Стратегия США в Центральной Азии на 2019-2025 годы: укрепление суверенитета и процветания

Mar 05, 2023 19:34

5 февраля 2020 года
Бюро по делам Южной и Центральной Азии
Доклад

Предисловие




Соединённые Штаты были в числе первых стран, приветствовавших независимость Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, и последовательно работали в течение последних трёх десятилетий, поддерживая безопасность, развитие и процветание каждой из этих стран. Центральная Азия всегда была стратегическим и торговым перекрёстком для цивилизаций между Европой и Азией. Главный стратегический интерес Соединённых Штатов в этом регионе заключается в создании более стабильной и процветающей Центральной Азии, которая может свободно реализовывать политические, экономические интересы и интересы безопасности с различными партнерами на своих собственных условиях; связана с мировыми рынками и открыта для международных инвестиций; имеет сильные демократические институты, соблюдает верховенство закона и уважает права человека. Стабильная и защищённая Центральная Азия вносит непосредственный вклад в усилия США по борьбе с терроризмом, поддержке региональной стабильности, укреплению энергетической безопасности и повышению экономического процветания в регионе и за его пределами.

С этой целью Соединённые Штаты предоставили прямую помощь на сумму более $9 млрд. в поддержку мира и безопасности, демократических реформ и экономического роста, а также для удовлетворения гуманитарных потребностей. Не менее важно то, что под руководством Соединённых Штатов Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития предоставили более $50 млрд. в виде кредитов, займов и технической помощи, предназначенных для поддержки развития региона. Между тем, частный сектор США инвестировал более $31 млрд. в коммерческие предприятия в регионе, создавая тысячи местных рабочих мест и наращивая человеческий потенциал. Наконец, Соединённые Штаты наладили прочные связи между людьми с каждой из стран Центральной Азии, в том числе путём прямого финансирования более 40000 учебных и профессиональных обменов. Множество выходцев из Центральной Азии иммигрировали в разные американские города и в настоящее время образуют энергичные и динамичные диаспоры, которые сохраняют глубокие связи с родными странами.



С тех пор как в 2015 году была утверждена предыдущая Стратегия Соединённых Штатов в Центральной Азии, новые лидеры в регионе создали новые возможности для ориентированного на реформы развития, внутрирегиональных связей и сотрудничества, а также для более активного взаимодействия с США. В частности, новые правительства в регионе заявили о более глубокой приверженности проведению политических и экономических реформ, в том числе в рамках двустороннего сотрудничества с Соединёнными Штатами. Кроме того, улучшение межрегиональных связей и растущее понимание ценности совместной работы в качестве региональной группы расширили потенциал для взаимодействия с США через платформу “C5+1”. Усилия центральноазиатских государств по увеличению иностранных инвестиций и привлечению американского бизнеса повышают готовность лидеров стран Центральной Азии проводить реформы в области верховенства права и соблюдать международные нормы.

США профинансировали более 70 проектов по всей Центральной Азии, которые защищают и сохраняют уникальные культурные древности, традиции и археологические памятники региона для будущих поколений.

Новая Стратегия США в Центральной Азии предполагает сохранение некоторых постоянных факторов из предыдущей стратегии в отношении ключевых событий в регионе: внутренний и трансграничный терроризм будет оставаться основной проблемой безопасности, и центральноазиатские государства будут продолжать сталкиваться с угрозами стабильности, такими как радикальный экстремизм, незаконный оборот наркотиков и дезинформация.

Наконец, в основе этой новой стратегии лежат некоторые основные принципы. Центральная Азия является геостратегическим регионом, важным для интересов национальной безопасности Соединённых Штатов, независимо от уровня активности США в Афганистане. Соединённым Штатам необходимо уделять особое внимание сотрудничеству в тех областях, где они обладают сравнительным преимуществом, в частности, поощряя активность частного сектора и прозрачность государственной политики и регулирования, способствующих соблюдению международных стандартов, включая экологические гарантии. Когда прогресс в реформировании неравномерен, США должны в координации с партнёрами-единомышленниками предлагать конкретную помощь в преодолении препятствий, разъясняя при этом преимущества соответствия международным нормам и законодательству.

Цели политики

По мере продвижения вперёд Соединённые Штаты будут работать с государствами Центральной Азии в целях повышения их устойчивости к краткосрочным и долгосрочным угрозам их стабильности; укрепления их независимости от вредоносных субъектов; и развития партнёрских отношений с Соединёнными Штатами в области политики, экономики и безопасности. Усилия США в области развития должны способствовать укреплению региональной независимости, а не создавать зависимость.

Соединённые Штаты преследуют шесть всеобъемлющих и взаимодополняющих целей. Эти цели таковы:

1. Поддержка и укрепление суверенитета и независимости государств Центральной Азии, индивидуально и в рамках всего региона. При последовательном взаимодействии со стороны США в вопросах экономики, энергетики, безопасности, демократии и управления центральноазиатские государства будут функционировать как регион партнёров по сотрудничеству, повышая свою способность сохранять индивидуальный суверенитет и делать чёткий выбор для достижения и сохранения экономической независимости.

США расширят своё дипломатическое взаимодействие в регионе и будут оказывать программную помощь в поддержку усилий местных органов власти по укреплению демократических институтов и повышению экономического благосостояния. Кроме того, Соединённые Штаты будут поддерживать усилия по преодолению разногласий, которые разделяют регион. Поддержка США единой электрической сети по всей Центральной Азии будет способствовать торговле излишками электроэнергии для снижения издержек потребителей, генерированию доходов для поставщиков, укреплению региональной энергетической безопасности и уменьшению зависимости от внешних субъектов. Американский университет Центральной Азии в Бишкеке является растущим центром, в котором умнейшие молодые люди региона могут получить американские дипломы, приобрести востребованные деловые навыки и создать пожизненные региональные связи.

Обучайтесь вместе, сражайтесь вместе

Совместные военные инициативы, такие как учения “Степной орёл” и Программа партнёрства государств, укрепляют доверие, и взаимодействие, а также повышают региональную безопасность в Центральной Азии. Американские программы устанавливают и поддерживают долгосрочные отношения и связи между военнослужащими посредством регулярных учений и совместных тренингов.

2. Сокращение террористических угроз в Центральной Азии. Центральноазиатские общества будут развивать устойчивость к экстремистской идеологии и не станут убежищем для террористических организаций.

В рамках двусторонних программ военного и гражданского партнерства Соединенные Штаты сотрудничают с центральноазиатскими государствами в целях изучения, выявления, предотвращения и противодействия насильственному экстремизму; возвращения, реабилитации и реинтеграции в общество иностранных боевиков-террористов и их семей; и укрепления потенциала правоохранительных органов и служб безопасности по защите границ и пресечению передвижения террористов и торговли людьми в Центральную Азию и через неё. Соединённые Штаты инвестировали более $90 млн. в пограничную безопасность в Центральной Азии, проведя более 200 мероприятий по подготовке кадров и обучив более 2600 пограничников.

Каждый год жители Центральной Азии 1,4 миллиона раз посещают “Американские центры” для изучения английского языка, знакомства с американской культурой и получения востребованных навыков. С момента обретения независимости более 40000 учащихся, специалистов и должностных лиц из стран Центральной Азии получили американское финансирование для посещения США в целях профессионального развития.

3. Расширение и продолжение поддержки стабильности в Афганистане. Центральноазиатские государства станут стабильными, защищёнными и активными партнёрами Соединённых Штатов и продолжат поддерживать международные усилия по стабилизации Афганистана.

Соединённые Штаты осознают, что безопасный и стабильный Афганистан является главным приоритетом для правительств государств Центральной Азии, и каждое из них должно сыграть важную роль в поддержке мирного процесса, который положит конец конфликту. США будут призывать государства Центральной Азии развивать экономические и торговые связи с Афганистаном и обеспечивать образец стабильного государственного управления многонациональными странами с мусульманским большинством.

4. Содействие развитию связей между Центральной Азией и Афганистаном. Центральноазиатские государства будут развивать более тесные связи с Афганистаном по линии энергетики, экономики, культуры, торговли и безопасности, которые непосредственно способствуют региональной стабильности.

Осознавая, что процветающие, стабильные и чувствующие себя в безопасности экономические партнёры редко вступают в вооружённые конфликты, Соединённые Штаты поддерживают прочные деловые и инфраструктурные связи между Центральной Азией и Афганистаном. Проект CASA-1000 направлен на укрепление экономики стран Центральной Азии путём содействия экспорту электроэнергии из Центральной Азии в Афганистан и Пакистан. Одновременно мы работаем над упрощением визовых и таможенных процессов в Центральной Азии в поддержку Лазуритового коридора, который обещает значительно улучшить торговлю Центральной Азии и Афганистана со странами Европы и Евразии.

Пограничная безопасность

США инвестировали более $90 млн. в обеспечение безопасности границ для более эффективного выявления и пресечения незаконного оборота и уголовного преследования виновных, включая подготовку сотрудников таможенных и пограничных служб, модернизацию оборудования для обеспечения безопасности границ и создание 13 оперативных пограничных постов по всему региону.

5. Содействие реформированию системы верховенства закона и соблюдению прав человека. Государства Центральной Азии будут укреплять свою стабильность путём обеспечения значимого вклада граждан, инклюзивных политических систем посредством выборов, прозрачности процесса разработки политики, верховенства закона и уважения прав человека.

Соединённые Штаты предоставляют странам Центральной Азии техническую экспертизу в области разработки и реализации реформ сектора правосудия, которые необходимы для защиты прав человека, а также для улучшения инвестиционного климата и сохранения высококвалифицированного человеческого капитала. США поддерживают укрепление организаций гражданского общества, с тем, чтобы граждане могли вносить значимый вклад в решение ключевых вопросов государственной политики, повышая отзывчивость правительств к своим гражданам. Программы Посольств США предоставляют сотням журналистов навыки и связи, необходимые для обеспечения подотчётности правительств перед своими гражданами и освещения новых усилий правительств по улучшению жизни обычных людей.

Глобальная многосторонняя дипломатия

В поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности государств Центральной Азии США консультируются и координируют свои действия с партнёрами-единомышленниками, включая Европейский союз и другие страны с платформами “С5+1”, для максимизации совместных усилий и обеспечения участия США в укреплении процветания и устойчивости центральноазиатских государств.

6. Содействие США инвестициям и развитию в Центральной Азии. Благоприятная среда для бизнеса в Центральной Азии будет прозрачной, открытой, справедливой, привлекательной для американских компаний и способствующей достижению более широких целей в области развития.

Соединённые Штаты работают с каждой из стран Центральной Азии над проведением реформ, необходимых для привлечения большего объёма иностранных инвестиций, в том числе со стороны американских компаний. В рамках реформы начального, среднего и высшего образования Соединённые Штаты работают над тем, чтобы оснастить следующее поколение востребованными техническими, управленческими навыками, а также навыками английского языка и критического мышления, необходимыми для поддержки экономики 21-го века, которая привлекает международные инвестиции и производит местных предпринимателей.

*В глобальном масштабе Соединённые Штаты являются крупнейшим в совокупности акционером ведущих многосторонних банков развития (МБР), включая Всемирный банк, Азиатский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. С момента обретения центральноазиатскими республиками независимости МБР предоставили им гранты, займы и гарантии на сумму свыше $50 млрд.

Дипломатическая платформа “С5+1”

На мероприятиях “С5+1” встречаются представители пяти центральноазиатских государств и США для решения общих проблем, а также для содействия региональному диалогу и сотрудничеству.

Видение

Эффективная реализация этой стратегии поможет обеспечить, чтобы Центральная Азия была стабильным и безопасным регионом, который углубляет взаимодействие с Соединёнными Штатами. Каждая страна должна провести реформы, которые откроют регион для международных инвестиций и укрепят демократические институты. Мы будем работать над обеспечением всё более тесных связей стран региона с Европой через Кавказ, с Афганистаном и Южной Азией, а также с мировыми рынками. Мы будем помогать странам укреплять их экономический и политический суверенитет, развивать более глубокую устойчивость, повышать их готовность и способность сотрудничать друг с другом в областях, представляющих взаимный интерес. Успешное взаимодействие США со странами Центральной Азии также будет способствовать продвижению наших собственных интересов национальной безопасности и вносить вклад в защиту территории США, наших граждан и интересов за рубежом. Тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут способствовать продвижению американских ценностей, и служить противовесом влиянию региональных соседей. И, наконец, расширение возможностей для американских компаний повысит экономическое процветание в регионе, а также поддержит занятость и промышленность в Соединённых Штатах.

Дипломатическая платформа “С5+1”

Участие США в “С5+1” поддерживает региональные связи, а также суверенитет, независимость и территориальную целостность стран Центральной Азии. Проекты “С5+1” реализуются по всей Центральной Азии благодаря помощи Правительства Соединённых Штатов на сумму более $34 млн. в области безопасности, экономических связей и окружающей среды. В рамках “С5+1” страны-участницы подтвердили свою приверженность:

• совместной работе над преодолением общих вызовов безопасности;
• активизации региональных усилий по борьбе с терроризмом и сотрудничества в области пограничной безопасности;
• противодействию насильственному экстремизму в регионе;
• поддержке Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2018 года об укреплении регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральной Азии;
• изучению путей укрепления сотрудничества в содействии созданию стабильного, мирного и экономически процветающего Афганистана; и
• изучению дополнительных областей сотрудничества, таких как обмен информацией.

Перевод

Первисточник

P/S

Как всегда в подобных документах, лож с первой строки: «Соединённые Штаты были в числе первых стран, приветствовавших независимость Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, и последовательно работали в течение последних трёх десятилетий, поддерживая безопасность, развитие и процветание каждой из этих стран». Очевидно, поэтому регион сотрясали цветочные революции, а «развитие и процветание каждой из этих стран» строится на переводах гастарбайтеров, которые обосновались в России. Второй результат этой работы: «Множество выходцев из Центральной Азии иммигрировали в разные американские города и в настоящее время образуют энергичные и динамичные диаспоры, которые сохраняют глубокие связи с родными странами». Уже сегодня заметна деятельность этих диаспор на территории России.

И как всегда все эти «мирные программы» призваны решать одну задачу: «Центральная Азия является геостратегическим регионом, важным для интересов национальной безопасности Соединённых Штатов, независимо от уровня активности США в Афганистане». Основным интересом Гегемона является его безопасность, а поэтому он будет действовать в рамках демократии: «Соединённые Штаты будут работать с государствами Центральной Азии в целях повышения их устойчивости к краткосрочным и долгосрочным угрозам их стабильности; укрепления их независимости от вредоносных субъектов; и развития партнёрских отношений с Соединёнными Штатами в области политики, экономики и безопасности». Очевидно «вредоносные субъекты» это в первую очередь Россия, а потом Китай, вот такая «мирная программа», в рамках которой и будет навязываться «безопасность».

Для обеспечения своих интересов Гегемон обозначил 6 целей:

«1. Поддержка и укрепление суверенитета и независимости государств Центральной Азии, индивидуально и в рамках всего региона», - цветочные революции отшумели, теперь можно заняться формированием ручных элит. Долгосрочное влияние формируется в учебных заведениях, для этого Гегемон создал один из них в регионе: «Американский университет Центральной Азии в Бишкеке является растущим центром, в котором умнейшие молодые люди региона могут получить американские дипломы».

«2. Сокращение террористических угроз в Центральной Азии. Центральноазиатские общества будут развивать устойчивость к экстремистской идеологии и не станут убежищем для террористических организаций». Это уже перебор в лицемерии, интересно, а кто создал и финансировал большую часть, если не все, террористические организации Ближнего Востока, и теперь Гегемон хочет сказать, что в этом регионе он будет бороться со своими креветками. В рамках этой программы «Соединённые Штаты инвестировали более $90 млн. в пограничную безопасность в Центральной Азии, проведя более 200 мероприятий по подготовке кадров и обучив более 2600 пограничников», интересно, как всё это согласуется с присутствием российских пограничников, или это уже в рамках противостояния «вредоносным субъектам».

«3. Расширение и продолжение поддержки стабильности в Афганистане. Центральноазиатские государства станут стабильными, защищёнными и активными партнёрами Соединённых Штатов и продолжат поддерживать международные усилия по стабилизации Афганистана». Это, пожалуй, самое интересное, Гегемон разворошил Афганистан, перевёз туда остатки ДАИШ, а теперь предлагает центральноазиатским государствам заняться нормализацией ситуации у соседа. А возможно всё проще, в ходе этих взаимодействий, центральноазиатский регион превратится в Афганистан-2, под боком России и Китая, т.о. будет создан очаг напряжённости для давления сразу на обоих геополитических конкурентов Гегемона.

Развивая третью задачу, Гегемон вводит следующую:

«4. Содействие развитию связей между Центральной Азией и Афганистаном. Центральноазиатские государства будут развивать более тесные связи с Афганистаном по линии энергетики, экономики, культуры, торговли и безопасности, которые непосредственно способствуют региональной стабильности». Ясно, что в Афганистане нет генерирующих мощностей, следовательно, центральноазиатские государства будут просто донорами и поэтому в рамках первого положения: «Поддержка США единой электрической сети по всей Центральной Азии будет способствовать торговле излишками электроэнергии для снижения издержек потребителей, генерированию доходов для поставщиков, укреплению региональной энергетической безопасности и уменьшению зависимости от внешних субъектов». Внешний, т.е. «вредоносный субъект» это очевидно Россия, её и нужно исключить из процессов форматирования региона по лекалам Афганистана.

А вот ещё одно высокопарное заявление: «Осознавая, что процветающие, стабильные и чувствующие себя в безопасности экономические партнёры редко вступают в вооружённые конфликты», - правда, не понято, почему Гегемон лезет везде со своими войсками, похоже он не чувствует себя в безопасности, тогда не понятно зачем все эти ракеты и ядерное оружие.

Ещё одна любимая тема: «5. Содействие реформированию системы верховенства закона и соблюдению прав человека». Под этими лозунгами бал разрушен Союз, в чём Гегемон принимал самое деятельное участие, теперь этот механизм раскручивают против Китая, а чтобы центральноазиатские государства не спрыгнули: «Программы Посольств США предоставляют сотням журналистов навыки и связи, необходимые для обеспечения подотчётности правительств перед своими гражданами и освещения новых усилий правительств по улучшению жизни обычных людей». Можно было бы, как и прежде спорить со всей западноцентричной правозащитной толпой, о ценности подобных заявлений от Гегемона, но лучше упростить процедуру, пусть он сначала разберётся со всеми своими гендерами и Black Lives Matter, а потом берётся учить правам остальных. А так как он не обращает внимания на собственные проблемы, но усиленно ищет их у других, то нужно понимать, что это просто ещё один инструмент гибридной войны, удивляет только, почему никто не использовал это против Гегемона, возможно Китай исправит это упущение.

Вся эта трескотня только для анестезии, чтобы обеспечить выполнение основной задачи: «6. Содействие США инвестициям и развитию в Центральной Азии. Благоприятная среда для бизнеса в Центральной Азии будет прозрачной, открытой, справедливой, привлекательной для американских компаний и способствующей достижению более широких целей в области развития». Это и есть реальная политика по формированию однополярного мира, но наша домашняя либеральная тусовка, всё ещё шумит об открытых рынках и свободной конкуренции, но Гегемон утверждает вполне откровенно: «Благоприятная среда для бизнеса в Центральной Азии будет прозрачной, открытой, справедливой, привлекательной для американских компаний». Если войдут не американские компании, то эта среда сразу перестанет быть благоприятной, прозрачной и привлекательной, а государства превратятся в тоталитарные, именно для этого и нужны «Программы Посольств США».

К вопросу своей безопасности Гегемон подходит фундаментально, а что может быть фундаментальней образования и воспитания будущих элит: «В рамках реформы начального, среднего и высшего образования Соединённые Штаты работают над тем, чтобы оснастить следующее поколение востребованными техническими, управленческими навыками, а также навыками английского языка и критического мышления». Тут главное «критическое мышление», в рамках которого, тот, кто тебя научил, он всегда прав, но твоя страна права только в том случае если идёт в фарватере Гегемона, а лучше, если будет только критическое, но без мышления.

В конце документа Гегемон ещё раз подчёркивает, для чего и против кого всё это: «Мы будем работать над обеспечением всё более тесных связей стран региона с Европой через Кавказ, с Афганистаном и Южной Азией». Это же список стран, которых мобилизуют для тарана южных рубежей России. И всё это уже под знакомые мотивы о демократии: «Каждая страна должна провести реформы, которые откроют регион для международных инвестиций и укрепят демократические институты», - при этом нужно понимать, что Гегемон имеет собственное понятия демократии, и если кто-то не будет соответствовать его видению, то демократизация будет осуществлена по югославскому варианту. И даже, если всё будет реализовано в полном соответствии с методичками Гегемона, это не гарантия силовых исправлений в случае вольностей или отклонений в ходе выполнения основной задачи - обеспечения мирового доминирования Гегемона. И вполне откровенно: «Успешное взаимодействие США со странами Центральной Азии также будет способствовать продвижению наших собственных интересов национальной безопасности и вносить вклад в защиту территории США, наших граждан и интересов за рубежом», - чтобы у исполнителей программы со стороны Гегемона и западных партнёров не возникало сомнений. И Дальше: «Тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут способствовать продвижению американских ценностей, и служить противовесом влиянию региональных соседей», - прямое указание против кого дружим.

Для реализации основной задачи под дымовой завесой обо всём хорошем, уже создана и действует структура под литерой «С», но до семёрки не дотянули, хотя и приплюсовали единицу, словно проверяя собственные знания правил элементарной арифметики, очевидно и придумали такое название «С 5+1».

Гегемон наращивает своё присутствие в центральноазиатском регионе явно не для процветания местных аборигенов, за ним альтруизма не замечено, а лишь для того, чтобы остановить Китай и устранить Россию, тогда задача доминирования будет решена, во всяком случае, на ближайшие 20-30 лет. А там, на основе наших ресурсов и новых технологий, которые уже на подходе, можно будет решить задачу окончательно. Так что украинский кризис это один из этапов большой игры, и возможно не самый главный, может не стоит затягивать с решением этой задачи, и готовится к следующему этапу.
via

ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ, В СРЕДНЕЙ АЗИИ, В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, В США

Previous post Next post
Up