19.03.2023 г.ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ
«Пришло время Шестой республики! Народ имеет право на восстание!»
16 марта Cенат Франции в обход голосования в нижней палате парламента принял пенсионную реформу 195 голосами против 112 после десятидневных жарких дебатов. Законопроект, представленный в начале января премьер-министром
Элизабет Борн, предполагает повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет и отмену специальных режимов для некоторых трудных профессий.
Элизабет Борн не рискнула проверять поддержку пенсионной реформы в нижней палате и сделала выбор в пользу статьи 49.3 Конституции, которая позволяет принять документ без голосования в Национальной ассамблее.
Законопроект вызвал резкое неприятие во французском обществе. 15 марта прошла седьмая общенациональная забастовка. «Сотни тысяч французских демонстрантов наводнили города по всей стране, а бастующие рабочие нарушили работу железных дорог и закрыли школы в знак протеста против плана правительства повысить установленный законом пенсионный возраст в последней демонстрации силы перед принятием оспариваемого законопроекта», -
пишет The New York Times.
«Несмотря на то, что в среду [15 марта] в городах от Гавра в Нормандии до Ниццы на Французской Ривьере прошли толпы людей, совместный комитет законодателей из обеих палат парламента одобрил совместную версию законопроекта о пенсиях, отправив его на голосование [в сенат]».
Согласно опросу, проведенному социологической компанией Ellabe, три четверти французов были уверены, что закон будет принят, но заглядывали вперед, надеясь на то, что новая волна демонстраций может заставить правительство отозвать закон даже после его принятия.
Некоторые протестующие заявили журналистам, что они экономили деньги в ожидании будущих потерь заработной платы, связанных с забастовкой.
«На самом деле цель состоит в том, чтобы продержаться как можно дольше», - сказала 26-летняя Бенедикт Пельве, которая шла в рядах демонстрантов с картонной коробкой, в которую собирала деньги для поддержки бастующих железнодорожников.
56-летний Реми Буланже, участвовавший во всех восьми общенациональных демонстрациях против пенсионной реформы, сказал, что у протестующих растет гнев по отношению к правительству. Согласно опросу Ellabe, около 70% французов хотят, чтобы протесты продолжались, а четверо из 10 говорят, что они должны усилиться.
Франция имеет долгую историю уличных демонстраций. Совсем недавно движение
«жёлтых жилетов», зародившееся в 2018 году, привело к демонстрациям, которые продолжались в течение нескольких месяцев и вынудили правительство отказаться от планов повышения налогов на топливо. В другой раз французское правительство уступило демонстрантам и отозвало уже принятый закон о трудоустройстве молодежи.
Закон о первом приёме на работу, вызвавший острую социальную напряженность во французском обществе, разрешал работодателю увольнять новых сотрудников в возрасте до 26 лет в течение первых двух лет без объяснения причин. В протестах против принятия закона принимали участие студенты и профсоюзы по всей стране. Президент Жак Ширак под давлением согласился заменить принятую редакцию «договора первого найма» на другой законопроект.
15 марта глава Всеобщей конфедерации труда (CGT) Филипп Мартинес отказался раскрыть планы дальнейшей борьбы корреспонденту The New York Times, но 17 марта несколько сотен активистов CGT
перекрыли в трех местах парижскую окружную дорогу.
Среди них было много работников французской государственной энергетической компании EDF. Многие демонстранты пели «мы здесь, мы здесь», «мы не хотим 49,3», «забастовка, блокада, Макрон вон», «уход на пенсию в 60, мы боролись за это, мы будем бороться, чтобы сохранить его».
Лидер левой партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон заявил 17 марта, что демонстрации продолжаются по всей стране. Меланшон отметил, что принятая в стране пенсионная реформа не имеет законной силы, её не поддержали ни депутаты Национального собрания, ни жители страны.
Меланшон заявил и о намерении выдвинуть вотум недоверия правительству. Его поддержала лидер «Национального объединения»
Марин Ле Пен.
17 марта Меланшон решил подлить масла в огонь и написал в «Твиттере»: «Пятая республика на последнем издыхании. Пришло время созвать Учредительное собрание, пришло время Шестой республики! Народ имеет право на восстание!»
15 марта тысячи демонстрантов, собравшихся у французского парламента на площади Согласия,
пели «Интернационал»,
разводили костры, строили баррикады, бросали в полицию дымовые шашки,
скандировали: «Сопротивление!» (Resistance!)
17 марта площадь Согласия вновь
была заполнена тысячами манифестантов, на которых пошла в атаку полиция, арестовав 68 человек. Пятеро полицейских были ранены.
Парламентская оппозиция намерена внести 20 марта вотум недоверия правительству.
Генеральный секретарь CFDT Лоран Берже призывает президента республики отменить пенсионную реформу, если он хочет «погасить огонь» социального гнева, разжигаемого применением конституционного оружия, то есть статьи 49,3, для принятия законопроекта.
Итальянская La Repubblica публикует фотографию демонстрантов, собравшихся на площади Согласия в Париже с дымовыми шашками. Немецкая ежедневная газета Die Zeit обеспокоена протестом, который грозит стать радикальным, отмечая, что в некоторых муниципалитетах сотрудники электростанций отключили электроэнергию.
Сообщения о принятии пенсионной реформы без голосования в парламенте размещаются на первых полосах крупных британских, испанских, немецких, бельгийских, даже американских ежедневных газет.
Сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович в интервью ФСК отметила, что «Макрон разжигает социальный огонь, в котором могут сгореть не только он и его правительство, но и вся Пятая республика».
via