5 апреля 08:00
Виталий Орлов«Генералы» из КНР открывают новые возможности перед Силами специальных операций
На фото: бронированные машины CS/VN3 Dajiang (Фото: Наталия Федосенко/ТАСС)
Оборонка - среди наиболее эффективных отраслей экономики Белоруссии. Здесь сумели сохранить многое из доставшегося в наследство от СССР, сформировав один из самых продвинутых ОПК на постсоветском пространстве. Стратегическим партнером в военно-техническом сотрудничестве остается Москва, однако в последнее десятилетие Минск диверсифицировал внешнеполитические и внешнеэкономические связи с помощью Пекина.
Дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой установились еще в 1992 году, но их активное развитие началось лишь в 2014-м, то есть после возникновения конфликта между Россией и Украиной. Позиция последней не нашла понимания у руководства КНР, поскольку сделала невозможным расширение китайского присутствия в Восточной Европе через развитие связей с Киевом. Поэтому главная роль в реализации проекта «Один пояс, один путь» в этом регионе была отведена Белоруссии.
Нестабильность ситуации в мире с ее перманентной эскалацией Штатами и Евросоюзом инициировала бурное развитие сотрудничества между Пекином и Минском, в том числе и военно-технического, где, по мнению
Александра Лукашенко, Китай выступает идеальным партнером.
По оценке информагентства Sohu, обладание передовыми технологиями в области ракетных ПУ в сочетании с высоко развитой оборонной промышленностью обуславливает важность участия Белоруссии в военно-технических программах КНР. В НОАК благодарны «маленькой европейской стране», эффективно помогавшей Пекину в создании шасси для грунтовых ракетных комплексов, утверждает Sohu.
Для реализации проекта в белорусской столице в 2009 году было открыто совместное предприятие «Волат-Санцзян», учредителями которого выступили ОАО «Минский завод колесных тягачей» и аэрокосмическая корпорация «Санцзян». Основной специализацией СП стал выпуск гидромеханических передач для колесных тягачей и тяжелых автомобильных платформ. А главным результатом такого взаимодействия следует считать то, что преференции от запуска предприятия получили оба партнера: Китай приобрел дополнительные возможности для разработки собственных стратегических мобильных ракетных комплексов, Белоруссия обеспечила свою оборонку выгодными заказами. Отметим, что СП стало логическим продолжением начавшегося еще в 1998 году сотрудничества этих компаний. Именно тогда в Китае открылась «Санцзян Волат Компани, Лтд.», занимающееся сборкой многоосных колесных тягачей и шасси.
Позже Александр Лукашенко презентовал
Си Цзиньпину идею создания высокотехнологичных китайских или совместных предприятий, специализацией которых стало бы производство современных образцов вычислительной техники, средств наблюдения и связи, беспилотников.
В 2012-м China Aerospace Science and Technology Corporation и Национальная академия наук Белоруссии начали проект по формированию BELINTERSAT, Национальной системы спутниковой связи и вещания Республики Беларусь. Запуск первого спутника состоялся 15 января 2016 года с космодрома «Сичан».
Апогеем военно-технического сотрудничества Минска и Пекина стала совместная ракетная программа, по которой была разработана 301-мм реактивная система залпового огня В-200 «Полонез». В результате НИОКР, выполненных Заводом точной электромеханики (Минск) и Китайским исследовательским институтом ракетной техники (China Academy of Launch Vehicle Technology), пусковая установка для китайских ракет А200 (дальность до 200 километров) была размещена на шасси от МЗКТ.
К настоящему времени коллектив минского предприятия освоил технологию модернизации комплекса «Полонез» до версии В-300, использующей ракеты, способные поражать цели на 300-километровом удалении. В ближайшей перспективе намечается освоение аналога китайской оперативно-тактической ракеты M20/DF-12, дальность полета которой составляет недоступные западным РСЗО 500 километров. В качестве платформы предполагается шасси МЗКТ-7930. По мнению экспертов, такую версию следует считать уже оперативно-тактическим ракетным комплексом, вроде китайского GATSS (General Army Tactical Strike System), способного использовать различные типы крылатых и баллистических ракет: от А100 до CX-1.
И это не единственные посланцы китайского военпрома в Белоруссии. Армия страны пополняется (и достаточно активно) специальной техникой из Поднебесной. Так, недавно Силы специальных операций РБ приняли на вооружение тяжелые бронированные внедорожники Dajiang CS/VN3 («Великий генерал»). Правда, информации о «генералах», коих производит госкомпания Poly Technologies Inc., совсем мало. Точно известно лишь то, что полная масса броневика 8,7 тонны, мощность силового агрегата - 245 л. с., запас хода - не менее 600 километров.
А лет пять назад белорусские ВС получили партию небронированных внедорожников Dongfeng Mengshi, часто принимаемых за американские Hummer. Эксплуатантами этих машин, оснащенных белорусским вооружением, включая дистанционно управляемое, являются все те же ССО. Здесь следует обратить внимание на то, что Пекин и Минск работают по соглашению о безвозмездном и долгосрочном военно-техническом сотрудничестве. Между сторонами установлены настолько тесные связи, что армия Белоруссии иной раз получает технику, которой еще нет в НОАК.
Как считает большинство китайских экспертов, даже технологически развитая Россия вряд ли может обойтись без привлечения белорусских технологий, что заставляет Пекин особо ценить сотрудничество с Минском. Мало того, высшее руководство КНР называет Белоруссию и ее президента настоящими друзьями, помогающими стране преодолевать технологическую изоляцию, организованную Вашингтоном и Брюсселем. Равно как и Минск отдает себе отчет в том, что привлечение таких партнеров, как Пекин, помогает держать оборонку на должном уровне.
Иные западные «доброжелатели» стремятся представить белорусско-китайское ВТС как повод для столкновения интересов Пекина с Москвой. Якобы Россия, привыкшая быть ключевым партнером белорусской оборонки, недовольна создавшейся ситуацией. Однако все это высосано из пальца. И политическое, и военное руководство Белоруссии прекрасно осознает степень зависимости своих Вооруженных сил от кооперации с главным союзником - Российской Федерацией.
via