5 дней назад
АЛЕКСЕЙ МОШКОВ В принципе, уже сейчас (хотя у Украины и есть еще небольшой запас времени) можно констатировать: контрнаступление зашло в тупик. И вряд ли из него выберется
Фото: Алексей Коновалов/ТАСС
И это точка зрения не российской пропаганды или даже аналитиков и политологов, но Запада: «Думаю, вероятность, что они действительно добьются прогресса, который изменит баланс в этом конфликте, крайне маловероятна», - цитирует CNN высокопоставленного западного дипломата.
И в логике последнему не откажешь: «Даже если они будут продолжать сражаться в течение следующих нескольких недель, если они не смогли сделать больше прорывов за эти последние семь-восемь недель, какова вероятность того, что они вдруг, с более истощенными силами, сделают их в дальнейшем? Условия очень тяжелые. У русских есть ряд оборонительных линий, и они на самом деле не прошли через первую линию», - пояснил он свою точу зрения. И более того: по всей видимости, эта точка зрения уже становится консенсусной: издание отмечает, что неутешительные результаты контрнаступления подвигают Европу на пересмотр своей политики касательно российско-украинского конфликта. Говоря иначе, союзники уже начинают давить на Киев, чтобы тот уселся за стол переговоров.
Это, кстати говоря, подтверждает и украинская сторона: «В среду Зеленский сообщил своим дипломатам, что ситуация будет еще более сложной, так как в ближайшие месяцы давление, направленное на поиск путей к мирным переговорам, будет нарастать», - сообщает The New York Times.
Конечно, инсайды западной прессы можно не брать во внимание: могут чего и попутать, и лишнего написать. Но есть и другие сигналы. Например, как пишет Wall Street Journal, на недавнем саммите в Джидде Украина при обсуждении мирных планов уже не настаивала на полном выводе войск РФ до начала мирных переговоров. То есть намекнула, что в основу переговорного процесса может лечь какой-то иной план мирного урегулирования. И уж не тот ли, который предложила Саудовская Аравия, которая, по одной из версий, на саммите являлась проводником точки зрения США? Не зря же руководитель пресс-службы Госдепартамента Мэттью Миллер буквально вчера заявил, что Вашингтон не принуждает Киев отказываться от мирных переговоров.
Не много ли совпадений?
Поэтому да, с высокой долей вероятности можно говорить о том, что дело идет к мирным переговорам.
Но вот тут начинается самое интересное. Несмотря на это движение к переговорам, Украина продолжает наращивать военный потенциал. Так, в последний день июля стало известно, что в рамках укрепления турецко-украинского сотрудничества на территории последней будет построен завод по выпуску турецких «Байрактаров» широкого профиля:
«Мы достигли согласия, центр будет создан в ближайшем будущем. Это относится не только к беспилотникам. Это также относится к тяжелым бронированным транспортным средствам, другим средствам ведения боя», - заявил госсекретарь Минобороны Константин Ващнко. А спустя всего три дня министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Александр Камышин в интервью The Wall Street Journal рассказал, что «в июле Украина произвела вдвое больше минометных и артиллерийских боеприпасов, чем за прошлый год». Причем, по его словам, за год до начала российской СВО Украина вообще не производила снарядов. Более того, как сообщил министр, до конца 23-го Украина будет производить боеприпасы 155-го «натовского» калибра, а также будет налажено производство боеприпасов калибра 152-мм и 122-мм. Плюс Вашингтон сегодня одобрил обучение украинских пилотов на истребителях F-16: «Президент Байден дал зеленый свет, чтобы разрешить и поддержать дальнейший прогресс в тренировке», - заявила заместитель официального представителя Пентагона Сабрина Сингх, отвечая на вопрос журналиста о том, когда Штаты дадут добро на подготовку украинских летчиков.
И вишенкой на торте: как заявил глава постоянной делегации Украины в ПА НАТО Егор Чернев, немецкие парламентарии достигли согласия по вопросу поставок дальнобойных ракет Taurus.
Учитывая позицию Германии по российско-украинскому конфликту, в это верится с трудом. Тем не менее этот инсайд подтверждают и с российской стороны, причем, по версии последней, он, что называется, с продолжением: «Наш источник в штаб-квартире НАТО в Брюсселе передал, что решение Германии о передаче ВСУ крылатых ракет воздушного базирования Taurus синхронизировано с решением США начать поставки ВСУ крылатых ракет ATACAM для РСЗО “Хаймарс», и о нем будет объявлено в течение недели сразу после официального заявления немцев о передаче своих крылатых ракет Украине», - пишет журналист и военный эксперт Владислав Шурыгин в своем телегам-канале.
Чем это грозит РФ? «После провала летнего наступления ВСУ «штаб» Салливана, отвечающий в администрации США за войну с Россией, лихорадочно пытается нащупать максимально чувствительный для России ответ. И массированные удары крылатыми ракетами по российским городам видятся США таковым. Одновременные поставки «Таурусов» и «АТАКАМов» позволят ВСУ перейти к массированным комбинированным атакам российских объектов с плотностью залпа от 30 до 50 (в сентябре) и даже до 100 (к ноябрю) крылатых ракет и таком же количестве БПЛА», - поясняет Шурыгин.
Налицо вроде бы противоречие: с одной стороны, все идет к мирным переговорам, а с другой - Украина вооружается пуще прежнего. Но противоречие это мнимое.
По всей видимости, переговоры действительно состоятся (предположительно, уже весной), но никакого мира не будет. Будет что-то вроде того перемирия, что было в Донбассе - с регулярными провокациями и обстрелами гражданского населения. Реальный же мирный договор может быть подписан только в случае либо капитуляции одной из сторон, либо кардинального пересмотра позиций и требований одной из сторон. Никакое компромиссное решение не прокатит, ибо все равно либо Россия, либо Украина останется недовольной, то есть потенциально проигравшей, что будет способствовать росту реваншистских настроений и, как следствие, второй активной фазы военного противостояния.
Поэтому да, перемирие заключено, скорей всего, будет, но это точно не говорит о том, что боевые действия прекратятся. Они не прекратятся по той причине, что ВПК США только начал по-серьезному работать (а это очень большие деньги). Американцам этот конфликт выгоден по всем направлениям, тем более всех, надо полагать, поставленных задач они еще не решили. В частности, РФ еще не достаточно ослаблена (пока несмотря на санкции РФ очень неплохо держится, что, разумеется, не может не вызывать некоторое неудовольствие Вашингтона). А вот сценарий с тяжелой позиционной войной по донбасскому сценарию в перспективе эту проблему решает. И, по всей видимости (если не будет каких форс-мажоров или закулисных переговоров, как в случае с обменом командиров «Азова»* на политически пустого Виктора Медведчука) этот сценарий и попытаются разыграть.
*террористическая организация, запрещенная в РФ
Алексей Мошков10 августа 2023
via