Визит Киссинджера в Китай сигнализирует о начале конца глобальной гегемонии США

Jul 31, 2023 13:26


28 июля 2023 01:30
Shūkan Gendai
Япония
Кэйити Кая (Keiichi Kaya)

Американская гегемония ослабевает. Об этом свидетельствуют внешнеполитические промахи, которые администрация Байдена совершает в отношении Китая, пишет Shukan Gendai. Даже "гениальный дипломат" Генри Киссинджер не смог исправить ситуацию, а это говорит о многом, считает автор



© AP Photo / Kiichiro Sato
Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, считающийся одним из самых прокитайских деятелей в Соединенных Штатах и сыгравший ключевую роль в нормализации дипломатических отношений между Вашингтоном и Пекином, посетил Поднебесную и встретился с председателем Си Цзиньпином.

Предполагалось, что администрация Байдена будет усиливать меры по сдерживанию Китая, однако ряд авторитетных бизнесменов, опасаясь полномасштабного раскола между двумя государствами, нанесли визиты в КНР.

Ключевые министры, включая госсекретаря Энтони Блинкена и министра финансов Джанет Йеллен, один за другим отправились в Китай, что свидетельствует о непоследовательной американской политике. В довершение всего визит Киссинджера, одного из лидеров прокитайского лагеря, сделал озабоченность США очевидной.

Вашингтон нервничает по поводу разделения

Читателям постарше, возможно, не надо объяснять, кто такой Киссинджер, но более молодое поколение, возможно, уже не встречает его имя в учебниках.

В июле 1971 года Киссинджер, помощник президента Никсона, совершил секретный визит в Поднебесную и положил начало нормализации американо-китайских дипломатических отношений. В течение последующих 50 лет страны вели себя как партнеры, хотя их интересы и не всегда совпадали, и именно Киссинджер (а также последующие визиты президента Никсона в Китай) проложил путь к этому сотрудничеству.



Global Times Китай

В то время протайваньские политические силы (так называемое китайское лобби), возглавляемые представителями партии Гоминьдан, обладали в США подавляющим влиянием, и они не одобряли установление дипломатических отношений с материковым Китаем.

Киссинджер, у которого не было возможности посетить КНР обычным путем, поехал туда тайно, не поставив в известность Госдепартамент (аналог Министерства иностранных дел Японии).

Спустя 50 лет после нормализации дипломатических отношений эти две страны фактически развязвали торговую войну после того, как администрация Трампа ввела высокие тарифы на импорт из Китая.

Администрация Байдена, возглавляемая Демократической партией, заняла еще более жесткую позицию, приняв строгие меры экспортного контроля, включая ограничения на поездки. Пекин ответил тем же, и торговля между двумя государствами резко затормозилась.

В 2018 году доля Китая в американском импорте составляла более 20%, однако после начала торговой войны она стремительно сократилась, в 2022 году упав до 16%. Это навело многих экспертов на мысль о том, что разделение (decoupling) между США и КНР будет набирать обороты.

На таком фоне американская промышленность испытывает необходимость в рынке Поднебесной.

Производители потребовали от правительства действовать внимательнее, а помощник президента по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан попытался разрядить ситуацию, заявив, что власти США не стремятся к разрыву отношений с Китаем. Тем не менее это не возымело должного эффекта.

В мае 2023 года Поднебесную посетил генеральный директор компании Tesla Илон Маск, а в июне - основатель Microsoft Билл Гейтс. Последний провел прямые переговоры с Си Цзиньпином.

Позже в Китай приехали даже такие высокопоставленные чиновники, как госсекретарь Блинкен и министр финансов Йеллен. Это повлекло за собой череду визитов представителей американских политических и деловых кругов в Поднебесную.

Правительство Байдена оправдывается, говоря, что цель состоит не в уступках Китаю, а в продолжении диалога, но очевидно, что переговоры Франции с Си обеспокоили его, поэтому теперь Вашингтон идет на сближение с Пекином.



CNN США

Дипломатия Киссинджера привела к гегемонии доллара

По сообщениям, Киссинджер заявил, что между двумя странами должно быть равенство, а не соперничество, отвергнув политику администрации Байдена в отношении Китая.

Некоторые придерживаются мнения, что Киссинджер уже стал частным лицом и не имеет такого влияния в политических кругах, как раньше. Однако тот факт, что ключевая фигура в отношениях Пекина и Вашингтона и один из самых прокитайски настроенных американских деятелей посетил Поднебесную и встретился с Си, сыграл значительную роль.

По совпадению, в этом году исполняется ровно 50 лет с момента нефтяного кризиса, и сейчас международное сообщество вновь находится в его тисках. Именно Киссинджер установил нынешнюю гегемонию доллара, доведя до конца дипломатические переговоры на фоне агрессивного повышения цен на черное золото странами - экспортерами ресурса.

Это не случайность, что спустя 50 лет, когда линия американо-китайского сотрудничества угрожает разорваться и одновременно грянул новый нефтяной кризис, Киссинджер вновь отправился в Китай.

На этом фоне следует учитывать суровую реальность ослабления господства доллара. Как же связаны между собой нефтяной кризис, нормализация дипломатических отношений между США и Поднебесной и гегемония американской валюты?

В 1973 году Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны Ближнего Востока неожиданно подняли цены на черное золото, спровоцировав панику в мировой экономике. За два года до этого администрация Никсона отказалась от конвертации доллара в золото (так называемый "шок Никсона"), и стоимость американской валюты значительно упала. Нефтяной кризис усугубил ситуацию, заставив США бороться с худшим из возможных сценариев - глубокой инфляцией.

Стратегия, выбранная администрацией Никсона для защиты американской денежной единицы, заключалась в укреплении связей между долларом и торговлей черным золотом, а также в возвращении капитала, выведенного за рубеж, и предотвращении обвала курса валюты.



Dünya Турция

Первоначально нефть на Ближнем Востоке в монопольном порядке контролировали американские нефтедобывающие компании, а сделки обычно осуществлялись в долларах, и основные активы стран-производителей черного золота также были номинированы в валюте США.

Нефтедобывающие государства неожиданно повысили цены на энергоресурс, отчасти реагируя на четвертую ближневосточную войну, но у них была и прагматическая цель - предотвратить обрушение своих активов, номинированных в долларах, после "шока Никсона".

По поручению Никсона Киссинджер посетил страны Ближнего Востока. В обмен на согласие Вашингтона на определенное повышение цен на нефть он заверил их, что операции с черным золотом будут по-прежнему осуществляться в долларах. Киссинджер разработал схему, по которой американская валюта, полученная от продажи нефти, будет инвестироваться на рынке США, благодаря чему Соединенные Штаты вернут потраченные деньги.

Это позволило Америке выпустить большое количество долларов и расширить импорт, но в конечном итоге возвратить средства, тем самым предотвратив снижение курса валюты.

Несмотря на огромный торговый дефицит, доллар стабилен благодаря ряду механизмов, включая его статус резервной валюты.

Гегемония США ослабевает

Примерно в это же время Киссинджер разработал стратегию использования экспорта американского зерна в качестве оружия в своем внешнеполитическом курсе. В то время в Советском Союзе разразился продовольственный кризис - возникла беспрецедентная нехватка пшеницы, которой страна в принципе нормально обеспечивала себя.

Зерноторговая компания Cargill из США в экстренном порядке поставила пшеницу в СССР, что, по некоторым данным, помогло ей занять доминирующее положение на отраслевом рынке.

Когда стало ясно, что экспорт американского зерна может стать дипломатическим оружием, в 1972 году администрация Никсона подписала зерновое соглашение с Москвой.

Большие объемы продукции экспортировались в советские республики и Китай. Естественно, сделки также осуществлялись в долларах. Эти события привели к тому, что поставки продовольствия, как и нефти, сыграли свою роль в возврате Америкой потраченных финансов.



Global Times Китай

Ряд успешных инициатив позволил США выпускать сколько угодно долларов, поскольку их валюта стала резервной, и импортировать практически неограниченный объем товаров. И именно Китай превратился в американскую промышленную фабрику, поэтому рост его могущества и гегемонию доллара следует рассматривать вкупе.

Иными словами, несмотря на то, что Вашингтон оказался в катастрофической ситуации, связанной с крахом доллара как следствием "шока Никсона" и нефтяным кризисом, умелая дипломатическая стратегия Киссинджера позволила ему переломить ситуацию и установить гегемонию собственной валюты. В то же время можно сказать, что США помогли Китаю стать сверхдержавой.

Спустя 50 лет после нефтяного кризиса Поднебесная поднялась до такой степени, что соперничает с США за превосходство, поэтому две стороны вновь переходят к конфронтации. Американская промышленность беспокоится по поводу потери китайского рынка, а Вашингтон, возможно, надеется выйти из положения с помощью ловкой дипломатии в духе Киссинджера.

В свои сто с лишним лет Киссинджер находится в хорошей форме, но, к сожалению, ситуации, в которой Америка была тогда и находится сейчас, сильно отличаются. В то время Китай был только формирующейся страной, и его позиции были крайне слабыми. Было ясно, что для дальнейшего развития ему потребуется поддержка США, и у Пекина тоже было много пространства для компромисса.

Однако на этот раз США находятся в крайне невыгодном положении, поэтому им приходится идти на многочисленные уступки. Прежде всего, у Соединенных Штатов нет нового оружия для дальнейшего укрепления своей долларовой гегемонии.

На данном этапе трудно сказать, насколько сильно визит Киссинджера повлияет на дипломатию администрации Байдена. Однако многие заинтересованные наблюдатели могут посчитать, что внешнеполитические промахи Вашингтона в этот раз свидетельствуют о начале конца той глобальной гегемонии, которую выстроила Америка.

Автор: Кэйити Кая (Keiichi Kaya)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
via

ГЕГЕМОНИЯ, ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, В КНР, ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ, В США

Previous post Next post
Up