Источники в ЦРУ рассказали о «тайных договоренностях» с Москвой по поводу Украины

Jul 10, 2023 14:08

Сегодня 08:22


Славик ЯблочныйИз Бани - выхода нет, совсем, ага!

ЧАСТЬ 1

Все происходящее на Украине подчиняется правилам, установленным Кремлем и ЦРУ, пишет Newsweek



Например, США обещали не воевать напрямую на Украине, а Россия - не выносить конфликт за ее пределы. Автор узнал, какие еще негласные договоренности есть у американской разведки с Москвой.

Один из самых больших секретов конфликта на Украине заключается в том, как много о нем не знает Центральное разведывательное управление.

ЦРУ испытывает такую же неопределенность относительно хода мыслей и намерений Владимира Зеленского, как и в отношении Владимира Путина. И пока российский лидер разгребает последствия неудавшегося мятежа, ЦРУ пытается понять, что будут делать обе стороны. Ведь президент Джо Байден заявлял, что Соединенные Штаты (и Киев) не будут предпринимать никаких действий, которые могли бы угрожать России или выживанию российского государства, если Путин не усугубит конфликт и не втянет всю Европу в новую мировую войну.

Взамен Байден ожидает, что Кремль воздержится от эскалации конфликта за пределы Украины и не прибегнет к применению ядерного оружия.

Эта позиция Америки находится под угрозой, потому что несостоявшийся «бунт» Евгения Пригожина заставляет сомневаться в том, что Москва исчерпала свои возможности.

«Путин действительно прижат к стене», - сказал Newsweek один представитель военной разведки, предупредив, что, хотя ЦРУ и осознает, насколько Россия застряла на Украине, оно находится в неведении относительно того, что Путин еще способен сделать. <…> «То, что происходит за пределами поля боя, сейчас важнее всего, - говорит он. - Обе стороны обязуются ограничить свои действия, но за выполнением этих обязательств придется следить Соединенным Штатам. Все зависит от качества нашей разведки».

«В основе всего, что происходит на Украине, находится тайная война с тайными правилами», - говорит сотрудник разведки администрации Байдена, который также говорил с Newsweek. Чиновник, который непосредственно занимается планированием политики США по Украине, попросил не называть его имени с учетом обсуждения строго секретных вопросов.

Этот разведчик (и многие другие представители национальной безопасности, беседовавшие с Newsweek) говорит, что Вашингтон и Москва имеют многолетний опыт разработки секретных правил. Поэтому ЦРУ приходится тянуть непомерную роль: в качестве главного шпиона, в качестве переговорщика, в качестве поставщика разведывательных данных, в качестве военного логиста, в качестве посредника в цепи деликатных отношений с НАТО. И, наконец возможно, самую важную роль - инструмента, гарантирующего, что война не выйдет из-под контроля.

«Не стоит недооценивать приоритет администрации Байдена, заключающийся в том, чтобы уберечь американцев от опасности и убедить Россию в ненужности эскалации, - говорит старший офицер разведки.

«Находится ли ЦРУ на территории Украины?» - спрашивает он риторически. «Да, но ничего плохого в этом нет».

Newsweek подробно изучил размах деятельности ЦРУ на Украине, особенно в свете растущих вопросов Конгресса о масштабах помощи США и о том, выполняет ли президент Байден свое обещание, «что нога американского солдата не ступит на землю Украины».

Ни ЦРУ, ни Белый дом не дали нам конкретных подтверждений, но они просили Newsweek не раскрывать конкретные места операций ЦРУ на Украине или в Польше, не называть других стран, причастных к тайной деятельности ЦРУ, и не называть авиакомпании, которые поддерживают тайные усилия США по логистике. После неоднократных запросов об официальных комментариях ЦРУ давать их отказалось. Так же не ответили на запросы о комментариях ни украинское, ни российское правительства.

В ходе трехмесячного расследования Newsweek поговорил с более чем десятком экспертов по разведке и официальных лиц. Все они согласились с тем, что ЦРУ удалось незаметно сыграть свою роль в отношениях США с Киевом и Москвой, в доставке потребителям целых массивов информации и материальных средств, а также в работе с разными другими странами, некоторые из которых тихо помогают США, но стараются держаться вне поля видимости России.

И эти люди не скрывали, что ЦРУ испытывало немалые трудности в выполнении своей главной задачи - узнать, что творится в головах лидеров России и Украины. Эксперты разведки говорят, что этот украинский конфликт уникален тем, что Соединенные Штаты поддерживают Украину, но эти две страны не являются союзниками.

И хотя Соединенные Штаты помогают Украине против России, формально они не находятся в состоянии войны с этой страной. Таким образом, многое из того, что Вашингтон делает в плане помощи Украине, держится в секрете, и многое из того, что обычно входит в компетенцию американских вооруженных сил, выполняет ЦРУ. Все, что делается Управлением, в том числе работа внутри самой Украины, должно соответствовать ограничениям, установленным Байденом.

«Это сложное балансирование на канате: ЦРУ активно участвует в войне, не нарушая основного обещания администрации Байдена, которое заключается в том, что на украинской земле не будет американских военных», - говорит другой высокопоставленный сотрудник разведки.

Для ЦРУ его важная роль в конфликте на Украине оказалась средством поднятия морального духа в Управлении после испорченных отношений между бывшим президентом Дональдом Трампом и тогдашними руководителями разведки. Еще один чиновник говорит, что, хотя некоторые в Управлении хотят более открыто говорить о его новой роли, это вряд ли произойдет. «Корпоративное ЦРУ опасается, что излишняя бравада в отношении своей роли на Украине может спровоцировать Путина», - отмечает представитель разведки.

Отчасти поэтому ЦРУ также стремится дистанцироваться от всего, что предполагает прямое нападение на Россию или реальные боевые действия, то есть от того, что Киев неоднократно делал, от диверсии на газопроводе «Северный поток» и на мосту через Керченский пролив до беспилотников и трансграничных атак украинских боевиков. Эти атаки противоречат обещаниям Зеленского о том, что Украина не будет предпринимать действий, которые могут расширить масштабы войны.

«Разделяемая многими точка зрения, что ЦРУ играет центральную роль в боевых действиях - скажем, в убийстве российских генералов на поле боя или в ударах за пределами Украины, таких как потопление флагмана «Москва», в Киеве воспринимается негативно, - говорит один отставной сотрудник военной разведки. - Если мы хотим, чтобы Киев нас услышал, нам нужно напомнить себе, что войну выигрывают украинцы, а не мы».

Вашингтон ненавязчиво выразил правительству Зеленского свое неудовольствие по поводу подрыва «Северного потока» в сентябре прошлого года, но за этим диверсионным актом последовали другие удары, в том числе недавняя атака беспилотников на сам Кремль. Это вызвало вопросы по поводу одной из основных задач ЦРУ в сфере разведки - получения достаточной информации о том, что украинцы планируют делать, и оказания на них достаточного влияния в том, чтобы они придерживались секретных договоренностей с Москвой.

Поиск неисправностей

ЦРУ играло центральную роль в украинском конфликте еще до его начала. На самом старте своего правления Байден призвал директора ЦРУ Уильяма Бёрнса в качестве своего главного специалиста по устранению неполадок - тайного оператора, способного общаться с иностранными лидерами вне обычных каналов, человека, который мог занимать важное геополитическое пространство между явным и тайным, и чиновника, который мог организовать работу на арене, развернутой между строго военными и гражданскими сферами.

Как бывший посол США в России Бёрнс имел особое влияние по проблемам Украины. ЦРУ следило за наращиванием потенциала России, и в ноябре 2021 года, за три месяца до начала СВО, Байден отправил Бёрнса в Москву, чтобы предупредить Кремль о последствиях нападения. Хотя российский президент пренебрежительно отнесся к эмиссару Байдена, оставшись в своей резиденции в Сочи на Черном море, в 1500 километрах от Бёрнса, он все же согласился поговорить с эмиссаром Байдена по защищенному кремлевскому телефону.

«Тем не менее беседа прошла очень успешно», - говорит сотрудник разведки, которого проинформировали о ней. Несмотря на то, что Россия вошла на Украину, Вашингтон и Москва смогли принять выверенные «правила дорожного движения». Администрация Байдена пообещала, что Соединенные Штаты не будут воевать на Украине напрямую и добиваться смены режима в России.

Москва же ограничит свою СВО территорией Украины и будет действовать в соответствии с негласными, но хорошо понятными принципами секретных операций.

«Существуют тайные правила дорожного движения, - отмечает представитель военной разведки, - даже если они не закреплены на бумаге, особенно когда не ведется война на уничтожение». Это включает в себя соблюдение обычных границ разведдеятельности, отказ от пересечения определенных запретных линий и отказ от нападений на руководство или дипломатов друг друга. «В целом русские соблюдают эти глобальные красные линии, даже если эти линии невидимы», - говорит этот чиновник.

<…>

К июлю прошлого года обе стороны приготовились к длительному военному конфликту. По мере того как боевые действия расширялись, внимание Вашингтона сместилось с демонстративно-показательного развертывания войск в Европе для «сдерживания» России на поставки Киеву оружия для поддержания боеспособности Украины. Поддавшись уговорам Зеленского Соединенные Штаты согласились поставлять более качественное и дальнобойное оружие, которое теоретически может угрожать российской территории и может спровоцировать опасную эскалацию.

«Зеленский, безусловно, превзошел всех в получении того, что он хочет, но Киеву также пришлось согласиться на соблюдение определенных невидимых красных линий», - говорит представитель военной разведки. В рамках секретной дипломатии, которую в основном возглавляло ЦРУ, Киев обязался не использовать оружие для нападения на саму Россию. Зеленский открыто заявил, что Украина не будет атаковать Россию.

За кулисами также пришлось убедить десятки стран принять ограничения администрации Байдена. Некоторые из этих стран, включая Великобританию и Польшу, готовы пойти на больший риск, чем это устраивает Белый дом. Другие, в том числе некоторые из соседей Украины, не полностью разделяют американское и украинское рвение в конфликте, не имеют в своих странах единодушной общественной поддержки в части антироссийских усилий и не хотят излишней вражды с Путиным.

ЦРУ выпала задача как-то разруливать эту ситуацию, действуя через своих коллег из внешней разведки и тайной полиции, а не через публичных политиков и дипломатов. Управление создало за рубежом собственные оперативные базы и плацдармы. ЦРУ обратилось за помощью к соседям Украины, чтобы лучше понять Путина, а также Зеленского и его администрацию. Персонал Управления въезжал в Украину и выезжал из нее с секретными миссиями, чтобы помочь в эксплуатации нового оружия и систем, некоторые из которых остались секретными. Но операции ЦРУ всегда проводились с прицелом на то, чтобы избежать прямого столкновения с российскими войсками.

«ЦРУ действовало внутри Украины по строгим правилам и с ограничением количества сотрудников, которые могут находиться в стране одновременно», - говорит высокопоставленный сотрудник военной разведки. «Специалистам по «черным» операциям запрещено проводить миссии на Украине, а когда они это делают, то в очень узких рамках». («Черные» спецоперации относятся к тем, которые проводятся с соблюдением особой секретности.).

Обычно сотрудники ЦРУ могут регулярно делать то, что не могут делать военные США. В том числе внутри Украины. Американским военным, например, запрещен въезд в Украину, за исключением случаев, одобряемых Белым домом. Это ограничивает Пентагон небольшим числом сотрудников посольства в Киеве. Newsweek не удалось установить точное количество сотрудников ЦРУ на Украине, но источники предполагают, что их там не более 100 человек.

После того, как в феврале 2022 года все военнослужащие США были публично выведены с Украины, включая силы специальных операций, Белый дом определил роли, которые различные агентства могут играть в действиях США в связи с конфликтом. Президент Байден подписал директивы по национальной безопасности и «президентское заключение», разрешающее определенные тайные операции против России. Между Пентагоном и ЦРУ были установлены «полосы дороги», точно так же, как они были установлены в Афганистане сразу после 11 сентября. Бёрнс и министр обороны Ллойд Остин тесно сотрудничают. Отношения между Пентагоном и Управлением, по мнению ЦРУ, никогда не были лучше.

Теперь, более чем через год после начала СВО России, Соединенные Штаты используют две огромные логистические сети: одну общедоступную, а другую тайную. Суда доставляют грузы в порты Бельгии, Нидерландов, Германии и Польши, а затем эти грузы доставляются на Украину автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.

Однако над всей Центральной и Восточной Европой тайно курсирует флот коммерческих самолетов («серый флот»), перевозя оружие и поддерживая операции ЦРУ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА УКРАИНЕ, ДОГОВОРНЯЧКИ, ЦРУ, В США

Previous post Next post
Up