» из КБ умирает на вдохе);
7. «Покрышки утром нагреваются на солнце, а ночью отдают тепло и тем самым ослепляют вражескую оптику» (комментарий: может их тогда еще и правда подожжём?);
8. «Покрышки изменяют радиолокационную сигнатуру стоячего самолета» (комментарий: что-то на уровне «электроника НАТО определяет Т-55 как памятник и не стреляет»);
9. «это списанный борт, вот на него и положили» (комментарий: а зачем на списанный борт класть покрышки и куда вы списали столько бортов с аэродрома разом?);
10. Это сделано, чтобы ... умерли от удивления.
К пункту №7 лично добавлю: для оптики «дрона со сбросом» даже мощная тепловая сигнатура не препятствие, вопрос настроек и опытности оператора. А для БпЛА с координатами цели тем более ...
О деньгах и дорогих самолётах
Итак, бурная дискуссия развернулась вокруг неких ангаров, способных защитить летательные аппараты (особо ценные и в серийном производстве более не значащиеся). Например, наиболее редкие и малочисленные (всего 16 машин) Ту-160 «Белый лебедь» имеют следующие вводные для инженерной задачи: размах крыла максимальный - 55,7 м., длина - 54,1 м., высота - 13,2 м., площадь крыла - 360,0 кв.м.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1821029/pub_64fc610f3155bc0d812a583b_64fc6f4ac450fa1f21a7726e/scale_1200)
кто рядом не стоял - сами оцените размеры
Накинем сверху стоимость такого «стратега» в размере около десяти миллиардов рублей, но это не точно, данные засекреченные. Потеря такого самолёта, как не трудно догадаться, от коммерческого дрона с «Али-Экспресс» стоимостью в несколько десятков тысяч рублей или даже серийного боевого - чудовищная математика. Особенно когда они запускаются с территории нашей страны. ПВО военных аэродромов с такими угрозами бороться могут? Как видим - не очень получается.
Остаётся одно средство - физическая защита ценных бортов. Укрытий за историю авиации придумано огромное количество: от бетонных ангаров для тактической авиации и дежурных истребителей-перехватчиков, до более лёгких конструкций, предназначенных для защиты от погодных неприятностей, осколков мин и атак не особо могущественных ударных БпЛА самых новейших времён.
То есть, начинает работать целесообразность и здравый смысл: если боевая машина стоимостью в миллионы долларов уничтожается дешёвым боеприпасом, либо снижает свой срок службы стоянием под всеми стихиями - это не есть правильно. Так мыслят наши заклятые партнёры на Западе, в низовом общевойсковом звене умеющие считать деньги.
Например, янки в этом году заказали (с чего вдруг такая поспешность?) десятки ... сейчас сформулирую правильно: «быстро развертываемых и возводимых инженерных решение для критически важных активов ВВС». Компании «ADS» совместно с «Dogwood Industries, LLC» необычайно быстро для бюрократии Пентагона разработали, изготовили и внедрили такое «решение» под названием «быстровозводимые укрытия для истребителей» (ESAP), на подходе более крупные поделки для военно-транспортной авиации и стратегических бомберов.
Для понимания - небольшие крытые ледовые арены или стадионы. Пока же «истребительный ESAP» представляет из себя несколько транспортных контейнеров, которые в любой точке мира собираются в ангар за 10 дней бригадой специалистов компании из пяти человек.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1885164/pub_64fc610f3155bc0d812a583b_64fc6fa640159a051a51cbbe/scale_1200)
Истребительный ESAP
Неказистое сооружение, но янки считают: на их базах в неспокойных точках мира от миномётных и снарядных осколков, сброса небольших боеприпасов, кустарных ударных дронов они ограниченно сгодятся. Хотя злые языки в военных ресурсах вашингтонщины (даже отставные выпускники Вест-Пойнта) опознали в ESAP давний заказ ВВС на обычные укрытия от плохих погодных условий. Задумка была: пара быстровозводимых ангара на далёких и неприспособленных авиабазах необходима для работы оружейников и ремонтников (с гражданскими инженерами) на месте, дабы не гонять машины на заводы.
Другой наш «заклятый партнёр» в лице Великобритании оценил быстровозводимые ангары EFASS от норвежской компании «Rubb Buildings Ltd», посмотрев на укрытые от непогоды их самолёты береговой охраны. Это ещё более простое укрытие, нежели у янки, собирается четырьмя заводскими специалистами за два дня, более лёгок в транспортировке. Преимущество норвежской разработки заключается в широте предлагаемой линейки ангаров (от девяти метров до тридцати) и пока не попавшей в объективы камер «баллистической защите». Представляющей из себя кевларовые щиты на специальных подъёмных механизмах.
EFASS срочно стали возводить на передовых базах Королевских ВВС в метрополии и Странах Британского Содружества, где несут боевое дежурство самолёты истребительной авиации и наиболее ценные разведывательные беспилотники. Насколько они спасут от удара военного серийного БпЛА или диверсионного минометного обстрела - вопрос открытый, как и сам быстровозводимый ангар. Но заказами норвежцы завалены, особенно с начала сего года.
![](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1589334/pub_64fc610f3155bc0d812a583b_64fc6ff5edf825004f166886/scale_1200)
EFASS
Теперь к математике. Поскольку к боевой авиации отношение имел во время службы самое отдалённое, буду полагаться на мнение искушенных специалистов. Автор Телеграм-канала «Русский инженер» Алексей Васильев провёл с аудиторией ресурса мозговой штурм и выяснил:
С читателями считали, конструкция под бомбер будет максимально 100 млн. рублей. Даже допустим вдвое дороже. Это 2% от стоимости бомбардировщика. Их всего 16 штук в стране, напомню. Кроме 160-го, ещё 95-й, Ту-22 М3, Ил-76, всех вместе до полутора сотен.
Варианты конструкции из ЛСТК, по коммерческим предложениям в районе 15 тыс. руб. за метр квадратный. Размеры пролётов до 70-80 метров. Чертежей масса, есть куча готовых проектов. Разумеется, для обычных самолётов тактической авиации. Но и цена вопроса копеечная по сравнению со стоимостью машины.
Старые решения
Назывались они в советские времена так: «арочные железобетонные обсыпные укрытия ЖБУ типа 2А/13», многие аэродромы ПВО страны имели такие для стоянки, технического обслуживания, вооружения, заправки и запуска двигателей примерно дюжины типов самолётов. Помнили ещё стоящие в них МиГ-21, в последние годы массовой эксплуатации в них прятались «двадцать девятые» МиГи и штурмовые Су-25 (правда, по диагонали корячились там). По всем расчётам, укрытия прекрасно защищали самолёты, стоящие на постоянном боевом дежурстве на самых очевидных для внезапного превентивного удара НАТО направлениях, на передовых рубежах военных округов.
Стандартными считались типовые укрытия размером 2,9 x 28 метров (построенные по особым требования не будем разбирать, их десятки) с толщиной арочных бетонных стен в 60 см. Сверху их было положено обсыпать метровым слоем земли и .... высаживать (обязательно!) хвойные деревья. Рулежная дорожка и пол ангара выкладывалась бетонными плитами. Сначала такие укрытия получили авиаполки позиционного района ПВО Москвы и Ленинграда, а после всех доработок и отладки производственного процесса до идеала - аэродромы передового базирования Прибалтийского военного Округа и Группы советских войск в Германии покрылись этими арочными ангарами. А после 1960-го года каждый новый или проходящий реконструкцию военный аэродром должен был иметь несколько подобных капитальных укрытий.
укрытие типа 2А/13
Всего было построено в СССР и странах Восточной Европы почти четыре тысячи железобетонных ангаров, что характерно - запуск двигателей самолета осуществлялся внутри сооружения, на торцевой стене укрытия находились специальные газоотводные каналы, выбрасывающие газы на поверхность под углом 90 градусов, кое-где стояли специальные рассекатели реактивной струи. В конце 70-х были разработаны «быстровозводимые укрытия типа 2А/13» из сборных арок. Ворота там были потоньше, зато раскрывались после размыкания замка сами собой, сокращая время выхода боевой машины из укрытия.
Стройбаты наловчились такие ангары строить за две недели с одним краном и бульдозером по отлаженной технологии, которая с каждым годом упрощалась и следовала за развитием боевой авиации СССР, увеличением размеров самих самолётов, появлением у них двух двигателей и тд. Поздние системы укрытий имели внутри топливные колонки систем централизованной заправки самолётов, кислородные станции или боекомплекты (один находился внутри ангара).
Там обретались в специальных нишах два комплекта ПТБ (подвесные топливные баки) и средства наземного обслуживания. Как только воинство НАТО начала разрабатывать операции «глубокого проникновения» диверсионно-разведывательных групп и тактических десантов - в ответ над арочными укрытиями появились сооружения, заранее предусмотренные проектами: караульные вышки, посты дежурных по эскадрильям и зоне рассредоточения авиаполка, наблюдательные пункты и сборные огневые точки с находящимся внутри арсеналом.
(иллюстрация из открытых источников)
Теперь гонг и вопрос: а что было придумано нашими славными отцами для летательных аппаратов крупной размерности (дальних и стратегических бомбардировщиков/ракетоносцев, самолётов военно-транспортной авиации), что-то строилось конкретно? Ответ ... да. Не арочные бетонные укрытия (такого размера сооружения даже в СССР с неограниченными бюджетами не рисковали проектировать), а вот защищённые технико-эксплуатационные части (ТЭЧ-ап) авиационного полка возводили.
Не для защиты, правда. Для понимания масштаба - это было настоящее промышленное предприятие, куда доставляли огромные ракетоносцы и дальние бомбардировщики для замены двигателей и крупногабаритных агрегатов, там же проводилось обслуживание, для проведение которого аэродромы базирования приспособлены не были. Сердцем ТЭЧ был огромный ангар с откатными воротам (в разных авиаполках различной конструкции) для размещения в нем самолетов. Чтобы пролезали внутрь монструозные «стратеги» - оборудовали проходы для киля и хвостовых стабилизаторов в виде дополнительных створок защитных ворот.
Это ещё не всё, поделюсь заплесневелой военной тайной времён позднего СССР, поскольку имел честь быть знакомым с участником строительства ещё более грандиозного по размерам защитного сооружения для ... сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Наш социалистический привет и ответ «Конкорду» это был, если совсем просто.
Ту-144
Только для пассажирских перевозок данный монстр оказался негоден, ибо требовал для текущего обслуживания добрый батальон аэродромного обслуживания с дипломами о высшем и очень секретном образовании. После мучений с рекламными рейсами Москва - Алма-Ата, изящных красавцев сначала сбросили на баланс Дальней Авиации (те еле отбоярились от «подарка»), а потом здраво рассудили: кто у нас любит большие игрушки? Правильный ответ - флотские.
Вот туда директивным порядком и отправили сверхзвуковые Ту-144, забазировав теперь боевую эскадрилью на Дальнем Востоке, с базой приписки аэродром «Каменный Ручей» в Хабаровском Крае. Особо «секретные данные», как именно из этого гиганта собирались сделать «дальний разведчик-целеуказатель» и «самолет радиоэлектронной борьбы на сверхзвуке» - разглашать не буду, там десятки юмористических историй бродит, но первым делом военно-морские стратеги озаботились защитой своих наводчиков на авианосные группы супостата в лице США.
Проблема была в стоянках, а они требовались не просто большие - огромные. С соответствующей по размерам ТЭЧ, чтобы туда вкатывать дуру в 66 метров, с размахом крыла в 28 м. и площадью в 503 м², высотой 12,50 м. Ничего, построили. И ангар и три защищённые стоянки, которые сразу после сдачи оказались ненужными (оборонная концепция государства изменилась). Огромные обвалованные площадки потом использовались под стрельбища, а проекты подобных монструозных ТЭЧ после ряда доработок остались лежать в сейфах ВМФ.
Обвалованные стоянки для Ту-144 в «Каменном Ручье»
ПРОДОЛЖЕНИЕ