BY
CHARLIE COOPER AND
GIORGIO LEALI JANUARY 15, 2023 7:27 PM CET
автоперевод
От производителей стекла до производителей бумаги европейские отрасли промышленности сталкиваются с борьбой за выживание. Что, если у них ничего не получится?
Печь на заводе Duralex близ Орлеана, Франция, находится в режиме "гибернации" до апреля | Гийом Суван
ЛА-ШАПЕЛЬ-СЕН-МЕСМИН, Франция. Раскаленные добела печи Duralex горят на берегах реки Луары, недалеко от Орлеана, Франция, с тех пор, как закончилась Вторая мировая война.
Но этой зимой на бесшумных производственных линиях стекольного завода фирмы в Ла-Шапель-Сен-Месмин не видно ни души - и не производится ни одного куска стекла.
Сама печь находится в режиме "гибернации" до апреля, потому что газ, необходимый для поддержания ее работы на полную мощность, был просто слишком дорогим. При эксплуатации при таких низких температурах он ничего не может произвести. Но если его полностью отключить, расплавленное стекло внутри него затвердеет, и оборудование будет уничтожено.
”Нам пришлось принять трудное решение", - сказал Хосе-Луис Льякуна, президент La Maison Française du Verre, группы, владеющей брендами Duralex и Pyrex, сидя в своем офисе рядом с фабрикой. "Это сопряжено с техническими и человеческими рисками, но заставляет нас экономить энергию".
Даже если вы этого не осознаете, вы, вероятно, держали в руках изделие Duralex - невоспетый триумф европейского производства. Их прочные стеклянные стаканы можно найти в каждой школьной столовой Франции, и они экспортируются по всему миру. Вы можете купить их в универмагах John Lewis в Великобритании и даже в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Льякуна говорит, что будущее фабрики в Европе в безопасности, но ее борьба этой зимой символизирует более глубокий кризис, затрагивающий многовековую производственную базу Европы, поскольку сталкиваются высокие цены на энергоносители и высокая политика.
Стоимость энергии, которая в 2022 году достигнет рекордного уровня из-за вторжения России в Украину и отключения жизненно важных газопроводов, стала слишком высокой для многих производственных компаний, чтобы оставаться конкурентоспособными, если они останутся в Европе. В то же время огромный пакет американских субсидий для "зеленой" промышленности шокировал и разозлил чиновников ЕС, которые видят, что США - предполагаемый союзник - соблазняют бизнес перебраться через Атлантику.
Энергетический кризис особенно остро ощущается в таких отраслях, как стекольная, химическая, металлургическая, производство удобрений, целлюлозно-бумажная, керамическая и цементная, которые требуют наибольшего количества энергии для подпитки своего промышленного производства, а в них занято 8 миллионов человек. Но, сталкиваясь с постоянно растущей экономической конкуренцией со стороны Китая, а теперь и со все более протекционистскими Соединенными Штатами, европейские лидеры открыто предупреждают о заразе "деиндустриализации", затрагивающей все производство на континенте.
Предотвращение такого ужасного исхода - и социальных и политических последствий - заняло первое место в повестке дня ЕС в 2023 году.
В новогоднем электронном письме сотрудникам, с которым ознакомился POLITICO, комиссар Европейского внутреннего рынка Тьерри Бретон выделил усилия по повышению глобальной конкурентоспособности Европы в качестве “главного приоритета”.
"Высокие цены на энергоносители в Европе будут продолжать влиять на наших сограждан, а также на все промышленные цепочки поставок и [малый и средний бизнес]", - написал Бретон. "В то же время Китай, США и другие страны пытаются - не без успеха - привлечь наши промышленные мощности".
“Без сильной производственной базы, - прямо говорится в электронном письме Бретона, - безопасность поставок, экспортные возможности и создание рабочих мест в Европе находятся под угрозой”.
Вид завода Duralex со стороны | Джорджио Леали
Экзистенциальный кризис
По состоянию на декабрь европейское производство - и, в частности, промышленный центр континента Германия - пережили худшие последствия зимнего энергетического кризиса, сократив потребление газа примерно на 15 процентов без соответствующего снижения общего объема производства.
Но поскольку цены на газ - несмотря на недавнее падение - все еще примерно в шесть раз выше, чем средняя цена за предыдущие 10 лет, и более чем в четыре раза выше, чем в странах-конкурентах, таких как США, многие все еще опасаются, что крупные фирмы просто перенесут операции за пределы Европы, в то время как мелкие предприятия могут полностью свернуться.
Усугубляет уныние то, что давно лелеемое видение Европы как движущей силы зеленой промышленной революции было поставлено под серьезное сомнение Законом Джо Байдена о сокращении инфляции на 369 миллиардов долларов. Европейские лидеры опасаются, что этот пакет, предусматривающий огромные субсидии на "зеленые" технологии и положения "Покупай американское", привлечет все больше их компаний через Атлантику.
"Учитывая действия США и Китая, мы видим реальную опасность деиндустриализации и сокращения инвестиций", - сказал высокопоставленный чиновник Европейской комиссии.
"Потеря производственных мощностей означает потерю рабочих мест, и это, - сказал Люк Триангл, генеральный секретарь Европейского профсоюза IndustriALL, представляющего рабочих-производителей, - имеет "политические последствия".
"Мы не преувеличиваем, когда говорим, что европейская промышленность - начиная с энергоемких отраслей на передовой - сталкивается с экзистенциальным кризисом", - сказал Triangle. Та же "экзистенциальная" угроза касается 8 миллионов работников энергоемкого сектора, предупредила IndustriALL.
В своем ежегодном обзоре рынка труда, опубликованном в прошлом месяце, Европейская комиссия заявила, что уровень занятости в ЕС остается высоким, несмотря на войну, а безработица в июле упала до 6 процентов. Но он также предупредил, что сохраняющиеся высокие энергозатраты представляют "серьезный риск" для рабочих мест в ЕС, особенно в энергоемких производственных секторах.
“Мы пока не видим этого в данных ... но это вызывает беспокойство на будущее, возможно, уже в этом году”, - сказал министр экономики одной из стран ЕС.
Несмотря на то, что масштабы пока невелики, влияние на рабочие места уже заметно. В декабре Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (Eurofound) опубликовал список потерь рабочих мест, в том числе 441 увольнение на заводе по производству оксида алюминия в Тулче, Румыния, в июне; 300 на заводе в Жиар-над-Хроном в Словакии к концу 2022 года; и 350 на керамической плиткепроизводитель в Польше. Организация заявила, что влияние энергетического кризиса на занятость в блоке, вероятно, “только начинается”.
Triangle предупредил, что, как и в бывших промышленных городах северной Англии, которые продолжали поддерживать Brexit, ускоренный промышленный спад в Центральной и Восточной Европе может вызвать негативную реакцию избирателей против ЕС, которая может стать продолжительным наследием кризиса.
"Есть политические последствия", - сказал Triangle. "Какие партии победят, процветая на недовольстве и разочаровании? Партии, которые имеют антиевропейскую повестку дня или экстремистскую повестку дня ".
По словам министра, процитированного выше, правительственные чиновники уже "обеспокоены".
Пустая сборочная линия и стулья на заводе Duralex | Джорджио Леали
Сделано в Европе
Предупреждения со стороны бизнеса стали громче, как и призывы к скоординированным действиям на уровне ЕС по спасению производственной базы Европы. Франция теперь требует всеобъемлющей новой общеевропейской стратегии "сделано в Европе".
В октябре решение BASF - немецкого химического гиганта, базирующегося в Людвигсхафене с середины 19-го века, - о постоянном сокращении своих операций в Европе вызвало шок в европейском производстве, сказал Triangle.
Более широкое влияние, выходящее за рамки энергоемких секторов, было подчеркнуто в ноябре, когда Volkswagen предупредил, что Европа больше не является "конкурентоспособной по цене во многих областях, в частности, когда речь идет о расходах на электроэнергию и газ" - удар по носу от автомобильного сектора, который является жемчужиной в производственной короне Европы, в котором занято 13 миллионов человек по всему континенту.
На своем последнем саммите 2022 года в декабре лидеры ЕС настаивали на том, что они услышали призыв. На встрече Европейской комиссии было дано указание быстро подготовить предложения "с целью мобилизации всех соответствующих национальных и европейских инструментов" для решения двойного энергетического кризиса и кризиса конкурентоспособности, поражающего европейскую промышленность. Этот вопрос должен стать главным на саммите лидеров ЕС, запланированном на 9-10 февраля.
Но на фоне разногласий между странами по поводу дальнейшего пути, какой путь выберет блок, остается неясным.
Ослабление строгих правил государственной помощи ЕС находится в центре внимания официальных лиц, и финансовая поддержка ЕС производственным секторам также рассматривается.
В краткосрочной перспективе правительствам, возможно, придется рассмотреть способы, с помощью которых существующие фонды - пакет ЕС по восстановлению от COVID следующего поколения и фонд RePowerEU для отучения блока от российского ископаемого топлива - могли бы "удовлетворить необходимые производственные инвестиции", - сказал высокопоставленный чиновник Комиссии.
До сих пор наибольшие отклики были в основном на национальном уровне. Германия - крупнейшая экономическая держава блока и, безусловно, его крупнейший производственный центр - выделила 200 миллиардов евро на пакет поддержки для предприятий и домохозяйств и ограничит цену, которую промышленные потребители платят за газ и электроэнергию. Франция объявила о новом законопроекте, направленном на стимулирование переориентации "зеленых" отраслей промышленности.
В недавней статье для FT министр финансов Германии Кристиан Линднер выразил уверенность, что "Европа и Германия смогут пережить этот кризис без коллапса промышленного производства".
Но другие опасаются, что без серьезного вмешательства на уровне ЕС эти страны, лишенные финансовой огневой мощи Германии, останутся позади. "Принципы должны быть согласованы на европейском уровне для поддержания равных условий", - сказал министр экономики.
Дебаты, вероятно, будут бушевать всю зиму и всю весну.
На заводе Duralex во Франции апрель принесет некоторую передышку благодаря новому, более доступному энергетическому контракту, который позволит снова запустить печь и производить стекло. Президент компании Льякуна уверен, что фирма сможет пережить энергетический кризис и продолжить свою деятельность. “Сделано во Франции” - это "эмоциональный бренд" для компании, сказал он, от которого она не откажется так просто.
Но для многих других по всему континенту бренд "Сделано в Европе" никогда не вызывал больших сомнений.
“Если ЕС не усилит свою промышленную политику, - сказал один дипломат ЕС, - наша промышленность будет истекать кровью”.
Барбара Моэнс, Паола Тамма и Джош Посанер внесли свой вклад в репортаж.
via