25 ноября 2022 21:27
Полина Попова
Часть 7
(
НАЧАЛО)
Вызовы и угрозы: что мешает Индонезии стать развитой страной?
Каждое государство в той или иной степени сталкивается с вызовами и угрозами, которые мешает основному - построению национальной интеграции. Индонезия в этом вопросе не исключение. Национальная интеграция - это процесс объединения сообщества в единое целое. Без построения национальной интеграции Индонезия не сможет в полной мере занять свое место среди развитых государств. Угрозы национальной интеграции можно разделить на внутренние, которые исходят из самого государства, и внешние. Вызовы и угрозы могут быть как военного, так и не военного характера, а также возникнуть в сферах идеологии, политики, экономики, социокультуры, обороны и безопасности.
Угрозы в области идеологии связаны с официальной индонезийской философской доктриной «Панчасила». В нее входят вера в единого Бога, гуманность, единство страны, демократия и социальная справедливость. В этом контексте идеологии Индонезии угрожают коммунизм и либерализм. Коммунизм в Индонезии находится под запретом. Коммунистическая партия страны просуществовала с 1920 по 1966 год. Партию запретили в 1966 году после попытки государственного переворота 30 сентября 1965 года, поддержанного руководством коммунистической партии. Либерализм, пропагандирующий роскошный образ жизни и распущенность может стать большой угрозой для индонезийской нации.
Угрозы в политической сфере представляют собой высокий уровень риска для суверенитета, целостности и безопасности нации. Угрозы в политической сфере могут быть как внутренними, так и внешними. Сюда можно отнести давление со стороны других стран, запугивание, провокацию, политическую блокаду. Препятствиями для Индонезии в политической сфере также являются массовые акции протеста, сепаратизм и терроризм.
Угрозы экономике Индонезии становятся ярким свидетельством последствий глобализации. В настоящее время нет страны с экономической политикой, закрытой от влияния других стран. Экономическая глобализация, с одной стороны, открывает возможности для отечественных товаров конкурировать на международных рынках. С другой стороны, иностранные товары активно проникают на внутренний рынок. Негативные последствия экономической глобализации представляют угрозу суверенитету Индонезии. Страну наводнили товары из-за рубежа, поскольку свободная торговля не знает национальных границ. В результате местные товары не могут конкурировать с зарубежными. Экономика Индонезии также контролируется иностранцами, поскольку это облегчает приток инвестиций. Из-за свободной конкуренции сформировался острый социальный разрыв в стране. Те экономические субъекты, которые выигрывают от сложившейся ситуации, могут монополизировать рынок, те, кто проигрывают, становятся лишь зрителями. Негативные последствия сказываются и на сельском хозяйстве. Секторы народного хозяйства, получающие субсидии, будут сокращаться, кооперативам всё труднее развиваться, а безработицу и бедность сложнее контролировать. Все это в итоге приводит к ухудшению долгосрочных перспектив экономического роста в Индонезии.
Угрозы в социокультурной сфере, как и в политической, могут исходить как изнутри, так и извне. Внутренние социокультурные вызовы в Индонезии обусловлены проблемами бедности, низкого уровня развития и несправедливости. Эти вопросы становятся отправной точкой для таких проблем, как сепаратизм, терроризм, насилие и катастрофы, вызванные действиями человека. Такого рода вызовы угрожают единству и целостности индонезийской нации. Внешние угрозы в социокультурной сфере рассматриваются в Индонезии с точки зрения появления потребительского образа жизни. Возникновение гедонизма в индонезийском обществе приводит к тому, что личное наслаждение рассматривается как высшая ценность жизни вплоть до нарушения сложившихся социальных норм. Индонезийскому обществу также угрожают симптомы вестернизации, а именно подражание западному образу жизни. В итоге, дух «готон ройонг», солидарности и заботы в Индонезии постепенно угасает.
Вызовы в области обороны и безопасности имеют форму военных угроз. Они представляют опасность государственному суверенитету, территориальной целостности и безопасности всего народа. Особую опасность для государства представляют вооруженные восстания, которые могут поддерживаться иностранными державами как открыто, так и тайно. Вооруженное восстание против законного правительства Индонезии является формой военной угрозы, которая может подорвать авторитет государства и деятельность правительства. Индонезия пережила ряд вооруженных восстаний, например DI / TII, PRRI и Permesta, которые следует пояснить. «Двидение Дарул Ислам» (DI / TII) - политическое движение, возникшее в начале 1948 году, целью которого было создание Исламского государства Индонезии. Другим вооруженным восстанием в истории Индонезии стали события 1957 года, когда в Макассаре, Манадо и на севере Сулавеси появляется военное движение под названием «Всеобщая народная борьба» (Permesta). А в 1958 году на острове Суматра появляется Революционное правительство (PRRI), образованное в результате восстания индонезийской армии. В наши дни функция государственной обороны Индонезии направлена на защиту жизненно важных и стратегических объектов страны от возможных диверсионных действий.
Следующей угрозой в области обороны и безопасности в Индонезии можно назвать терроризм. Цели вооруженных террористических актов трудно предсказать и бороться с ними обычными способами. Число террористических актов, совершенных в последнее десятилетие, увеличилось с развитием науки и техники.
Актуальной для Индонезии остается угроза нарушения безопасности на море и в воздухе. Вероятность подобной угрозы очень высока из-за географического положения Индонезии. Государство расположено на пересечении мировых транспортных путей, как морских, так и воздушно-космических. К формам нарушения безопасности на море и в воздухе, которым уделяется первоочередное внимание при осуществлении обороны государства, относятся пиратство, контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ или других материалов. Формами нарушения морской безопасности становятся незаконный рыболовный промысел и загрязнение окружающей среды.
С какими внутренними угрозами сталкивается Индонезия?
Индонезийская нация сталкивается с пятью основными формами внутренних угроз: радикализм и терроризм, сепаратизм, наркотики, коррупция, социальное неравенство.
Понятие радикализма часто ассоциируется с террористическими актами, потому что в основном радикальные группы идут на крайние меры, чтобы достичь своих желаний. Радикализм часто ассоциируется с религией, хотя в основе своей радикализм является политическим вопросом, а не религиозным учением. В Индонезии терроризм определяют как действие с применением насилия или угроза насилия, создающее атмосферу всеобщего страха, которое может привести к массовым жертвам или причинить ущерб стратегически важным объектам. Угроза терроризма и радикализма вызывает серьезную озабоченность правительства Индонезии.
В стране с 2000 года произошли десятки терактов. Одним из самых смертоносных стал взрыв на туристическом острове Бали. Три теракта произошли на «острове Богов» 12 октября 2002 года. В результате инцидента погибли 202 человека и сотни получили ранения, включая иностранных граждан. Еще один теракт, произошедший перед кафедральным собором Макассара в провинции Южный Сулавеси 28 марта 2021 года, сильно потряс индонезийский народ. Взрыв омрачил первый день Страстной недели Пасхи в Макассаре. В результате теракта погибли десятки человек. Президент Индонезии подчеркнул, что терроризм в любой его форме является преступлением против человечности, и не имеет ничего общего с религиозными учениями. Для борьбы с терроризмом власти Индонезии используют системный подход, в частности, делают упор на образовании, религии и просвещении.
Сепаратизм остается основным вызовом для территориальной целостности Индонезии. В Папуа существует довольно много сепаратистских движений. Одним из которых является террористическая сепаратистская группировка, которая неоднократно проводила террористические атаки на территории Папуа. Одним из печальных событий стала перестрелка между солдатами индонезийской армии и сепаратистской группы 13 сентября 2021 года. Группировка устроила поджоги общественных объектов, включая банк, рынок, здании начальной школы и даже центр здоровья. Не удачные попытки сепаратистской группировки привели к тому, что сторонники независимости Папуа стали вести международную кампанию и поднимать острые вопросы о Папуа в ООН. Несмотря на предпринятые усилия, в мире нет ни одной страны, которая признала бы независимость Папуа. Действительно, многие страны поддерживают движение папуасов, но все они по-прежнему признают Папуа частью индонезийского государства.
Проблема злоупотребления наркотиками очень актуальна в Индонезии. Наркотики наносят серьезный ущерб молодому поколению. По данным национального агентства по борьбе с наркотиками, в 2021 году в Индонезии число наркоматов увеличилось на 0,15% до 3,6 млн человек. В возрасте от 15 до 35 лет наркотики употребляют 2,29 млн индонезийских граждан. В Индонезии зарегистрировано 803 типа наркотиков, а уровень смертности от злоупотребления наркотиками составляет примерно 40-50 человек в день. Учитывая серьезную угрозу, которая может привести к гибели целого поколения, президент Индонезии Джоко Видодо объявил чрезвычайную ситуацию в области борьбы с наркотиками. В Индонезии регулярно информируют население об опасности наркотиков как напрямую, так и через средства массовой информации, проводят тесты на наркотики в образовательных учреждениях, офисах государственного и частного сектора, внимательно относятся к реабилитации наркоманов.
Следующей угрозой для Индонезии остается коррупция. Усилия по искоренению коррупции предпринимались различными способами, но до сих пор она продолжает существовать в различных учреждениях страны. Дух правопорядка и искоренения коррупции зародился в 1957 году, когда военное руководство Индонезии издало постановление о борьбе с коррупцией. Согласно индексу коррупции за 2021 год, Индонезия заняла 96-е место из 180 стран. По данным Indonesia Corruption Watch (ICW), потери государства из-за дел о коррупции в 2021 году достигли 62,9 трлн индонезийских рупий ($4,2 млрд). Это число стало самым большим за последние пять лет. По данным мониторинга ICW, в течение 2021 года в Индонезии рассмотрели 1282 дела о коррупции с 1404 ответчиками. Уголовный кодекс Индонезии предусматривает лишение свободы на срок от одного года до шести лет или штраф от 50 млн индонезийских рупий ($3,3 тыс.). Однако в Индонезии было несколько случаев смертной казни в связи с делом о коррупции. Например, к смертной казни в 1966 году приговорили Юсуфа Муда Далама, бывшего управляющего Банка Индонезии, работающего с 1963 по 1966 год.
Как и многие другие развивающиеся страны, Индонезия сталкивается с проблемой социального неравенства. В исследовательском отчете, опубликованном Oxfam и международным форумом неправительственных организаций по развитию Индонезии, говорится, что совокупное состояние четырех самых богатых людей Индонезии, которое составляет $25 млрд, равно совокупным активам ста миллионов самых бедных людей. Социальное неравенство в стране возникает из-за того, что высокий экономический рост не сопровождается равномерным распределением доходов. В сентябре 2021 года уровень неравенства в расходах населения Индонезии, измеряемый коэффициентом Джини, показателем степени расслоения общества, составляет 0,381. Этот показатель уменьшился на 0,003 пункта по сравнению с мартом 2021 года. Наиболее эффективными вариантами политики по достижению благосостояния всего индонезийского народа являются сокращение безработицы, сопровождающееся повышением минимальной заработной платы, уровня здравоохранения, образования и человеческого развития.
Коронавирус и изменение климата - новые угрозы процветанию общества
COVID-19 - не первая пандемия, с которой столкнулась Индонезия. Задолго до этого, в 2003 году, правительство Индонезии также столкнулось с тяжелым острым респираторным синдромом, птичьим гриппом и вирусом H1N1. Пандемия коронавирусной инфекции оказала сильное влияние на весь мир. Коронавирус, как известно, обнаружили в китайском городе Ухань в конце 2019 года. Три месяца спустя, в марте 2020 года, коронавирус проник в Индонезию. Первый случай заболевания коронавирусом в Индонезии зарегистрировали 2 марта 2020 года в городе Депок на Яве. Самый первый случай был выявлен у пациента, который тесно контактировал с заразившимся коронавирусом гражданином Японии. К июлю 2020 года число заразившихся коронавирусом увеличилось до 100 тысяч человек.
В то время как многие государства сообщали о росте числа случаев COVID-19, а в Индонезии еще не выявили ни одного случая, внутри страны стали в шутку говорить, что Индонезия невосприимчива к этому заболеванию. В социальных сетях стали появляться шутки по этому поводу. Одна из таких звучит следующим образом: «Индонезийцы уже невосприимчивы к вирусу. Еда падает на пол и менее чем за пять минут ее подберут и съедят».
Индонезия пережила три волны эпидемии коронавирусной инфекции. В июле 2022 года в стране выявили свыше шести миллионов случаев заражения коронавирусом. Побороть COVID-19 смогли 5,9 млн индонезийских граждан, еще 156 тысяч человек погибли. Это огромные цифры, которые, к сожалению, не окончательные. Индонезия снова стоит на пороге новой волны эпидемии коронавируса. Всплеск новых случаев заражения коронавирусом в Индонезии произошел 19 июля. Тогда за сутки выявили 5085 новых случаев заражения коронавирусом. Число активных случаев COVID-19 увеличилось до 30 тысяч. Министерство здравоохранения Индонезии предупреждает, что пик новых случаев заражения омикрон-штаммом наступит после июля 2022 года.
Власти Индонезии смогли взять под контроль ситуацию с COVID-19. Правительство также с оптимизмом смотрит на то, что экономика продолжит расти в 2022 году. Экономическая активность продолжает набирать обороты, были снова открыты туристические и развлекательные места. Бесперебойная работа национальной программы вакцинации также стала важным фактором борьбы с COVID-19. Первую дозу вакцины получили 200 845 766 жителей Индонезии, вторую дозу - 168 068 616 человек, а ревакцинацию прошли свыше 47,6 тысячи человек. Правительство также пытается поддерживать покупательную способность людей, предоставляя социальную помощь малообеспеченным группам и сдерживая рост цен.
Всемирный банк назвал экономику Индонезии одной из самых сильных в разгар глобальных потрясений. По данным Всемирного банка, рост экономики Индонезии достигнет 5,1% в 2022 году, что всего на 0,1% ниже предыдущего прогноза. Такие страны как США и Китай, испытали более значительные изменения в прогнозах роста экономики, соответственно, на 1,2% и 0,8%.
Пандемия коронавирусной инфекции еще не закончилась, но мир должен столкнуться с новой угрозой. По прогнозам, изменение климата будет иметь такие же последствия, как пандемия коронавируса. Этой катастрофы опасаются ученые всего мира. Эксперты считают изменение климата - реальной угрозой будущего. Чем больше развивается государство, тем больше оно использует энергии, поэтому давление на природные ресурсы более ощутимо. Как и в случае с пандемией, ни одна страна не может избежать угрозы изменения климата. Ученые во всем мире говорят, что Земля в настоящее время приближается к очень тревожному климатическому переломному моменту.
В мире зафиксирован беспрецедентный всплеск стихийных бедствий, включая наводнения в Юго-Восточной Азии, рекордную жару и лесные пожары в Австралии и США, а также разрушительные ураганы в Африке и Южной Азии. Индонезия располагается в сейсмически активной зоне земного шара и является одной из стран с самым высоким уровнем сейсмической активности в мире. Землетрясения, вызванные взаимодействием тектонических плит, могут вызвать цунами. Национальное агентство по борьбе со стихийными бедствиями сообщило, что в течение 2022 года в Индонезии произошло 1945 стихийных бедствий. Более двух миллионов человек покинули свои дома из-за стихийных бедствий. В частности, в Индонезии с января по июль 2022 года произошло 756 наводнений, 377 оползней, 12 землетрясений, 94 лесных пожаров. В результате стихийных бедствий в это период погибли 104 человека, пропали без вести 15 человек, а ранения получили 692 человека.
Безопасность островов Себатика и Натуна под угрозой?
Индонезия известна во всем мире как четвертая по величине страна-архипелаг. Государство граничит с другими странами Юго-Восточной Азии, а именно с Малайзией, Сингапуром, Восточным Тимором, Филиппинами, Австралией, Папуа-Новой Гвинеей. Это имеет как положительные, так и отрицательные последствия для Индонезии. С одной стороны, государство может легко сотрудничать во всех областях с соседними странами. С другой стороны, Индонезии приходится тщательно охранять и защищать свои границы. В приграничных районах часто возникают конфликты или даже территориальные споры.
Конфликты между Индонезией и Малайзией происходят с 1963 года, Пристальное внимание уделяется приграничному региону Себатик. Себатик - один из островов, который расположен в северной части округа Нунукан, провинции Северный Калимантан. Северная часть Себатика принадлежит Малайзии, площадь которой составляет 187,23 км², а южная часть острова принадлежит Индонезии, площадь которой составляет около 246,61 км².
Район индонезийско-малайзийской границы на острове Себатик остается потенциальной угрозой национальной безопасности Индонезии. Во-первых, через границу проходит большое количество контрабанды наркотиков из-за отсутствия сотрудников службы безопасности, военных и полиции, дежурящих в приграничных районах. Во-вторых, власти Индонезии проводят слабую экономическая политика на острове Себатик, где для удовлетворения потребностей повседневной жизни люди по-прежнему больше зависят от Малайзии. В этом случае правительству Индонезии следует проводить особую политику для людей в приграничных районах: субсидировать цены на основные продукты питания, чтобы люди предпочитали покупать отечественные продукты, а не малайзийские. В-третьих, что касается идеологии, подрывается национализм и гордость за Индонезию у людей, живущих в приграничных районах. Экономические потребности побуждают рабочих из Индонезии стекаться в Малайзию.
Другой внешней угрозой для безопасности Индонезии остается продолжающийся конфликт в Южно-Китайском море. Конфликт существует с 1947 года. Китай и несколько стран Юго-Восточной Азии вовлечены в непрекращающийся территориальный спор в богатой на природные ресурсы акватории Южно-Китайского моря. Суммарные залежи нефти в регионе оцениваются примерно в 30 млрд. тонн, а газа - в 16 трлн. м³. Индонезия не имеет территориальных претензий в Южно-Китайском море. Но желание Пекина присвоить себе территорию, юридически признанную исключительной экономической зоной Индонезии вокруг островов Натуна, стала источником напряженности в двусторонних отношениях.
В 2018 году Китай построил на островах Натуна военную базу с численностью более тысячи человек. В ответ Индонезия мобилизовала десятки тысяч военно-воздушных и военно-морских сил в северной части моря Натуна. Конфликт в Натуне снова разгорелся в 2021 году после того, как Китай потребовал от Индонезии прекратить добычу нефти и природного газа. Индонезия твердо заявила, что южная оконечность Южно-Китайского моря является исключительной экономической зоной, принадлежащей Индонезии в соответствии с конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву. Более того, в 2017 году Индонезия официально назвала этот район северным морем Натуна. Китай возражал против изменения названия и настаивал на том, что море вблизи Натуна подпадает под обширные территориальные претензии КНР в Южно-Китайском море. С этим юридическим зонтиком Индонезия имеет полное право исследовать острова Натуна и использовать природные ресурсы. В Индонезии считают, что запасы нефти в северной части моря Натуна составляют 92,6 млн баррелей. Между тем, потенциальные запасы нефти в Натуна составляют 137,1 млн баррелей.
Незаконный рыбный промысел, который происходит неоднократно и сопровождается вмешательством Китая, становится еще одной причиной для подтверждения Индонезией своего территориального суверенитета вблизи островов Натуна. Можно сказать, что действия китайских рыболовных лодок, которые заходят в воды индонезийского моря с целью изъятия потенциальных природных ресурсов, безусловно, становятся фактором угрозы для Индонезии. Рыбаков, ловящих рыбу в водах моря Натуна, также сопровождают суда военной и береговой охраны, принадлежащие Китаю. Индонезия отдает приоритет мирной дипломатии, чтобы избежать эскалации конфликта, который может спровоцировать военные действия. Политика, проводимая правительством Индонезии в Южно-Китайском море, сосредоточена на оптимальном и устойчивом управлении морскими ресурсами.
Китай претендует на 90% акватории Южно-Китайского моря, но свои претензии также выдвигают Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам. Рост амбиций Китая привлек в регион вооруженные силы Соединенных Штатов, которые опасаются усиления влияния Китая в регионе. США также оказывают поддержку странам Юго-Восточной Азии, у которых возникают конфликты на море с Китаем. США заинтересованы в беспрепятственном доступе к региональным водам.
Доступ к акватории Южно-Китайского моря важен по трем причинам. Во-первых, это экономически важный регион, где находятся основные морские пути внутрирегиональной и международной торговли. Во-вторых, беспрепятственный доступ способствует военному присутствию США не только в Восточной Азии, но и во всем мире. В-третьих, соблюдение принципа свободы навигации в Южно-Китайском море является частью стремления отстаивать этот принцип во всем мире.
Индонезия в сложившейся ситуации пытается проводить исследовательскую дипломатию для укрепления отношений со странами, которые находятся в «подвешенном» положении из-за влияний США и Китая. Индонезия, как и другие страны Юго-Восточной Азии, активизирует свои военные связи с Соединенными Штатами на фоне усиления давления Китая.
ПРОДОЛЖЕНИЕ