9 часов назад
AlekseiPodkletnov
ЧАСТЬ 1
Мировые СМИ пишут громкие заголовки, что «сотрудничество с Apple принесло знаменитому инвестбанку Goldman Sachs убыток в размере 1,2 млрд долларов». Бывает, пишут даже, что «Тим Кук обвел Голдманов вокруг пальца». На самом деле, все не совсем так. Разбираемся в произошедшем, попутно вспоминая основы розничного кредитования
Примерно так по мнению уважаемых экспертов должен сейчас выглядеть Тим Кук. Ведь он не только избегает массовых сокращений в своей компании, но и обхитрил чешуйчатых из Goldman Sachs
В этой небольшой статье я попытаюсь разобраться, что случилось на самом деле, и почему предлагаемая СМИ интерпретация ситуации наводит на ложные выводы.
Небольшое вступление - как Goldman заходил в банковский ритейл
Если вы не очень понимаете, как связаны производитель Айфонов и финансовая организация, которую обвиняют во всех мыслимых бедах рода человеческого, то давайте расскажу небольшую предысторию.
Goldman Sachs - поистине легендарный банк. По сути, это синоним инвестиционного банкинга. Пожалуй, именно с Голдманом ассоциируются выхолощенные надменные молодые люди, помогающие крупнейшим компаниям проворачивать многомиллиардные сделки и эффективно вкладывать колоссальный капитал.
Однако до недавнего времени Goldman не был представлен в розничном банкинге. Голдманы не выпускали карточки, не выдавали кредиты и вообще не работали в банковском B2C.
В 2016 г. банк запустил свой первый проект в рознице - необанк Marcus, названный в честь основателя компании Маркуса Голдмана. Фишкой необанка была более высокая чем у большинства конкурентов доходность по депозитам. Достигалось она за счет проработанных стратегий вложения полученных средств - ведь что‑что, а инвестировать бабки (особенно чужие) ребята из Голдмана умеют. А поверх депозитного «конкурентного преимущества» Marcus нанизал выпуск карточек, кредитные продукты и много что еще.
Основатель Goldman Sachs Маркус Голдман. Иными словами, главный рептилойд с самой блестящей чушеей.
Marcus был довольно успешным проектом - через три года работы в его портфеле было 80 млрд долл. депозитов американских вкладчиков.
Но Голдманам хотелось большего, и в 2019 г. у них появилась эпическая возможность.
Как Голдманам подвернулся под руку Apple
Ко второй половине десятых у руководства Apple окончательно закрепилось понимание, что они являются полноценной экосистемой. В ее центре - устройство, а поверх можно нанизывать кучу разных продуктов и сервисов, за счет чего дополнительно монетизировать свою лояльную (очень лояльную!) клиентскую базу.
А как известно, у любой нормальной экосистемы должен быть свой финансовый продукт. Поэтому летом 2019 г. Apple решили запустить свою кредитную карту Apple Card. Ну, чтобы у их любимых‑дорогих клиентов было еще меньше отмазок от покупки очередного Айфона, а капитализация не ограничивалась жалкими 2 триллионами долларов.
Но Apple - не банк, поэтому технические вопросы решили доверить профессионалам с громким брендом - как раз‑таки Goldman Sachs.
Яблочные «наполняли» карту привилегиями - бесплатный выпуск и обслуживание, повышенная надежность и приватность в лучших традициях Apple (вы ведь помните их рекламу, где «яблочко защелкивается на замок»?) и, разумеется, автоматическая доступность карты в Apple Wallet (оттуда же можно быстро оформить виртуальную карту).
Goldman же обеспечивал технические рельсы продукта по модели BaaS (banking‑as‑a‑service) - предоставлял свои инструменты для формирования кредитных лимитов и управления ими, расчета балансов и вознаграждений, лицензированию нужных видов деятельности и т. д. А также, именно Голдман брал на себя обязательство по резервированию «плохих» долгов (это прошу запомнить, это самый важный для нас момент, ниже поговорим про него подробнее).
В итоге складывалось партнерство по типу win‑win. Apple дополнял свою экосистему продвинутым финансовым продуктом и расширял платежеспособность своих клиентов. А Goldman получал лакомую возможность запустить лапу в платежеспособную клиентскую базу Яблочных. Ну и заодно круто увеличивал свой вес в розничном банкинге.
Примерно так в 2019 г. Голдманы пиарили карту Apple. "Другой тип карты, другой тип партнерства" - в общем, полный фарш
3 года Apple Card успешно развивалась на рынке США. В начале 2022 г. почти 7 миллионов американцев были держателями данной карточки. На волне успеха на банковском поприще Apple даже решил запустить собственный BNPL сервис, тоже на рельсах Голдмана. Про это я детально писал
вот тут.
Однако месяц назад многие уважаемые финансовые (и не только) СМИ запестрили заголовками а‑ля «Apple Card принесла банку Goldman Sachs 1,2 млрд долл. убытков». Примеры
вот и
вот, а вообще тысячи их, можете погуглить.
И это не совсем так. Вернее, формально СМИ не врут, но при этом подобный, скажем так, стиль изложения фактов формирует у читателей некорректную картину происходящего.
Давайте разберемся, что конкретно тут не так.
Необходимый ликбез - как банки работают с кредитными картами
Чтобы понять, почему тезис про убытки не совсем корректный, нужно немного покопаться в кишках банковских механизмов. А именно, их работы с рисками.
Итак. Когда абсолютно любое финансовое учреждение имеет дело с кредитными продуктами, оно проводит некую классификацию каждой кредитной операции. Это делают абсолютно все уважающие себя банки, и даже не совсем банки. Наверно, только всем известные сервисы а‑ля «БыстроДеньги» и «8-800-555-35-35» (ставь лайк, если пропел эти цифры) так не делают, да и то не факт.
Подобные оценки делают для всех или почти всех продуктов, где есть хоть какой‑то намек на кредитную составляющую - потребительские кредиты, целевые кредиты (ипотеки, автокредиты и т. д.), а также кредитные карты и даже рассрочки с BNPL.
Пару слов про то, как устроена кредитная карта. Во‑первых, в основе каждой кредитки лежит кредитная линия:
Кредитная линия - определенная сумма, в рамках которой банк готов одалживать вам деньги в течение определенного периода. Сверху кредитная линия ограничена кредитным лимитом.
Например, кредитная линия с лимитом в 300 тыс. руб. в месяц означает, что каждый месяц банк позволит вам сунуть руку в его копилку, и взять оттуда 300 тыс. руб. При этом можете взять хоть 300 тыс. сразу, хоть 300 раз по тысяче. Разумеется, это деньги вам дают не бесплатно, а, таки‑да, за определенный процент. Который придется платить, если вы вышли за грейс‑период.
Грейс‑период - период времени, когда вы можете пользоваться кредитными средствами бесплатно, т. е. - без процентов.
Сделано это, разумеется, не по доброте душевной, а чтобы людишки меньше сопротивлялись, когда их подсаживают на регулярное цикличное использование кредитных денег. Хотя, если грамотно пользоваться кредиткой «с холодной головой», то можно не платить проценты и получать выгоду от всяких кэшбэков и бонусов (которые у кредиток обычно выше, чем у дебетовых карт, потому что экономика продукта сходится лучше). Поговаривают, что муж‑подруги‑кошки‑брата так делал, но это не точно.
Примерно так выглядит человек, который умеет использовать кредитку с выгодой для себя, и при этом не платить проценты.
ПРОДОЛЖЕНИЕ