«Эффективный» собственник

Oct 03, 2022 22:13

03.10.2022 г.
Андрей Соколов

Как олигарх с паспортом страны НАТО закрыл стратегически важный завод в России




СМИ бьют тревогу: Ростовский завод гражданской авиации №412 - крупнейший завод по ремонту моторов самолётов Ан-24 и Ан-26 закрыт. В результате Дальний Восток, Сибирь и Северо-Запад могут оказаться отрезанными от большой земли.

В своё время это предприятие приобрёл олигарх с двойным гражданством Иван Саввиди, больше известный, как «табачный король». Приобрёл, а теперь отказался от ремонтов в самый сложный для страны момент на фоне западных санкций и в самый разгар СВО на Украине.

«Столетие» уже писало об этом предприимчивом бизнесмене с греческими корнями, когда он в 2018 году был арестован после инцидента во время матча чемпионата Греции по футболу в Салониках. Игра шла между принадлежащим Саввиди клубом ПАОК и другой греческой командой АЕК. Когда судья не засчитал из-за офсайда гол, забитый игроками ПАОК, разъяренный Саввиди в сопровождении телохранителей, с висящей на поясе кобурой с пистолетом выбежал на поле и стал угрожать судье, заявив ему: «Ты - мертвец!».

Саввиди схватили полицейские и доставили в участок. Однако бизнесмену с состоянием, по оценке Форбс, в более чем миллиард долларов удалось выкрутиться. Но сам такой дикий поступок оказался более чем странным для выходца из России, где он в свое время ухитрился оказаться в кресле депутата Государственной Думы.

Родился нынешний владелец «заводов, контор, пароходов» в СССР, в грузинском селе Санта, где проживают этнические греки. После службы в армии он переехал в Ростов-на-Дону, где 1980 году устроился на работу на Донскую государственную табачную фабрику. А потом прошёл путь от рабочего-грузчика до заместителя директора.

Когда в развалившемся СССР началась хаотическая приватизация, он сумел скупить акции предприятия и стал его владельцем. Как это произошло, в точности неясно до сих пор. В 1993 году Саввиди был избран генеральным директором компании «Донской табак». И уже тогда вокруг него начались громкие скандалы.

В 2011 году его компания выпустила нескольких брендов сигарет, явно предназначенных для детей и подростков. Выпуск новых брендов сопровождался активной рекламной кампанией, также направленной на подростковую аудиторию. В результате комиссия ФАС наложила на компанию Саввиди штраф за незаконное использование в табачной рекламе образов несовершеннолетних.

Однако в те смутные годы это не помешало политической карьере бизнесмена, который старался подправить свою подмоченную репутацию, занявшись благотворительностью. В результате в 2003 году Саввиди был избран депутатом Государственной Думы РФ. Через четыре года избрался в неё повторно, но в 2012 году уже не сумел снова стать депутатом, несмотря на усиленные старания.

Будучи депутатом, Саввиди превратился уже в олигарха, основал компанию «Группа АГРОКОМ», в которую вошли, в частности, фабрика «Донской табак» и международный аэропорт Ростова-на-Дону. Стал президентом футбольного клуба «Ростов», однако больших успехов тот не добился. Как следует из официальной биографии Ивана Саввиди, в России бывший советский грек разбогател на сигаретах, пытаясь травить ими даже детей.

А потом, получив греческий паспорт, сколоченный в России капитал Саввиди стал активно выводить за границу - покупать активы за рубежом, в том числе в солнечной Элладе. Приобрел там табачное производство SEKAP, футбольный клуб ПАОК, фешенебельный отель «Македония-Палас», вложив в общей сложности в экономику той страны более 300 млн евро. И это в то время, когда вскормившая табачного магната донская земля, да и вся Россия, отчаянно нуждалась в инвестициях.

Вот что писало о делишках «табачного короля» в 2011 году московское издание «Москоу пост»: «В СМИ всплыла история со схемой вывода активов за рубеж, которую Саввиди якобы выстроил через “Банк Москвы”, владелец которого потом сбежал за границу, и швейцарскую компанию Proper Investments GmbH. Пока следователи продолжают разбираться в финансовых махинациях, к которым причастен экс-президент “Банка Москвы” Андрей Бородин, в прессе появилась информация о его новых подельниках. Как выяснилось, одним из них был экс-гендиректор компании “Донской табак”, а ныне депутат Госдумы Иван Саввиди. Так, в последнее время в СМИ циркулирует информация, что господин Саввиди при помощи бывших топ-менеджеров “Банка Москвы”, включая самого экс-президента этого банка Бородина, в 2006-2007 годах активно выводил денежные средства из РФ за границу. Причем этот вывод активов Иван Игнатьевич делал через подконтрольную ему компанию ОАО «Донской табак», которая на 87% принадлежит супруге парламентария - Кирияки Саввиди.

Этими махинациями, связанными с финансами “Банка Москвы”, Иван Саввиди начал заниматься в 2006 году. Только в июле того года Иван Игнатьевич вывел через аффилированную компанию ООО “Донской табак продажи и маркетинг” $12 млн (свифт от 03 июля 2006 года).

Причем схема вывода была довольно изощренная, ведь деньги “утекали” за рубеж через это ООО по так называемому кредитному соглашению со швейцарской компанией Proper Investments GmbH через “Банк Москвы”. Кстати, как оказалось, “фирмой-прокладкой” Proper Investments GmbH также владеют жена депутата Саввиди и его сын».

В 2012 году брат бизнесмена Ираклий Саввиди был арестован греческими властями по подозрению в криминальной деятельности. Основанием для ареста, как сообщала греческая газета «Катимерини», стало требование российских спецслужб, которые заподозрили Ираклия Саввиди в организации двух заказных убийств.

А в 2016 году суд Ростовской области приговорил к семи годам лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере племянника табачного магната Микиса Саввиди.

Выводя свои активы за рубеж, Иван Саввиди стал, как видно, пытаться заработать там авторитет, делая антироссийские заявления. К примеру, в беседе с одним из московских журналистов табачный магнат высказался за скорейшие похороны российской экономики: «Про некоторые из отраслей нашей экономики думается только одно: стоит ли содержать реанимационного больного или смысл провести эвтаназию?».

Был замечен бывший депутат Госдумы и в США. Саввиди участвовал в параде на Манхэттене в Нью-Йорке в честь Дня независимости Греции, после чего его видели на приеме с участием самого Дональда Трампа. Мир узнал о визите табачного магната из Ростова к президенту США благодаря ряду греческих СМИ, которые предварительно были скуплены Иваном Саввиди.

Любопытно, что с такой оригинальной биографией г-н Саввиди в России ухитрился получить аж два ордена «За заслуги перед Отечеством» и орден Александра Невского. Между тем, судя по сообщениям греческих СМИ, почти все члены его семьи уже давно постоянно проживают в Греции, купаясь в роскоши.

В Салониках он в свое время устроил сказочную свадьбу для младшего сына Георгиса, пригласив 600 гостей. В качестве тамады нанял Андрея Малахова, а невесте справили платье, вышитое драгоценностями весом в 27 килограммов.

Но, как говорится, хорошо жить не запретишь.

Для нас же в бурной биографии бывшего грузчика табачной фабрики важнее другое - он стал владельцем стратегически важного предприятия, которое, как свидетельствует расследование проведенное агентством «Царьград», вплоть до весны 2022 года «питалось» комплектующими с украинского завода, обслуживающего нужды ВСУ.

Пассажирский Ан-24 и его грузопассажирский вариант Ан-26 - основные авиаперевозчики в Сибири и на Дальнем Востоке, ремонтировались на предприятии, которым владеет бизнесмен с паспортом страны НАТО.

По данным главного редактора издания «АвиаПорт» Олега Пантелеева, в гражданской авиации в настоящее время насчитывается порядка сотни Ан-24, а вот с учётом сегмента государственной авиации «на круг» вместе с Ан-26 общая численность воздушных судов составляет примерно 250 бортов. Это вполне внушительный парк, констатирует Пантелеев. А двигателей АИ-24, которые на них стоят, естественно, больше, чем самих лайнеров.

Новость о закрытии РЗГА-412, пишет «Царьград», прозвучавшая в марте этого года, вызвала шквал негодования. Случившееся означает, что все Ан-24 и Ан-26, имеющиеся в авиакомпаниях России, максимум через пять-шесть могут прекратить полеты. Множество людей, населяющих громадные территории восточнее уральского хребта, где расстояния между соседними населёнными пунктами исчисляются сотнями километров, а железных дорог нет, могут быть отрезаны от «большой земли».

В группе «Агроком», которой владеет миллиардер Саввиди и куда входит авиаремонтный завод, заявили, что безубыточная работа РЗГА-412 предполагает непрерывный ремонт не менее 60 авиадвигателей ежегодно, в то время как последние два года едва удавалось сформировать портфель заказов из 45 двигателей. «В связи с вышеперечисленным, мы не находим для себя как частной компании возможностей и путей для сохранения деятельности предприятия по ремонту авиадвигателей, поэтому в течение последних нескольких лет планомерно шли к сворачиванию производства», - заявили в компании.

Тут выяснилась и еще одна пикантная подробность. Оказалось, что ключевым поставщиком запчастей для РЗГА являлось... украинское предприятие «Мотор Сич», где выпускались двигатели для боевых турецких беспилотников «Байракатар», с помощью которых вооружённые формирования Украины устраивают воздушные диверсии.

До конца 2021 года РЗГА якобы изыскивало возможности по организации поставок комплектующих через третьи страны. Но потом поставки прекратились. А в мае «Мотор Сич», где выпускалась военная продукция для ВСУ, был разрушен ударами российских ракет.

В СМИ прошла информация, что глава Росавиации Нерадько обратился к руководству РЗГА-412 с предложением либо не закрывать завод, либо предложить меры по переносу производства в иные локации. В Ростехе сообщили, что «изучают вопрос организации ремонта двигателей этих самолётов». Но с тех пор - тишина...

По словам компетентного источника «Царьграда», сейчас, после прямого указания президента Владимира Путина, прозвучавшего на совещании по развитию авиаотрасли, «ответственные чиновники» бросились заниматься тем, что было напрочь провалено в предыдущие годы, - импортозамещением. Проще говоря - созданием альтернатив «Боингам» и «Эйрбасам», годами закупавшимся нашей страной в ущерб собственным наработкам. А вот про «мелочь» вроде малой и средней авиации, похоже, «позабыли».

Что происходит сейчас на площадках, где ремонтировались российские самолеты? Там, говорится в расследовании «Царьграда», установлена линия по производству многослойной барьерной пленки для упаковки продуктов пищевой промышленности. А стратегически важный завод свернул жизненно важную для России работу по решению собственника - олигарха с двойным гражданством и интересами в недружественных странах. И ему никакого дела нет теперь до того, где будут ремонтироваться моторы для русских самолётов средней авиации. Он-то свои вопросы решил.

«Кто ответит за случившееся в Минпромторге, Ростехе и Росавиации за то, что вообще допустили возникновение такого кризиса? - вполне логично задается вопросом «Царьград». - Ведь фактически произведена самая настоящая диверсия, которая ставит под угрозу транспортное сообщение огромной территории страны».

Конечно, это повод для Следственного комитета и Генпрокуратуры провести самую тщательную проверку сложившейся ситуации, которая может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

Кстати, а сколько вообще сейчас в России таких «эффективных» собственников, сколотивших во время бурной «прихватизации» громадные состояния, с паспортами стран НАТО, которые объявили сейчас России войну? Не создает ли это прямую угрозу национальной безопасности нашего государства? И не пора ли в этом деле произвести «инвентаризацию»?

via

СКАНДАЛЫ, САНКЦИИ, РЕМОНТ, СОБСТВЕННОСТЬ, АВИАЦИЯ

Previous post Next post
Up