17 января
Юниверсал Моторс
В 1974 г. Советский МотоПром шокировал всех мотолюбителей, выпустив модель ИЖ Планета Спорт. По тем временам это было нечто для отечественной промышленности, этот мотоцикл был настоящим технологическим прорывом. Его скоростные и динамические характеристики потрясали. Мотоцикл был очень непохожим на других своих ижевских собратьев как внешне, так и по конструкции
Как свежий глоток, свободный, изящный, резвый, и, главное - спортивный. Таким знатоки запомнили мотоцикл «Иж-ПС». Его отличие от других советских байков 70-80-х годов поразительно, так как среди своих конкурентов, эта модель была самой быстрой из "дорожников".
История создания
В конце 60-х начале 70-х годов термин спортивный мотоцикл имел немного другое значение. Пределом мечтаний советского мотолюбителя была 2-тактная 350-кубовая "Ява", способная разгоняться до 120 км/ч. Выпуск Иж-ПС - пример того, как новаторская гениальная инженерная мысль воплотилась в жизнь. Мы знаем, что в Советском Союзе далеко не все передовые технические идеи получали возможность реализоваться, в следствие закостенелой политики партии.
Ходила легенда, что в свое время жизнь этот мотоцикл получил, благодаря тому, что лично Брежнев увидел экспериментальный экземпляр ИЖ Планеты Спорт.
Сборка ПС на Ижевском мотозаводе: 80-е годы
В начале 70х была выпущена пробная партия мотоциклов, один из которых и был продемонстрирован главе страны. Брежнев был поражен тем фактом, что такой мотоцикл был произведен на территории СССР. Ему пояснили, что производство нерентабельно, и в перспективе сборка мотоцикла будет прекращена. Но Брежнев возразил, что такой мотоцикл является гордостью для страны, в следствие чего ИЖ Планета Спорт выпускался еще чуть более 10 лет.
Технические характеристики
По качеству изготовления и техническим характеристикам, европейские, японские и советские мотоциклы нос в нос шли до середины 60х годов. К концу 60-х наши начали уверенно регрессировать, и Планета Спорт - это последний мотоцикл, способный состязаться с иностранными «одноклассниками». Внешне Иж-ПС напоминал японские мотоциклы середины 1960-х годов (например, Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года).
Yamaha 350R5
Именно так в конце шестидесятых в начале семидесятых и выглядели все спортивные мотоциклы.
Это единственный советский двухтактный мотоцикл, у которого присутствовала раздельная система смазки. Во все остальные двухтактники масло надо заливать прямо в топливо. Благодаря 350-кубовому мотору с диаметром поршня 76 мм и японскому карбюратору Mikuni, мотоцикл развивал 32 л.с. на 6700 об/мин. Для одиночного байка весом 135 кг это приличная мощь. Оригинальным было и крепление двигателя Иж-ПС к раме - при помощи резиновых подушек. Первые партии были оснащены японским электрооборудованием. Переднее колесо было размером 3,0х19".
По динамическим показателям «Спорт» был на высоком уровне: c максимальной скоростью в 140 км/ч и десятью секундами для разгона до ста км/час. Более поздние модели ИЖ-ПС отличались более длинным задним крылом и изогнутостью выхлопной трубы. Мотолюбители занимались расточкой цилиндра, увеличивая тем самым мощность почти в полтора раза. Стандартный «ИЖ-ПС» мог выдержать без тюнинга двигателя до 50-60 тыс. км.
В первых версиях мотоцикла, помимо японского карбюратора, устанавливались и другие импортные комплектующие: амортизаторы Koni, электрооборудование Denso, японская светотехника, уже упомянутый карбюратор Mikuni. Впоследствии, с целью удешевления, японский карбюратор уступил место советскому К-62М, а мощность мотора снизилась до 28 л.с., импортозамещению также подверглись оптика и светотехника, из-за чего характеристики мотоцикла также ухудшились.
Если сравнивать с другими советскими мотоциклами и автомобилями ИЖ Планета Спорт был и остаётся эксклюзивным. Стоимость этого мотоцикла была от 1000 рублей.
Кстати на базе ИЖ планеты спорт существовало несколько кроссовых мотоциклов, среди них самые распространенные - это ИЖ К16, побеждавшие в международных соревнованиях.
На этом архивном рекламном снимке представлены основные атрибуты советского мачо 70-80-х: гитара, девушки и Планета Спорт
Так что перед всем остальным рынком того времени за этот мотоцикл не стыдно. Он Экспортировался поставлялся в Финляндию, Нидерланды, Англию и Германию.
Печальный исход
К сожалению, на то время, большинство новаторских инженерных идей не признавалось. Все это считалось нерентабельным, невыгодным, поэтому развивалось очень медленно. Ко всему прочему, население было не платежеспособным. Помимо всего отдельной проблемой была эксплуатация. Ездили эти мотоциклы на 93 бензине, достать который практически невозможно. Заливали 76 или 72, что сильно вредило технике. Поэтому даже те, у кого были деньги, сомневались в том, чтобы тратить на него свои ресурсы. Так в 1984 было принято решение прекратить производство ИЖ Планета Спорт.
Комментарии20
Михаил ожегов 16 дней
Ну,во первых,93й был на каждой заправке.42копейки литр.Дорого.Поскольеу 76й можно и не покупать...
𝕬𝕹𝕿𝕬𝕽𝕰𝕾 15 дней
На самом деле прообразом и донором мотора стал советский же кроссовый Иж-65М, заменили коробку только на дорожную от обычных ижей. Тогда и применили передовую на тот момент пятиканальную продувку. Поэтому и характер мотоцикла получился трудным для новичков из-за слабой тяги на холостых и взрыва на высоких, для кроссовика например такой...Развернуть
via